Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Литые металлические иконы в собрании НХМ

Фонд литых икон Новокузнецкого художественного музея создан в 1989 г., пополняется путём закупки и дарения от прежних владельцев; насчитывает около двухсот единиц хранения. Эта коллекция в сравнении с коллекциями известных отечественных музеев и частных собраний по количеству и качеству экспонатов довольно скромна. Её уникальность, если можно говорить о таковой, скорее, в том, что она в некоторой мере показывает, какие литые образы были распространены среди русского населения Кузнецкой земли в дореволюционное время, отражает местные особенности, проявления иконобытования в России в целом.
Меднолитая пластика — кресты, иконы и складни — это большое и древнее явление русской художественной культуры. Как и всё православное наследие в целом, искусство изготовления литых рельефных образов Россия переняла от православной Римской империи (Византии). Изображаемые святые, праздники, порядок их размещения (иконография) на литых образах единообразны или схожи с иконографией икон, писаных на дереве.
В старину люди покупали литые иконы, как и писанные, в соответствии с желанием молитвенно обращаться к почитаемым первообразам, созерцать события евангельской истории. Поэтому наиболее часто среди литых икон встречаются: Распятие Христово (илл. 1),   разнообразные виды икон Богородицы (илл. 2), Праздники, архангел Михаил, святитель Николай Чудотворец (илл. 4), Илья Пророк, святители Гр. Богослов, Вас. Великий и Иоанн Златоуст (илл. 3),  Георгий Победоносец, некоторые русские святые и проч.
В старину выбор образов иногда определялся лубочными листами-«целебниками» под названием «Сказание коим святым каковыя благодати исцеления от Бога даны», которые стали массово печататься со второй половины XVIII века. Святые, указанные в этих листах, весьма часто изображались на небольших медных иконках.
Русские мастера создавали новые иконографии: с XVIII века литейщики старообрядческой Выгорецкой обители стали изготавливать сложные четырёхстворчатые складни «Двунадесятые праздники» (илл. 5). В XIX веке было освоено изготовление сложной композиции «Распятие Христово с Предстоящими и Праздниками». Металлические образы украшались разнообразным литым растительным или геометрическим декором-орнаментом. Они изготавливались чисто металлическими или, более дорогие, с одноцветными или более дорогими разноцветными эмалями.
Украшались и оборотные стороны икон: Распятия как правило имеют  на оборотной стороне литые или прочеканенные украшения, тексты молитв (илл. 6), иногда то и другое одновременно. Обороты крестов-тельников обычно несут молитвенные тексты. На оборотах одиночных образов, а так же складней часто помещались литые декоративные композиции с основой в виде креста и орудий страстей (илл. 7) .
Искусство иконного литья сохранялось до революции 1917 г. в старообрядческой среде. В XVIII и XIX веках власти не раз запрещали употреблять в храмах объёмные изображения. Старообрядцы этим указам синодальной Церкви, «никониан», как они их называли, не подчинялись, поэтому иконолитейное искусство стало характерной принадлежностью старообрядческой части русской церковной традиции. Мастера, переселившиеся из европейского центра России в Сибирь принесли с собой это искусство. После 1917 г. из-за государственного преследования веры и всего, что с ней связано, древнее русское иконолитейное искусство было утрачено.
 

А.В. Клещевский, старший научный сотрудник

 

Иллюстрация 1
Иллюстрация 2
Иллюстрация 3
Иллюстрация 4
Иллюстрация 5
Иллюстрация 6
Иллюстрация 7