Первому художественному музею области - 50 лет

Художественный музей в нашем городе – это школа современного искусства для тысяч людей, не имеющих специальной подготовки. В отличие от галерей, более рассчитывающих на узкую среду, именно музеи структурно организованы таким образом, чтобы встреча с современным искусством могла состояться и чтобы произошел процесс понимания этого искусства. Музеи – это своего рода фабрики по выработке художественного вкуса у масс. Именно в музее, где на одной территории собраны образцы искусства разных эпох и стилей, посетитель может получить первый наглядный урок истории искусств. Сегодня, когда смена парадигм в искусстве происходит гораздо чаще, чем биологическая смена поколений, мы получили феномен "сожительства" представителей разных культурных эпох в одних музеях, в одном культурном пространстве. Культурная ткань становится очень причудливой, легко расслаивается на автономные группы, в каждой из которых наработаны свои параметры оценки, существует свой язык общения, свои знаковые системы. Задача музея – привести эти языки к чему-то единому. Являясь площадкой репрезентации, оставаясь независимыми наблюдателями, мы должны формировать общее для всех коммуникативное пространство.

Надо отметить без всякого снобизма, что художественный музей – это совершенно особый музей. Это и особенность собрания, и совокупность технологических приемов, которые не могут быть скопированы в музеях другого профиля. Характеризуя специфику именно художественного музея, М.С. Каган отмечал, что художественный и исторический музеи – это учреждения, которые принадлежат к разным сферам культуры. Так, «художественный музей – это учреждение, в котором искусство предстает в его художественном качестве и обращено к художественному восприятию, переживанию, так же как спектакль, так же как концерт в филармоническом зале». А музей исторический «обращен к тем знаниям данной сферы культуры, которые нужны человеку в такой же мере, в какой ему вообще нужны знания природы, гражданской истории, истории техники и т.д.»

Особенность и уникальность собрания художественного музея очень точно отметил создатель научной школы педагогики художественного музея Б.А. Столяров: «Художественный музей как данность не ориентирован ни на какой возраст – ни на пенсионера, ни на ребенка. Он существует в совершенстве своих вещей». Уникальность собрания, в котором на любом этапе (не только в фондовой, но и в экспозиционной и образовательной практике) памятник (произведение искусства) превалирует над комплексом (экспозицией, выставкой) является одной из существенных черт музея. Именно поэтому некоторые выставочные проекты художественных музеев, созвучные тенденциям современного музейного дела, воспринимаются в высшей степени противоречиво. Действительно, именно для художественных музеев характерно неоднозначное восприятие неожиданных и смелых проектов. Постепенно в научном и даже общественном сознании закрепляется право музея на реализацию такой функции музейной экспозиции и выставки как моделирование действительности. Искусствоведы призывают смотреть на само произведение, экспозиционеры (тоже искусствоведы, но смотрящие на произведение под особым «музейным» углом зрения) пытаются предложить концепцию восприятия художника.

«Сознание каждого должно найти в музее образную среду, позволяющую мыслить и чувствовать, исходя из индивидуального мировоззрения, но с учетом коллективного задания, смысла того социума, которому адресовано, для которого создавалось и которым создавалось музейное действо». Речь идет, в данном случае, о культуросозидающем потенциале современного музея, его способности как реализовать требование времени, так и воплотить гуманистическое понимание предназначения музея.

Смысл художественных музеев заключен, по мысли ряда исследователей, в нравственно-эстетическом воспитании. Имея широкие возможности для развития художественной культуры, музеи позволяют формировать такую творческую личность, которая, «усвоив текст гуманитарной культуры», интерпретирует его в контексте собственной жизни. Это может происходить только в музее, потому что здесь хранится прекрасное и это прекрасное позволяет человеку создавать свои внутренние миры. Это не просто просветительство, это то, что необходимо человеку, который видит прекрасное, и начнется это творение себя, другого. Может, вот это и нужно современному человеку...

Сфера управления в музейной деятельности оказывается тоже зависимой от профильной принадлежности музея. В дискуссиях по поводу особенностей организации менеджмента в музеях, внедрения новых управленческих технологий представители профессионального музейного сообщества указывают на необходимость понимания менеджером и руководителем сущности музея, его миссии и особенностей собрания. Таким образом, закрепляется недопустимость подхода к управлению музеем как учреждением культуры «вообще».

Как все начиналось

Пятьдесят лет назад в 1961 году в нашем городе появился первый музей искусств в Кузбассе – маленький картинный зал при Краеведческом музее, его открывали как «залог художественной сокровищницы области». Он назывался Кемеровский областной музей советского изобразительного искусства в городе Новокузнецке, и был таковым до 1969 года, пока музей искусств не возник в Кемерове. Сегодня музей, не являясь областным, во многом сохранил свой статус, а его коллекция старого искусства является лучшей не только в Кузбассе, но и во всем Южно-Сибирском регионе. В первое десятилетие коллекция молодого музея активно комплектовалась из фондов Министерства культуры, и основу собрания составляли произведения отечественного искусства 1950-1960-х годов. Уже в семидесятые годы начинается работа с местным изобразительным искусством, формируется собрание работ новокузнецких и сибирских художников. Эти коллекции являются теперь одними из наиболее значительных. На сегодняшний день основной фонд музея насчитывает около 9000 произведений искусства. Несколько поколений искусствоведов собирали шедевры прославленных столичных художников и тех, кто стал знаменитым значительно позже, находили деньги на их приобретение, просили в дар, везли в руках из Москвы, Ленинграда. Выдающиеся люди, настоящие музейщики стояли у истоков музея: П.В. Кононова, Л.М. Акцынова, А.В. Першина, И.Я. Ермолаев. Огромный неоценимый вклад внесли в формирование и сохранение его собрания: А.С. Шадрина, В.А. Откидач, Т.А. Стромская, Н.В. Брагина, Л.Г. Данилова и др. Ими были заложены основы замечательных коллекций искусства 1920-30-х годов, 1970-80-х. Научные сотрудники 1990-х – 2000-х начали формировать коллекцию современного искусства этноархаики Сибири. На протяжении 50 лет выбирали то лучшее, что создавалось в городе, регионе и мы, надеемся, что большая их часть собранного выдержит проверку временем и подтвердит свой статус шедевров. Музей и сегодня придает приоритетное значение формированию коллекции местного городского искусства и народов Южной Сибири. Эта коллекция отличается полнотой и хронологической стройностью и дает представление об эволюции профессионального изобразительного искусства.

Музей оказался способным выживать в условиях ограниченного бюджетного финансирования выставочной работы. Свой юбилейный сезон Новокузнецкий художественный музей начал с ярких и значительных для города событий. Только за последний год мы повели 3 крупные художественные выставки из других регионов: «Ярославская икона 16-18 веков», выставка Ильи Глазунова «Поле Куликово» и «Мадонна дель Пополо» Рафаэля Санти. Большая часть расходов шла из средств, заработанных самим музеем. Надо отдать должное главе города Новокузнецка В.Г. Смолего, который взял выставки под свой патронаж и помог обеспечить финансирование необходимой физической охраны. Председатель Совета народных депутатов города В.Н. Нефедов помог музею с финансированием выставки Рафаэля. Управление культуры города выделяет средства на издание юбилейного музейного каталога «Новокузнецкая живопись в собрании музея».

В организации всех крупных выставок нам помогали индивидуальные и корпоративные спонсоры. Благодаря им, музей смог реализовать беспрецедентный в регионе, затратный в финансовом плане и очень важный в плане нравственно-эстетического воспитания молодежи выставочный проект 2011 года. Среди меценатов назовем: Н.Е. Крюкова, Е.Н. Крюкова и «Новокузнецкий завод резервуарных металлоконструкций им. Н.Е.Крюкова», С.Ф. Еремина и предприятие «Сибирский хлеб», И.В. Глущенко и фирму недвижимости и туризма «Мегаполис» и Лигу риэлтеров Кузбасса, В.А.Викторова и автопредприятие «ТрейдАвто», Г.Лаврика, Н.Лаврик и предприятие «Эколенд», частного предпринимателя Т.М.Якунину и многих других. Положительный опыт есть у музея в работе с благотворительным Фондом «Бизнес во имя созидания», который взял на себя изготовление дорогостоящей витрины с третьим рубежом защиты для экспонирования икон из коллекции музея в замечательных серебряных окладах, которые никогда не выставлялись в постоянной экспозиции. Постоянно помогает музею В.Д. Макарук – «Ассоциация ветеранов культуры и спорта». Надо отметить, что только начинает складываться круг людей, которые являются меценатами, которые любят по-настоящему искусство и понимают нужды музея. При музее формируется Совет попечителей, который будет принимать непосредственное участие во всех крупных музейных проектах. Мы верим, что в Совет музея придут люди, которые по велению души и сердца будут вкладывать в его развитие деньги и не скупиться на это. Музей будет красивым и богатым, и люди будут приходить в музей как в оазис.

Во всем мире наблюдается тенденция к сокращению государственных расходов на музеи. Сегодня полноценное существование европейских музеев без поддержки меценатов совершенно невозможно. Подобного процесса не избежать и нам. В последние годы значительно возросла роль меценатов в жизни нашего музея. Их деятельность является лучшим памятником их благородству и бескорыстию. Как объяснил немецкий меценат Петер Людвиг, имя которого сейчас носят многие музеи по всему миру, это просто: «Когда у тебя есть какой-то дар, нужно поделиться им с обществом. Если вы отличный спортсмен, то вы постараетесь завоевать для своей страны олимпийские медали. Если вы хороший пианист, то вы будете играть для людей. А если вы имеете только достаток, то предложить его обществу – ваш долг».

За последние 10-15 лет музей стал значительным явлением в культурной жизни не только города, но и всего региона, получив широкую известность прежде всего благодаря своей активной выставочной деятельности. Уже осуществлен целый ряд нестандартных экспозиционных проектов, включающих в себя отдаленные территории и национальные республики (Тыва, Горный Алтай, Хакасия, Красноярский край, Томская, Омская, Новосибирская и Иркутская области), который способствовал установлению партнерских отношения с различными художественными, историко-краеведческими, литературными музеями Сибири, укрепилось сотрудничество с СХ региона.

Естественно, что все эти качественные изменения не могли произойти без систематической собирательской деятельности, направленной на формирование основных музейных коллекций. Говоря о закупочной политике музея, надо отметить, что бюджетные средства не выделяются несколько десятилетий, и музей комплектует основной фонд за счет даров с выставок. И соответственно, проводит выставки тех авторов, чьи работы нужны в коллекции для полноценного и объективного документирования художественного процесса. За последние десять лет коллекции музея пополнились более чем на 3 тысячи произведений. Приобретение лучших произведений, целенаправленное создание монографических блоков ведущих мастеров и молодых художников является стимулирующим фактором развития изобразительного искусства города, поддержки талантливых художников, окончивших художественные ВУЗы. Продолжается пополнение раздела произведений искусства художников центра по представительскому принципу, созданы большие коллекции русских народных промыслов и ремесел с региональным компонентом, самодеятельное искусство и искусство примитива. Результатом поиска и развития новых форм взаимодействия музея и общества является возникновение коллекций искусства этноархаики. Все большее внимание уделяется комплектованию местного искусства, постоянно растут монографические собрания ведущих художников города и Сибири, быстро формируется коллекция искусства коренных народов Южной Сибири (шорцев, телеутов, хакасов, алтайцев, тувинцев), коллекция искусства этноархаики. Факт обращение музея к собиранию, хранению и популяризации произведений лучших мастеров, работающих в национальных традициях, не было случайным. В нем отразилось возрастание общественного интереса к традиционной художественной культуре как некой основе сегодняшнего миропонимания. Коллекция этоноархаики становится своеобразным историческим и художественным документом конкретного места, его культуры, истории и окружающей среды. Она привязаны к реалиям современной жизни, более других подчеркивая как значение различий и культурного многообразия нашего мира, так и его единство, общие корни и культурные доминанты.

Современная социокультурная ситуация побуждает музей к поиску своеобразия, к необходимости генерировать новые знания, идеи, духовные ценности. Еще недавно качество музейных экспозиций определялось их соответствием традиционным научным схемам, сфокусированным на музейных предметах и коллекциях, а теперь музей видит ценностные ориентиры в новизне, оригинальности интерпретации музейного собрания, создаваемые экспозиции и выставки, культурно-образовательные проекты становятся результатом как научного изучения, так и индивидуального творческого поиска. Это происходит под воздействием современной культурной и межкультурной коммуникации, перемещающей музейное сообщение из области «декларации» и «монолога» в область «диалога». Отражением «вторжения» музея в социальное пространство и расширения его образовательных функций стало развитие музейной педагогики, которая особое внимание уделяет изучению сотрудничества и сотворчества музейного педагога и посетителя. Музейно-педагогические исследования направлены на целостное осмысление взаимодействие музея с посетителем с учетом психологических, социологических и культурологических составляющих, на разработку программ и проектов, предусматривающих самостоятельное ознакомление с пространством музея, создание интерактивных экспозиций и разработку музейно-педагогических методик, направленных на преодоление пассивно-созерцательных форм, а их реализация позволяет посетителю выбирать маршруты движения, выстраивать собственные ассоциации. Приоритетной аудиторией музея являются дети всех возрастов, включая дошкольников.

Важная тенденция деятельности нашего музея – создание специальных околомузейных и внутримузейных структур. На базе музея 5 лет работает клуб самодеятельных художников «Сибирские просторы», «Дамский клуб», «9 месяцев», клубы-студии рисунка для взрослых, объединение молодых художников.

Сейчас музей это динамичное быстро развивающееся учреждение. Для этого есть основное: помещение в центре города с постоянной экспозицией, выставочные залы, где проводятся крупные презентации, корпоративные праздники с непременной музейной составляющей, музыкальные гостиные, работает множество студий, и, наконец, есть самое главное – квалифицированный и очень дружный коллектив сотрудников.

Какими достижениями мы встречаем юбилейный год

В 2010 году музей успешно прошел проверку фондов Сибирским подразделением РОСОХРАНКУЛЬТУРы.

Было оформлено в соответствии с новыми правилами хранение фонда произведений искусства из драгметаллов, получено разрешение на их экспонирование, проведено опробирование и фотофиксация фонда. Большие успехи были достигнуты в области каталогизации фондов. Результатом этой работы стала подготовка к изданию 3 фундаментальных каталогов по основным направлениям собрания. Мы надеемся все их издать в нынешний юбилейный год. Возросла роль музея как научно-методического центра Юга Кузбасса. На базе музея прошло 2 региональных семинара по фондовой работе. Только в работе последнего семинара по каталогизации фондов приняли участие 35 хранителей от музеев Новокузнецка, Киселевска, Междуреченска, Осинников, Прокопьевска, Мысков, Таштагола, Калтана, Кузедеева и др.

После пятнадцатилетнего перерыва в музее вновь стали проводиться ежегодные внутримузейные научно-практические конференции с публикаций докладов сотрудников музея.

В ноябре 2011 года запланировано проведение юбилейной региональной научно-практической конференции по музейному делу. Приглашены гости из музеев разных регионов, известные деятели искусства Москвы и С-Петербурга.

Наиболее интересные проекты Новокузнецкого художественного музея, реализованные в последние годы
- «НХМ к 65 - летию Великой победы»

Многоаспектный проект, включавший в себя серию мероприятий: выставка из фондов музея «Великая Отечественная война глазами художников», выставка художника – фронтовика Бориса Андреева, выставка детских рисунков «Наследники Великой победы»; подготовка, публикация и презентация альбома «Художники Новокузнецка – участники Великой Отечественной войны» (авт. Л.Г. Данилова); творческие встречи с художниками – участниками Великой Отечественной войны (И.Я. Левченко, Б.И. Андреевым, А.И. Выповым), творческая встреча студентов с коллекционером, журналистом Петером Бусслером (Германия) и презентация фильма о творчестве немецкого художника - фронтовика Курта Зита; выездные выставки в школы «Великая Отечественная война глазами художников-графиков».

Международные и региональные проекты музея
- «Чархпалак - колесо Вселенной»

Зрелищная, по – восточному колоритная выставка декоративно-прикладного искусства Узбекистана (Самарканд). Помимо выставки, на которой было представлено творчество известного самаркандского художника Алексея Щербакова, риштанская керамика, коллекция узбекского этнотекстиля и т. д., в программу проекта входило проведение мастер-классов известного керамиста г. Риштана Алишера Назирова, показ моделей этноодежды ведущих самаркандских и носибирских дизайнеров и творческих встреч с хозяйкой галереи «Счастливая птица» Еленой Ладик.

- « Россия абстрактная Сибирь»

Региональный проект, начало которому было положено в Новосибирском художественном музее. В нашем музее был представлен регион «Сибирь», где можно было увидеть работы лучших сибирских графиков. Куратор от Новосибирского Союза художников Паршиков Михаил.

- «Мгновения вечности» (Красноярский край)

Выставка традиционной китайской живописи го-хуа (художник Цзянь Ши-Лунь) из фондов «Историко-этнографического музея-заповедника Шушенское».

- «Лики древней Хакасии»

Фотопроект С.Нарылкова из республики Хакасия. Выставка приурочена к 85-летию со дня рождения Л.Р. Кызласова, ученого-археолога, краеведа, доктора исторических наук, профессора МГУ. Она с успехом экспонировалась в Хакасии и в Финляндии, Киргизии, Казахстане. На ней были представлены снятые особым авторским способом (способ светового луча) фотографии ритуальных масок, относящиеся к Таштыкской археологической культуре, которая датируется I в. до н. э .- V в. н.э.

Два проекта, представляющие старинную гравюру 17-19 веков:

1. Из Московской антикварной галереи «Альбион», организатор Софья Морозова.

2. Из Новосибирска «Мементо мори» (Memento mori). Сергей Якушинын с коллекцией гравюр и литографий, преимущественно 19 века.

Среди авторов – имена известных европейских граверов (Пиранези, Б.Пикара, Ж.-Л. Приёра, Дж. Аткинсона, У. Линтона, Т. Роулендсона, Т. Лини, П. Смирнова и других).

- Видео-проект «Истории шедевров из запасников музея»

Проект, совместный с ТВ 10 канал. Ведущий научный сотрудник музея А.С. Шадрина вела цикл мини-передач по истории отдельных экспонатов музея, делилась с телезрителями воспоминаниями о том, как приобретались шедевры, как музей работал с художниками, коллекционерами. Передачи выходили регулярно 2 раза в месяц.

Музейный квартал

Доброе начинание проводить в день города на площадке у музея праздничное мероприятие «Музейный квартал», родившееся в конце 90-х годов, сегодня стало хорошей традицией. В программе праздника были следующие разделы: «Все краски лета» – конкурс рисунков на асфальте, «Фантазии на мольбертах» – конкурс рисунков на мольбертах, «Музейная мозаика» – конкурс мастеров оперативной сборки мозаичных панно – репродукций музейных экспонатов. С успехом проходили Музейные мастерские: «Рисунки на камне». «Роспись на камнях». «Традиции, воплощенные в глине». «Роспись по глине». «Расписывая, играя». Роспись готовых форм из пластика и керамики для маленьких детей, а также «Золотой Лотос» – выставка декоративно-прикладного искусства Индии и мастер-класс по работе с традиционными и художественными экзотическими материалами, «Тату» и «Боди-арт» – нанесение рисунка на тело, «Ожившая экспозиция» – фотографирование прохожих в музейных баннерах с репродукциями картин и многое другое. Второй год подряд в гостях у «Музейного квартала» -– «Артбат от Гоголевки» со своей праздничной программой.

В залах нашего музея с успехом прошли персональные выставки выдающихся сибирских художников: Михаила Омбыш-Кузнецова (Новосибирск), Николая Рыбакова (Красноярск), Георгия Кичигина (Омск), 2 выставки Андрея Поздеева, представленных Фондом А.Поздеева (Красноярск), Ларисы Пастушковой (Барнаул), Михаила Чевалкова (Горноалтайск)

Выставки московских и с-петербургских авторов: Арона Зинштейна, художников Школы С.Андрияки, выставки подлинников Н.Рериха, фотовыставка Екатерины Рождественской «Частная коллекция».

Музей стал местом проведения не только тематических, но и юбилейных выставок организаций города: 20-летия Союза художников и 10-летия отделения «Станковая живопись» Новокузнецкого училища искусств, 70-летия Педакадемии, юбилея фонда им. Н. Ермакова, юбилея паломнической службы «Александрия» при Епархии и мн. др.

Успешно прошли персональные выставки наших новокузнецких авторов: В. и Н. Спесивцевых, А. Попова, Л. Ключникова, В. Берзина, Р. Высоцкого, Л. Арбачаковой, С. Иванова, молодых художников города и др.

Стали регулярными выставки из фондов: «Сибирское искусство», «Искусство ближнего Зарубежья», мини-выставки в рамках программы «Календарь знаменательных дат», где были представлены работы художников старшего поколения и уже ушедших из жизни: Л.Л. Статных, С.А. и П.Ф. Бачевских, Б.А. Бессонова, Л.М. и А.В. Акцыновых, И.Я. Левченко, В.П. Часовских и И.М. Елагина, Р.Г. Берга и др.

Традиционными стали фотовыставки, проводимые совместно с ЕВРАЗом «Изобретатели и рационализаторы Евраза» и «Лица Евраза».

Ежегодные городские выставки-конкурсы детского рисунка ДХШ и ДШИ, Дворца детского и юношеского творчества им. Н.К. Крупской, досуговых учреждений, фотовыставки городского клуба «Сибирь» и др.

Наши задачи на будущее

Кроме собственно художественных задач музей выполняет особую миссию для города, всего юга Кузбасса. В первую очередь, это создание фонда нового культурного наследия, способного стать частью достояния страны; а также сохранение и развитие того наследия, которое нынешние новокузнечане получили от предшественников. Однако миссия музея сегодня не ограничивается созданием, сохранением и презентацией наследия. Музей искусства становится культурной институцией новой формации, решающей вопросы социально-экономического развития города, а именно: повышение качества жизни горожан; формирование качественного культурного досуга, доступа к мировым шедеврам и значимым культурным явлениям мирового уровня; повышение статусности жителя, появление мотивации жить и работать именно здесь, влиять на положительные миграционные процессы, привлекать в город творческих людей; формирование творческой среды.

Для людей творческих профессий музей становится точкой роста. Здесь они встречаются с коллегами из других регионов, здесь они знакомятся с высокими образцами современного искусства, здесь они будут реализовывать свои творческие амбиции. Музей постепенно становится штабом творческих процессов и преобразований в городе, создает контекст для появления новых культурных институций. Вовлечение творческой молодежи в деятельность музея превращает её в соучастников художественного и социального развития города. Создание при музее специализированного пространства для творческой реализации обеспечит возможности для качественного роста и появления новой генерации конкурентных художников.

Музей призван влиять на развитие городской среды. По отношению к городу он будет играть роль продюсера, отвечающего на запрос на самом высоком художественном уровне. Музей, как культурный оператор, средствами современного искусства предполагает привнести в градостроительную систему и художественную эстетику подлинное искусство, насытить городское пространство не копиями уже имеющихся где-то памятников, а новыми достопримечательностями, выполненными местными художниками. Это касается и публичного искусства и мемориалов памяти. Особое влияние музей окажет на территорию, прилегающую к так называемому «Музейному кварталу». Уже создан проект перестройки этой территории, которая становится все более привлекательной для инвесторов, и вскоре превратится в одно из любимых мест отдыха горожан.

Музей будет способствовать формированию имиджа города. Уникальность коллекции первого в области музея искусств делает город видимой точкой на карте региона. Музей внесет значительный вклад в создание индивидуального и узнаваемого образа города как современного динамично развивающегося центра со статусом региональной столицы Южного Кузбасса, с активными культурными процессами, способными проявить его на карте уникальных городов и значимых культурных событий. Насыщение города искусством должно приводить к возникновению новых ресурсов, обеспечивающих развитие и созданию серьезного преимущества в региональной конкуренции.

Создавая уже сегодня масштабные статусные выставки, музей делает Новокузнецк "городом на слуху", городом, в котором центральные медиа имеют своих корреспондентов. И, таким образом, повышается освещаемость всех событий, а не только тех, которые связаны с самим музеем. Город станет привлекателен даже для тех, кто в ней ни разу не был. Станет местом, куда хочется приехать.

Музей способен влиять на международную культурную интеграцию. Привлечение в город художников мирового уровня, проведение образовательных семинаров и мастер-классов, создание коммуникации с творческими людьми со всей страны, расширит кругозор городских деятелей культуры и будет содействовать возникновению широких творческих связей.

Меняется ли роль и место художественного музея, актуален ли он?

Внедрение новых информационных технологий порой порождает прогнозы относительно возможного исчезновения художественного музея как актуального культурного института. Однако природа музея, его специфические особенности как культурного феномена, отличающие его от других институтов культуры, не дают оснований для пессимизма относительно его будущего. История развития средств массовой коммуникации свидетельствует о том, что с появлением новых способов производства и трансляции культуры судьба старых предрешена: фотография несла гибель живописи, радио – газетам и журналам, кино – театру и т. д. В условиях визуализации культуры, которая сопровождается утратой «чувства подлинности», снижением способности к эстетическому восприятию, значение музея возрастает как никогда прежде, поскольку его обращенность к подлинному предмету, к его созерцанию призвана противостоять негативным явлениям. Развитие виртуальных музеев очевидно и бесспорно, но оно не отрицает необходимость существования реальных музеев и ничуть не уменьшает их значимости. Встречу с подлинным шедевром, раритетом не могут заменить никакие воспроизведения, даже если они созданы на основе самых передовых технологий. Поэтому музеи будут всегда!

Дискуссии о роли музея, его статусе не утихают в течение последнего десятилетия. Основной вектор полемики связан с попыткой осмыслить место музея в новых условиях. Среди основных тенденций указанного периода можно назвать быстрое развитие музеев, осваивающих новые возможности музея – культурного, образовательного, игрового, наконец, развлекательного центра. Опыт «живого» музея воплощается сегодня по всему миру. Наш музей, стремясь оставаться актуальным в городе, находит новые интерактивные формы работы с разными социальными группами. Это «Бал добровольцев в музее» и корпоративные праздники с музейным компонентом, дискуссионные клубы и дефиле в авторской одежде, Музейные ночи и детские утренники для лекторных групп, благотворительные Новогодние елки и Музейный квартал и многое другое.

Чтобы расширять сферу своей деятельности и, чтобы выставить большую часть коллекций, мы просим у города дополнительные помещения, здания, мечтаем о филиале. На основе уже имеющихся произведений мы предлагаем городу создать филиалы следующего профиля: Музей наивного искусства им. И. Селиванова, Музей истории православия в Кузнецке, Музей декоративно-прикладного и народного искусства. А коллективные мечты всегда воплощаются в жизнь, может, это произойдет нескоро, лет через 10... Как когда-то воплотились мечты музейщиков 1970-х годов, получивших нынешнее помещение. Да, сейчас для части коллекции есть достойная оправа. Хотя нам уже даже в этой оправе тесно. Это значит, что музей живет и идет его развитие...

И я уверена, что музеи будут актуальны всегда, потому что музей – это память, а память – основа личности любого человека: память поколений, дедов, память родителей, память того места, в котором человек рождается и живет... И отсюда возникает желание – оставить за собой что-то своему роду, не отдельному человеку, а нечто большее, цельное, для своего народа. Я думаю, что это внутренняя, интуитивная потребность, с ее древними истоками, воспроизводится всегда, и поэтому музеи всегда востребованы обществом. Значение музеев, их роль в обществе – в сохранении и передаче вневременных ценностей. Оказалось, что в музеях хранится то, к чему стремится человечество. И потому музейные сотрудники – это не совсем обычные люди. Потому что они имеют дело с вневременными ценностями. Музей способен менять людей, не только посетителей, которые приходят на выставки, настроенные на восприятие позитивного, но и тех, кто связал с музеем свою жизнь. Далеко не все выдерживают, бывает, что уходят талантливые люди. Энергия музея по-разному действует на человека. Нужно уметь с ней справляться, иногда сопротивляться ей. И есть категория людей, которые тоже внутренне, интуитивно идут работать в музей. Это своего рода жрецы, называющиеся музейными сотрудниками. Труд их малооплачиваемый, не очень благодарный, но они служат музею, живут им. Чтобы быть музейщиком мало одних знаний, нужна вера в то, что мы нужны. Мы с гордостью констатируем, что музей формирует культуру города, области. Мы гордимся тем, что мы работаем в музее.


Л.Н. Ларина, директор Новокузнецкого художественного музея