Из истории становления Новокузнецкого художественного музея (конец 1950-х - начало 1980-х годов)

Первый художественный музей в Кемеровской области был создан в городе Новокузнецке в 1961 году с названием Музей советского изобразительного искусства. Он возник на базе местного краеведческого музея, основанного в 1927 году любителями-краеведами Д.Ярославцевым и Г.Блынским. Более тридцати лет - с 1945 года по 1975 год - этим музеем руководила Полина Васильевна Кононова, которая стала одним из основных инициаторов создания первого художественного музея в области. Из ее воспоминаний, записанных в 1986 году, известно, что «в городе не было условий для создания подобного музея, и эта идея возникла из-за 3 картин» (1). В 1956 году она обнаружила в ресторане «Москва» три больших живописных полотна Западно-Европейских художников, добилась их передачи и выделила для их экспонирования отдельную комнату с надписью «Картинная галерея». Это были первые работы в коллекции будущего художественного музея: «Вечер в Альпах» 1908 года немецкого живописца Евгения Брахта (Еиgen Bracht, 1842 г. р., профессор Дрезденской Академии искусств) (2), «Нимфы» неизвестного художника, предположительно школы Корреджо (3) и работа «У ручья» голландского художника Баренда Корнелиса Куккука, созданная приблизительно в 1850 - 60-х годах (Коеккоек Barend Cornelis, 1803 г. р., учился в Академии в Амстердаме, писал пейзажи и натюрморты) (4). Выставка этих трех картин, постоянно привлекавшая внимание посетителей, стала побудительным мотивом для создания художественного отдела в краеведческом музее. После многочисленных обращений П.В.Кононовой городские власти приняли решение передать художественному отделу помещение на проспекте Металлургов, 3, площадью 500 кв. метров, которое было оборудовано стендами, кронштейнами, витринами. Первого июня 1957 года была открыта картинная галерея - отделение живописи краеведческого музея, где заведующим стала художник Л.М.Акцынова.
Едва ли сегодня можно согласиться с мнением Полины Васильевны о почти случайном происхождении музея. Появление художественных музеев в сибирских городах стало закономерным результатом тех процессов, которые протекали почти повсеместно (Новосибирск, Красноярск, Барнаул). Шло бурное развитие художественной среды, с 1940-х годов среди эвакуированных появились первые профессиональные художники, с 1950-х регулярно стали проводиться городские выставки, в августе 1957 году в Сталинск по комсомольским путевкам приехала группа выпускников Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина: А.Гландин, Б.Лобанов, И.Кабанов, В.Овчаров, П.Писклюков, Б.Пленкин, Г.Овчарова, И.Салганик, после ссылки из Красноярского края в Новокузнецк приехали Акцыновы, после окончания Харьковского художественно-промышленного института - Я. Курдюмов и другие. В этом же 1957 году профессиональными художниками области, среди которых был А.В.Акцынов и при поддержке Л.Либерова было создано Кемеровское отделение СХ РСФСР. Таким образом, в конце пятидесятых шел быстрый рост художественной среды, что уже само по себе способствовало созданию условий для организации музея.
В настоящей работе предпринимается попытка охарактеризовать деятельность музея в ранний период на основе исследования таких показателей как прирост и состав основного фонда, состояние хранения и наличие фондовой документации, работа по реставрации, количество и тематика выставок, число экскурсии и посетители, а также попытка провести связь с современным состоянием музея. Как правило, формальное сравнение общих цифровых показателей без учета числа сотрудников едва ли может дать объективную картину работы музея, поэтому автор полагает более уместным провести следующие расчеты: сколько выставок, экскурсий, посетителей, а также предметов основного фонда приходилось на одного научного сотрудника ежегодно в рассматриваемый период. И на основе сопоставления этих более конкретных данных сделать, насколько возможно, выводы о работе учреждения в целом, об интенсивности труда в разных сферах, выявить периоды наибольшего подъема.
Источниковую базу работы составили: материалы архива НХМ (справки по результатам министерских проверок, фондовая документация, отчетность музея) и воспоминания бывших научных сотрудников, их родственников.
В исследуемом периоде можно выделить 3 этапа. В основе такого деления лежат особенности внутримузейной и в первую очередь фондовой работы, а также содержание деятельности музея как центра художественной жизни и его функции в городе:

1. 1957 – 1961. Предыстория. Галерейно-выставочный период. Художественный отдел развивается в рамках краеведческого музея.

2. 1961 – 1970. Деятельность в статусе самостоятельного музея. Период становления, активного комплектования советского искусства 1950-60 годов по линии МК. Начало последовательного изучения фондов и первые опыты популяризации. Достигнуты высокие показатели в просветительной работе, издан первый каталог музейного собрания.

3. 1970 – 1985. Период интенсивного внутримузейного строительства. Переезд в новое здание в 1981 г. Создана основа коллекции искусства 1970-х и началось активное формирование коллекции 1920-30-х годов за счет закупок. Произошло оформление основных разделов собрания. В двух залах из пяти развернута постоянная экспозиция из фондов. В 1983 году издана книга «Художники Кузбасса», автор - научный сотрудник музея.

Первый этап можно охарактеризовать как галерейно-выставочный, так как рамки краеведения и особенность советской идеологии этого времени требовали выведения на первый план двух функций: просветительной и выставочной. Отдел, только начавший
формировать коллекцию, вел большую выставочную работу, принимал выставки из центральных музеев и даже из других стран. Только в 1957-59 г. экспонировалось передвижные выставки из Государственного Русского музея и из Третьяковской галереи. В сентябре 1958 года прошла выставка скульптуры венгерского художника Иштвана Сабо, в ноябре-декабре 1959 – выставка японских художников, посвященная трагедии Хиросимы и Нагасаки. Сотрудники писали статьи в газеты о работе отдела, вели активную лекционно-экскурсионную работу, интерес к искусству был огромным в молодом растущем городе, число посетителей временных выставок, работавших по два месяца, доходило в то время до нескольких десятков тысяч человек. Из статьи Л.М.Акцыновой в газете «Кузнецкий рабочий»: «...1 июня открыта картинная галерея - отделение живописи краеведческого музея. Здесь экспонируется выставка московских художников. Галерею за это время посетило более 5 тысяч человек. В книге отзывов имеется много интересных записей: "Приветствуем открытие в Сталинске картинной галереи. Постоянная картинная галерея - большое событие в культурной жизни города. Это - очень нужное и полезное дело…Население Сталинска горячо благодарит горисполком за такой замечательный подарок. Хочется, чтобы большинство жителей посетило выставку. Желательно организовать коллективные посещения выставки учащимися школ, коллективами предприятий города» (5).
В октябре 1957 в залах галереи открылась третья городская художественная выставка (513 работ сорока авторов), экспозицией которой занималась Л.М.Акцынова. «Целых 3 месяца не стихал поток посетителей в галерее», - вспоминает об этом времени бывший сотрудник краеведческого музея А.Н.Красина. На второй день работы выставки, 19 октября, на работу в художественный отдел устроилась первый искусствовед Г.П.Овчарова, где работала до 1964 года. Административные функции заведующей не позволяли Людмиле Михайловне Акцыновой полностью отдаваться любимому делу - живописи, поэтому она вскоре перешла в Художественный фонд, где работал ее муж Аркадий Всеволодович. Это были незаурядные личности, оставившие заметный след в истории музея и в культурной жизни города. Он входил в состав городских худсоветов, в состав ревизионной комиссии Кемеровского СХ, был активным членом правления, избирался депутатом городского Совета. Эта семейная пара художников внесла заметный вклад в историю становления профессионального искусства в городе. В собрании музея осталось 9 работ, созданных Заслуженными художниками России Акцыновыми. После их смерти ученые Крымской обсерватории назвали именем «Акцыновия» новую малую планету, которая движется по орбите между Марсом и Юпитером в районе знаменитого Пояса Астероидов.
Начиная с 13 августа 1957 года, из МК РСФСР для нового отдела краеведческого музея по заявкам сотрудников регулярно поступали работы советских художников. Первая передача - восемь работ И.А.Соколова, И.В.Титкова, Р.К.Руйги, И.П.Цейтлина и жанровая картина Ю.И. Васильева «Погрузка баржи». Затем передачи следовали регулярно. В период с 1958 по 1961 год поступили произведения, созданные в разных республиках Советского Союза и закупленные МК с Всесоюзных выставок: скульптуры Ф.Г.Абдурахманова, Е.В.Вучетича, Х.Б.Геворкяна, Д.М.Даниеляна, Н.Б.Никогосяна, А.П.Файдыш-Крандиевской и других, живописные работы Б.А.Бочкарева «На Волге», В.С.Саксона «На Вишере», А.И.Васильева «Ломоносов в Москве», М.А.Бирштейна «Оленеводы», С.Х.Юнтунена «Сплавный рейд», В.М.Мешкова «Скалистые берега», Н.Г.Тамамшевой «Грузинский натюрморт», П.Д.Покаржевского «Кузница», Л.И.Бродской «Лес в снегу», В.А.Серова Серия иллюстраций к сказкам Пушкина и другие. Среди них были и работы художников, приехавших в наш город в 1957 году: А.В.Акцынова «Пенсионер», А.А.Гландина «О России будущей», И.С.Кабанова «Строительство Комсомольска на Амуре», В.П.Овчарова «Мясной ряд» (7).
Таким образом, еще до образования музея, с 1957 по 1961 год активно велась работа по комплектованию фонда художественного отдела по линии МК. Всего за 3 года было организовано девять передач. Произведения, собранные в эти годы Л.Акцыновой, Г.Овчаровой и Г.Вяловой, положили начало коллекции. В фондовой документации того времени сохранилась заявка в МК на передачу произведений искусства краеведческому музею, составленная, очевидно, Г.Овчаровой, и подписанная П.Кононовой от 14 декабря 1960 года, по которой можно судить о профессионализме сотрудников. В ней были перечислены произведения ведущих художников страны: Петровичева, Куприна, Осьмеркина, Бирштейна, Тутунова, Гаврилова, Зверькова, Модорова, Шегаля, Никонова и др. К сожалению, впоследствии не все они были переданы музею искусства.

Начало 2 этапа в истории музея связано с получением статуса самостоятельного музея. В течение этого этапа он дважды поменял название. В 1965 г. он стал называться «Кемеровским областным музеем советского изобразительного искусства в городе Новокузнецке». А с открытием Кемеровской областной картинной галереи в 1969 году - стал «Новокузнецким городским музеем советского изобразительного искусства». По воспоминаниям бывшего директора краеведческого музея П.В. Кононовой, из-за отдаленности художественного отдела от основного здания и за неимением средств, ей пришлось добиваться в МК разрешения о создании на базе художественного отдела самостоятельного музея. Оно было получено через три года (приказ N 518 по МК РСФСР от 17.06.1961 об организации в городе Сталинске Кемеровской области Музея советского изобразительного искусства). (8) В августе 1961 года происходила официальная передача фондов, состоящих из 134 предметов. С получением статуса самостоятельности начался период становления музея, активного комплектования произведениями советского искусства 1950-60 годов по линии МК, интенсивнейшей просветительской работы. Приказом N 52 по городскому отделу культуры Сталинского Горисполкома первым директором с 1 августа была назначена Антонина Владимировна Першина (1961-1969), а научным сотрудником утверждена искусствовед Г.П.Овчарова (9).
Из воспоминаний Н.В. Кулагиной племянницы Першиной: «Родилась Антонина Владимировна 3 марта 1905 года в Ярославле в семье служащих. По образованию – инженер-конструктор. Антонина Владимировна много лет прожила в Ленинграде, где работала конструктором, а затем секретарем Володарского райкома партии. Была награждена медалью «За оборону Ленинграда». Во время блокады она занималась организацией гражданской обороны в своем районе. В 1943 году она была эвакуирована в Сталинск, где работала в Молотовском райкоме партии (ныне Центральный район) сначала инструктором, потом заведовала орготделом. А.В.Першина была удивительным человеком, не имея высшего образования, в возрасте 56 лет она возглавила первый в Кузбассе музей изобразительного искусства. Она сочетала в себе качества энтузиаста музейного дела, неутомимого, умелого руководителя и на редкость чуткого, душевно щедрого человека. Многие молодые сотрудники музея, не обеспеченные жильем, в том числе: Е.Ермолаев, Г.Овчарова, В.Дурнева, М.Гланц подолгу жили у нее в квартире и для всех у нее находилось место и слова поддержки. Почти всем впоследствии она помогла получить квартиры и обустроиться. Опытный, справедливый и честный руководитель, она умела выстраивать добрые отношения как в коллективе музея, так и с вышестоящими властными структурами. Она энергично принялась за строительство музея. Это была новая незнакомая для нее сфера работы, но помогали старые связи и опыт партийной работы. А.В.Першина большое внимание уделяла фондовой работе, была заведена учетная документация по основному фонду в соответствии с инструкциями того времени. В справке по результатам проверки в 1962 году комиссией МК было сказано: «Собрание музея менее чем за год увеличилось в 3 раза и составило 541 произведение. Все экспонаты занесены в КП, инвентаризирована вся графика. Хранение осуществляется в соответствии с инструкцией» (10). Антонина Владимировна трижды была на приеме у министра культуры СССР Е.А.Фурцевой, добиваясь того, чтобы лучшие выставки, путешествующие по стране, экспонировались в нашем городе. В 1969 году А.Першина увольняясь с работы, «передала музей», по ее выражению, Е.Я.Ермолаеву (главный хранитель с 1964).
За первый год своего существования музей достиг определенных успехов, что было также отмечено комиссией МК СССР 18 июня 1962 года. «Из 5 научных сотрудников трое имеют законченное высшее образование (искусствовед и 2 историка) и 1 студентка заочница. Прошло 5 выставок, из них 1 - областная выставка художников Кузбасса и 4 - из центральных музеев, в том числе из Эрмитажа и Музея изобразительных искусств им. Пушкина. За 6 месяцев 1962 года сотрудниками проведено 230 экскурсий, общая посещаемость – 20 214 человек» (11). По результатам следующей комиссии МК в 1967 году (через 5 лет) уже было «... 27 выставок и 44.000 посетителей». Таким образом, число посетителей выросло более чем в 2 раза. Замечания комиссии были следующими: «Выселить из подвала овощной ларек, установить вытяжную вентиляцию и решетки на окнах. Первоочередной задачей считать составление методической разработки по экспозиции музея и тезисов лекций и экскурсий». "Экспозиция построена по эстетическому признаку, а не по хронологическому. Созданный при музее Ученый совет не работает. Помещение бывшего магазина не приспособлено для музея и мало, решить вопрос о расширении площадей, рекомендовать МК выделить музею произведения 1920-30 годов" (12).
В шестидесятые годы в выставочной работе преобладали привозные выставки из центра (например, в 1966 г. Е.Ермолаев курирует выставку графики Фаворского). Первая персональная выставка местного художника состоялась в 1960 году (П.И.Писклюков), затем несколько выставок Акцыновых. За двадцать лет 1960-1970-е годов были открыты шесть экспозиций местных авторов. С 1965 года музей начинает проводить выставки сибирских художников (А.Г.Поздеев), 1966 – выставка Р.С.Рогаля, 1968 – Р.Г. Берга (13).
Реставрационные работы начались в музее уже в 1963 году, организатором их был главный хранитель, искусствовед Е.Я.Ермолаев, прошедший стажировку по реставрации в ВХНРЦ им. И.Грабаря (14). В числе первых он организовал реставрацию тех самых первых картин, с которых П.Кононова начала собирать коллекцию музея.
В 1963 году вышла первая книга о художественной жизни области «Художники Кузбасса», написанная ленинградским искусствоведом С.А.Онуфриевой. Большое число газетных публикаций оставили сотрудники тех лет, их статьи печатали и в столичных журналах. В 1969 году был издан в Ленинграде тиражом 2000 экземпляров первый каталог музейного собрания под редакцией Т.Бобровской, Е.Ермолаева и В.Жерлицыной. Он включал работы 118 авторов, 230 произведений живописи, графики, и скульптуры, что составляло примерно 1/5 собрания. Каталог был снабжен вступительной статьей о работе музея, пояснениями, списком авторов, иллюстрациями. Несмотря на некоторые недостатки, это была первая публикация, ознаменовавшая собой начало настоящей научно-исследовательской работы.

С 1970 по 1985 год руководила музеем Альбина Степановна Шадрина (Тюменцева), историк, квалифицированный специалист, приехавшая в Новокузнецк из Иркутска и имевшая опыт работы в качестве научного сотрудника художественного музея. С ее именем связывают начало «большой работы по музейному строительству». Она стремилась создать условия для обучения сотрудников, поддерживала традицию получения искусствоведческого образования в Ленинградском институте им. Репина и Уральском университете. Начало этой традиции было заложено Г.Овчаровой и Т.Стромской. Обладая большим обаянием, Альбина Степановна так выстраивала отношения с властями, что средства на закупку произведений искусства выделялись с завидной регулярностью. С ее деятельностью и с деятельностью В.А.Откидач связан процесс интенсивного пополнения коллекции произведениями выдающихся русских и советских авторов, среди них работы:

- конца 18-19 века - П.Ермолаева, Е.Ф.Крендовского, Н.В.Неврева, К.Я.Крыжицкого, Г.Ф.Крылова, Ф.Ф.Бухгольц, С.В.Малютина, Х.П.Платонова;

- произведения первой половины 20 века - П.Д.Покаржевского, А.Н.Волкова, А.А.Лебедева-Шуйского, П.В.Кузнецова, П.П.Соколова-Скаля, Ф.С.Богородского, Н.П.Богданова-Бельского, А.П.Бубнова, З.Е.Серебряковой, А.Н.Самохвалова, Г.М.Шегаля, Л.Ю.Крамаренко, А.К.Денисова-Уральского;

- работы известных живописцев московской и ленинградской школы второй половины 20 века - В.Ф.Стожарова, В.И.Иванова, В.Е.Попкова, Е.Е.Моисеенко, М.А.Бирштейна, Д.Д.Жилинского, Т.Г.Назаренко, Е.Е.Григорьевой, А.А.Тутунова, В.П.Барвенко, Т.Н.Насиповой, В.Г.Калинина, Н.И.Нестеровой и др.

А.С.Шадрина заложила основы коллекции произведений искусства сибирских художников и, в первую очередь, иркутских. По воспоминаниям А.С.Шадриной, в семидесятых годах «музей впервые взял на себя ответственность за регулярную организацию персональных выставок местных авторов». Персональные выставки новокузнецких художников А.П.Елфимова, И.С.Лебедева, К.М.Ананьина, С.А.Бачевского и других проводятся почти ежегодно с 1972 года (15).
Шумный успех у горожан имела в 1978 году передвижная выставка из частной коллекции семьи Невзоровых (произведения 17-19 веков), из которой были приобретены произведения для музея.
Важнейшим событием третьего этапа стал переезд в новое приспособленное для музея помещение по адресу Кирова, 62, немало усилий приложила к этому А.С.Шадрина. Помещение для музея было разработано институтом «Кузбассгражданпроект», построено трестом « Южкузбассуглестрой» и сдано Государственной комиссии в эксплуатацию 29 июня 1981 года с оценкой отлично (17). Прозвучали торжественные рапорты, директору был вручен символический ключ от помещения, и начались трудовые будни. Началось активное комплектование коллекции по искусству 1920-30-х годов и 1970-80-х через закупку. Из каждой командировки в Москву сотрудники В.А.Откидач и А.С.Шадрина привозили работы известных художников. Приобретали произведения у авторов, у их наследников, у коллекционеров и собирателей (Л.М.Розенфельда, Я.Е.Рубинштейна, Ю.В.Невзорова), а также у местных художников.
Другим большим событием в этот период стало издание книги «Художники Кузбасса», написанной талантливым искусствоведом Валентиной Андреевной Откидач. Книга вышла в ленинградском издательстве в 1983 году тиражом 5000 экземпляров, спустя 20 лет после публикации С.Онуфриевой. Материал излагался по разделам: живопись, графика, ДПИ, скульптура, с достаточно полным биографическим справочником и библиографией. Яркий публицист, прекрасно владеющий даром слова, В.Откидач создала труд, ставший на многие годы настольной книгой для целого поколения искусствоведов, музейщиков, художников области.
Уже в первой половине 1980-х В.А.Откидач была создана концепция комплектования одного из самых интересных разделов музейного собрания - искусства 1920-30 годов. Важным событием стало открытие в новом здании постоянной экспозиции. В 1981 году она располагалась в двух залах музея и включала в себя произведения русского и советского искусства, в основном живопись известных московских авторов. Экспонируемость фонда в то время составляла около 5% собрания, для сравнения в 2006 году – 13%.
Большой вклад в изучение коллекции в 1970-х - начале 80-х внесли научные сотрудники: Т.А.Стромская, В.А.Откидач, в развитие просветительской работы: Л.И.Бендас, Л.Г.Данилова, Т.М. Высоцкая, Г.С.Иванова, Л.П.Кайгородцева, многие годы главным хранителем работала Н.В.Брагина.

Выводы:

Анализ цифровых показателей деятельности музея в ранний период и изучение ряда графиков и диаграмм позволили сделать следующие выводы. Например, выяснилось, что пик просветительской работы приходится на начальный этап в истории музея, когда только начал формироваться основной фонд и научная работа находилась в зачаточном состоянии. Годовое число экскурсий на одного научного сотрудника было максимальным в 1962 году - 106, затем несколько сократилось: в 1972 – 100, в 1982 – 90, в 1992 – 72, а в 2002 – 62. Годовое число посетителей музея из расчета на одного сотрудника сокращалось с 1972 года: в 1962 – 8 040, в 1972 – 12 500, в 1982 – 8 432, в 1992 – 5 406, в 2002 – 6 813. В 2002 году этот показатель был в 2 раза меньше уровня 1972 года. Таким образом, интенсивность труда в этом направлении была максимальной в начале семидесятых годов, затем снижалась до начала 2000-х, затем в 2001 году вновь наблюдался рост этого показателя. При этом, почти ежегодно, начиная со второй половины 1990-х, общее число посетителей в музее неуклонно росло. Показатели снижения экскурсионной нагрузки на сотрудника были связаны с тем, что в музее увеличился штат, и, кроме того, сотрудники больше стали заниматься другой музейной работой и, прежде всего, выставочной. Так, число выставок на одного научного сотрудника выросло: в 1962 году – 1, в 1972 – 2, в 1982 – 1, а для сравнения - в 2002 – 3 выставки (16).
В результате анализа отчетов и справок по результатам министерских проверок музея можно сделать ряд выводов о научно-фондовой работе в ранний период. В 1960-80-е годы активно комплектовались разделы: искусства Москвы и Ленинграда (1920-30-е гг., 1950-60-е гг.), искусства Союзных республик (Прибалтика, Средняя Азия, Кавказ), с 1970-х - Сибири. С первых лет существования в музее большое внимание уделялось фондовой работе, была введена должность главного хранителя, который своевременно завел основную фондовую документацию, а первичный учет осуществлялся всегда в полном объеме. Уже в 1960 годы началась инвентаризация по коллекциям: графики, живописи, скульптуры. Максимальный прирост основного фонда (в 3 раза) наблюдался в первое десятилетие с 1962 по 1972 год, когда молодому музею активно помогало в комплектовании МК. Шло активное комплектование основного фонда, создана основа коллекции искусства 50-х годов, лучшие произведения в собрании по этому периоду поступили именно в это время. В 1960-е годы основной фонд музея комплектовался за счет передач из Министерства культуры, в 70-е этот источник сосуществовал примерно наполовину с закупкой произведений местных художников и работ уже известных московских авторов. С 1980 по 1984 год в связи с переездом музея в новое помещение городские власти выделяли большие средства на закупку. В эти годы практически отсутствовали дары, но благодаря регулярным закупкам была сформирована основа коллекции искусства 1920-30-х годов и 1970-80-х.
Сопоставление данных о росте штата и исследование динамики количественного состава основного фонда показало, что на одного хранителя в 1961 году приходилось –134 предмета, в 1973 – 1781 предмет, в 1984 - 2400 , а в 2006 – 4 400 предметов на каждого из 2 хранителей. Таким образом, с ростом основного фонда заметно увеличивалось число предметов, приходящихся на материально ответственного хранителя, что усилило интенсивность труда в этой сфере, и к 2006 году нагрузка практически соответствовала средним нормативам по художественным музеям.
Художественный музей по статусу являлся городским, но большая часть его коллекции, приобретенная по линии Министерства культуры, имеет Федеральное значение.
Рассматриваемый ранний период ознаменовался началом становления музея, накопления опыта и авторитета в художественной среде города. В это время была создана прочная основа для дальнейшего развития. Поэтому и сегодня продолжается комплектование коллекций, заложенных тогда, за исключением, по объективным причинам, раздела искусства Союзных республик. Музей пополняет разделы произведений искусства художников Москвы и Ленинграда по представительскому принципу, создаются большие региональные коллекции сибирских художников. Все большее внимание уделяется комплектованию местного искусства, связанного с «региональным компонентом», постоянно растут монографические коллекции ведущих художников города.

Литература:
 
1. Архив НХМ. Фонд 9/1, оп.1, ед. хр.8
2. Брокгауз Ф. и Ефрон И. Малый энциклопедический словарь. Том 1
(Выпуск 1). Репринтное воспроизведение издания 1907 года. Москва,
1994, с.551
3. Фондовая документация НХМ.
Папка по реставрации основного фонда.
Акт от 15 августа 1966 года. Лист 7. Атрибуция реставратора высшей
квалификации ГЦ ВХНРЦ Тарасова И.А.
4. Аналоги произведения в каталоге «Нидерландская живопись из музеев
Сибири 17-19 век».
Томск, 2002. С.64.
Архив НХМ. Фонд 9/1, оп. 1, ед.хр.9
5. Акцынова Л. /Кузнецкий рабочий./1957. 20 авг.
6. Фондовая документация НХМ. Папка приказов и актов передач из МК
для Новокузнецкого краеведческого музея. Лист 5.
7. Данилова Л.Г. Из
истории художественной жизни Новокузнецка.
Новокузнецк. 1999. С.5-39.
8. Архив НХМ. Фонд 9/1, оп.1, ед. хр.8
9. Там же
10. Акт обследования работы Новокузнецкого музея советского
изобразительного искусства комиссией МК СССР. 18 июня 1962
года.
Архив НХМ, ф. 9\1, оп 9, ед. хр.1, с.2-5
11. Там же.
12. Акт обследования работы Кемеровского областного музея советского
изобразительного искусства в г. Новокузнецке комиссией МК РСФСР.
20 апреля 1967 года. Архив НХМ, ф. 9\1, оп 9, ед.
хр.1, с.6-7
13. Данилова Л.Г. Из истории художественной жизни Новокузнецка.
Новокузнецк. 1999. С.236.
14. Фондовая документация. Акты по реставрации за 1963-1966 г.
15. Данилова Л.Г. Из истории художественной жизни Новокузнецка.
Новокузнецк.
1999. С.236.
16. Отчеты музея по форме 8НК, отчетность фондового отдела, Архив НХМ,
ф. 9\1, оп 9, ед. хр.1, с.6-7.
17. Гарантийный паспорт на строительный объект.
 
Л. Ларина, историк, музеевед, директор музея