Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Искусство Новокузнецка в собрании НХМ

Искусство Новокузнецка в собрании музея – одна из самых больших коллекций, содержащая произведения всех видов изобразительного искусства. Данный каталог включает в себя живопись и графику, разделы, которые комплектовались наиболее активно и целенаправленно.

Новокузнецкий художественный музей был создан в 1961 году, не имея при своем основании какого-либо частного собрания, и потребовались значительные усилия нескольких поколений научных сотрудников для придания этой коллекции должной цельности и полноты. Далеко не сразу искусство города получило приоритетное направление в музейном комплектовании. Изначально музей создавался как учреждение культуры, призванное пропагандировать советское искусство (именно так и назывался первоначально музей – музей советского изобразительного искусства). Не случайно первые десятилетия в его жизни и деятельности были связаны, в основном, с выставочной деятельностью, причем большей частью выставки приходили из центральных музеев и выставочных организаций. И, соответственно, задача комплектования виделась в создании такой коллекции, которая могла бы представить основные этапы развития советского искусства произведениями известных художников. Этому способствовала и передача большого количества произведений из запасников Министерства культуры РСФСР и СССР в первые годы существования музея.

Задача сотрудников сводилась, таким образом, к презентации уже прошедших отбор и оценку произведений. Добросовестно выполняя эту задачу, музейные сотрудники, однако, всячески стремились расширить свои полномочия и, благодаря их активным действиям в собрании музея появились разделы русского искусства 19-го и первой половины 20 века, а позже и разделы иконы и художественной фотографии, то есть появились те произведения, которые закупались на основе самостоятельной оценки и отбора.
 

Искусство местных художников также приобреталось музеем, но долгое время в общей иерархии музейных ценностей оно находилось далеко не на первом месте. Понимание его значимости пришло с осознанием  невозможности, да и пагубности  создания музейной коллекции в соответствии с неким усредненным образцом. А любая попытка пойти по пути  выстраивания «соответствий» работ местных художников глобальным общенациональным  «достижениям» искусства по существу непродуктивна и не решает специфической музейной задачи документирования собственной художественной жизни города в ее главных, сущностных аспектах.

Осознание того, что уникальность музея и в особенности музея провинциального вырастает из неразрывной связи с живой художественной средой, позволило выстроить концепцию комплектования по-иному. Она не зачеркивала деятельность по закупке произведений центральных областей России и Сибири, но выявляла приоритет  в создании полной картины художественного процесса в городе – в его современном и историческом плане. Концепция выделила несколько наиболее ярких имен в местной художественной среде, чьи произведения в собрании должны были составить цельные монографические коллекции. У других художников приобретались лучшие работы,  и работы представляющие художественно-исторический интерес.

Время показало плодотворность этой концепции. К сожалению, не все пробелы в истории художественной жизни Новокузнецка удалось восполнить, но в целом в настоящее время коллекция новокузнецкого искусства не только отличается значительной полнотой, но и уникальностью, поскольку в ней сосредоточено все лучшее, что связано с развитием профессионального изобразительного искусства города.