Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Раздел русского искусства XIX века представлен небольшим числом памятников

Но, как и в любом музее, в нем есть свои «жемчужины», определяющие качество собрания, составляющие гордость ее собирателей. Частных коллекций, которые, как правило, составили основу музейных собраний в старинных культурных центрах, в Кузнецке не было. Поэтому создавать коллекцию русского искусства сотрудникам музея приходилось буквально по единицам, ведя разыскания и приобретая экспонаты у наследников и владельцев коллекций.

В первой половине 19 века развивается новый, более демократичный взгляд на ценность человеческой личности, независимо от сословной принадлежности. Эту тенденцию представляют в собрании музея портреты, предназначенные для домашних гостиных. Среди них работа А.Г. Венецианова - тонкого мастера живописных портретов, исполняемых с присущей ему деликатностью и теплотой.

 Характерным образцом портретного искусства школы Венецианова является «Портрет молодой дамы в черном платье» Е.Ф. Крендовского,  верного традициям своего учителя, от которого, ему передалось то же чуткое уважительное отношение к моделям.

«Портрет молодой дамы в белом платье» неизвестного автора выполнен, предположительно, русским провинциальным художником. Интересным примером провинциального портрета является «Портрет актера Михаила Петровича Владиславлева» работы Г.Ф. Крылова.

Во всех этих работах соблюдено главное условие – передача покоя, считавшегося фундаментом портретного творчества в начале 19 века.

"Портрет великой княжны Екатерины Михайловны» Тимолеона Неффа поступил в собрание музея в 1965 из Третьяковской галереи, куда ранее был передан из Эрмитажа - семейной коллекции царской семьи. Он представляет линию развития парадного портрета середины 19 века.

Наиболее ранние произведения пейзажного жанра - небольшие работы начала 19 века  П. Ермолаева (Денисова): «Рыбацкий домик», «Опушка леса» и «Дорога. Закат», выполнены в романтическом ключе.

История бытования этих работ в Кузнецке интересна с краеведческой точки зрения. Картины попали в наш город в середине 19 века. Как рассказывают прежние владельцы, пейзажи прислали их прадеду, ссыльному чиновнику Павлу Лоншакову. В прибывшем обозе,  в числе небольшого багажа, переданного в ссылку, находились картины: одна кисти французского живописца А. Бенно «Лунная ночь» и три упомянутых пейзажа. Живописные полотна передавались из поколения в поколение, обрастая легендами о знатных и богатых родственниках, связи с которыми впоследствии оборвались.

В середине 19 века получили распространение «итальянские жанры», идеализирующие природу Италии и колоритную внешность итальянцев. Эту тенденцию представляет в собрании музея «Девушка с виноградом. Рим» В.П. Верещагина – выпускника Академии художеств 1861 года.

Огромной удачей для  музея было приобретение трех произведений И.И. Левитана, написанных в разные десятилетия и характеризующих начало и расцвет творчества выдающегося мастера лирического пейзажа.

Бытовых картин - одного из самых популярных жанров второй половины 19 века в собрании музея всего несколько.  Жанровая картина давала возможность представить жизнь народа и потому она заняла первенство в творчестве Товарищества передвижников, боровшихся за подлинно народное искусство, утверждавших принципы демократического реализма. Примером сцены из жизни простого народа является акварель Н.В. Неврева «Спокойствие. За вышиванием».