Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Живопись

Создание раздела местного искусства в музейной коллекции, и в том числе искусства современного, на протяжении всех пятидесяти лет существования Новокузнецкого художественного музея воспринималось как одна из наиболее простых, естественных и – парадоксальным образом – наиболее сложной из задач комплектования. Не требуя таких усилий и таких затрат, как, скажем, отбор и закупка произведений в художественных центрах страны, комплектование местного искусства требовало от музейных сотрудников города большей профессиональной самостоятельности в оценке искусства, рождающегося на их глазах. Сейчас, оглядываясь на не столь уж далекое прошлое в истории музея, можно испытывать гордость за музейных сотрудников, занимавшихся этой работой. Пусть не всегда она, эта работа, была безошибочной, все же лучшие произведения художников Новокузнецка собраны в музейной коллекции.

Долгое время собирательская деятельность сотрудников строилась на закупке лучших работ с выставок - городских, областных, зональных; в этом плане музею помогали и учреждения культуры – от города, области до МК РСФСР и СССР. Именно так создавались разделы искусства 1960 – начала 1970-х годов. Этот период представлен у нас в основном произведениями художников-выпускников ленинградского института им. Репина, приехавших в Кузбасс по призыву ВЛКСМ  в 1957 г. – А.Л. Гландина и И.Л. Салганик, Б.А. Лобанова, В.П. Овчарова и И.С. Кабанова, Б.А. Пленкина и П.А. Писклюкова; приехавших примерно в это же время из Новосибирска Л.М. и А.В Акцыновых, а также выпускника Харьковского художественного института Я.В. Курдюмова.
Наиболее большими и цельными коллекциями искусства этого времени можно считать переданное музею городским отделением Худфонда наследие П.А. Писклюкова и собрание работ «коренного» новокузнечанина,  выпускника Казанского художественного училища И.А. Лебедева. Собрание произведений Павла Александровича Писклюкова, талантливого, сильного живописца, включает в себя большие тематические картины,  пейзажи, портреты, массу этюдов и др. подготовительного материала. Особенность его коллекции во многом определена его трагически ранним уходом: работы созданы на протяжении не более чем пяти – семи лет - в них как бы запечатлен срез времени, требующего от художника глубокой личной включенности в социально важные темы. В отличие от П.А. Писклюкова, творчество Ивана Александровича Лебедева представлено в музее произведениями, создаваемыми на протяжении двух десятилетий; в них нашли свое отражение наиболее важные  моменты творческой эволюции художника, его прихода к самому себе, к образам большой внутренней сосредоточенности и лиризма.

В целом же, в силу разного рода случайностей, искусство этого периода представлено очень неровно – отсутствуют многие произведения, которые, судя по каталогам выставок тех лет, являлись ключевыми и для своего времени, и для нашего региона. Утрачена, к сожалению, также и возможность воссоздания, хотя бы в самих общих чертах, конкретной наполненности экспозиций первых общегородских выставок – в музейной коллекции нет ни одной работы, экспонировавшейся на первой и второй художественной выставках (1953, 1955 гг.)

В последние полтора десятилетия была предпринята попытка достичь определенной системности и полноты в  отражении музеем основных вех, явлений в художественной жизни города. Это выразилось в стремлении соединить методы комплектования предшествующих  периодов - закупка с выставок – с методом коллекционного подбора произведений - созданием ряда крупных коллекций отдельных авторов, временных периодов, значимых художественных явлений. Так были созданы и существенно дополнены  коллекции работ наиболее интересных, ярких имен среди новокузнецких художников - С.А. Бачевского, А.А. Бобкина, И.Б. Бессонова, В.А Карманова, Л.Л. Статных, А.С. Холодова, имена которых значились в планах комплектования музея как приоритетные. Если сосредоточиться на собрании произведений новокузнецких живописцев, то, конечно, центральное место здесь занимают имена «семидесятников» – Игоря Борисовича Бессонова, Виталия Анатольевича Карманова, Николая Алексеевича Ротко  и Людмилы Леонтьевны Статных.

Наверное, не последнюю роль в творческом  самосознании этих художников  сыграло их местное происхождение.  И.Б. Бессонов и В.А. Карманов, к тому же – из семей художников (Б.А. Бессонова и А.И. Карманова, чье творчество также представлено в музейном собрании). Они получили разное художественное образование, очень непохожи в своем творчестве. Но есть качество, которое, несомненно, их сближает: глубокая органичность, личностная самобытность каждого. Именно художникам-”семидесятникам” удается достичь соприкосновения с «живой душой» истории и культуры города  - не внешне, не через определенную и сформулированную кем-то тему, а через осмысление, «вчувствование» в  повседневную эмоциональную наполненность нашей жизни, в умении сближать разновременное и вычленять сущностное.   Творчество каждого из них представлено в коллекции музея достаточно полно и цельно – собрание  позволяет проследить их развитие от самых ранних работ до произведений 1990-х годов. Позднее, уже в середине 1980-х годов к этим именам добавилось и несколько новых. Среди них одно из самых значительных – А.В. Суслов, переехавший в Новокузнецк из Кемерова, монументалист, живописец, график, - художник ярко личностного плана, что, несомненно, сблизило его с поколением новокузнецких «семидесятников».

Поскольку музей начал создавать свою коллекцию в 1960-1970-е годы, самый ранний период в развитии местного искусства – 1930-1950 стал существенно пополняться сравнительно поздно - только в последние годы, в общем русле системного комплектования. Наряду с коллекциями произведений отдельных авторов - С.А. и П.Ф. Бачевских, И.М. Елагина, Ф.М. Пономарева, В.П. Часовских и др. предприняты меры по созданию и дополнению разделов, «единичными» произведениями, расширяющих общее представление об искусстве этого периода - произведениями  К.А. Евреинова, Я.А. Меламеда, Н.И. Сурикова, В.А. Баскова. Требуется еще очень много усилий, преимущественно поисковых, исследовательских, для того, чтобы этот раздел  искусства 1930-1940-х гг. можно было считать относительно самостоятельным. А вот 1950-е годы в музейном собрании пополнились довольно ощутимо. Оказалось возможным начать создавать  почти «с нуля»  коллекцию городского пейзажа. Чаще всего это работы этюдного плана, но они существенно расширяют общую картину раннего развития местного профессионального искусства, собственно и сосредоточенного  в основном на жанре пейзажного этюда. Городской же пейзаж придает собранию  дополнительный и весьма важный для музея исторический контекст.

В последние несколько лет не удается достичь в комплектовании необходимого уровня системности для решения поставленных нами задач – еще не найдены или не созданы механизмы пополнения коллекции в условиях нестабильного финансирования.  Только «нащупываются» ходы договорных форм передачи художественных произведений музею в процессе его выставочной деятельности. Удалось дополнить коллекцию произведений новокузнецких живописцев работами А.С. Попова, А.С. Архиповского, И.В. Смирнова, П.П. Рещикова, Л.Н. Арбачаковой, А.И. Янковской. Основной формой комплектования являются дарения, которые, при всей нашей признательности дарителям, конечно же, не исчерпывают потребности в пополнении музейного собрания.