Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Мадонна из Нижнего Тагила

Прибывшая в наш художественный музей Мадонна начала покорять сердца новокузнечан.
Зрителей привлекает неземная красота матери, держащей кисею над младенцем Христом. Возникает и много вопросов. Например, почему этот шедевр появился именно в нашем городе? Об этом я спросила на пресс-конференции нижнетагильских музейщиков, сопровождавших картину.
- Потому что у вас хороший музей. К тому же наши города - побратимы, - объяснила заведующая выставочным залом Нижнетагильского музея изобразительных искусств Ольга Анатольевна Толстоброва.
Новокузнецк - второй город в Сибири после Новосибирска, удостоенный чести принять работу великого мастера. Как оказалась картина Рафаэля в Нижнем Тагиле? Это один из первых вопросов, которые интересуют публику.
В 1924 году на чердаке в одном из “господских” домов среди хлама и мусора завхоз Тагильского металлургического треста Иван Васильевич Колеватов обнаружил почерневшую доску и сообщил о своей находке директору краеведческого музея. Самым примитивным способом завхоз и директор музея смыли пыль и грязь с доски и увидели Мадонну. Правая часть доски, где был старец Иосиф, отсутствовала. Эту вторую половину доски нашли в другом “господском” доме и на другой улице.
Сотрудники музея, промыв картину, смогли прочитать надпись, сделанную золотом по вороту платья Мадонны, что в переводе с итальянского означало: Рафаэль Урбинас, писавший в 1509 году.
О находке сообщили в Москву. В Нижний Тагил в качестве эксперта прибыл известный художник-реставратор Игорь Грабарь и увез эту драгоценность в столицу. Три года Грабарь и его коллеги потратили на то, чтобы вернуть картину к жизни.
Почему все-таки шедевр кисти великого итальянского художника оказался в Нижнем Тагиле? На это нет точного ответа, но предполагают, что Демидовы, владельцы металлургических заводов на Урале, интересовались изобразительным искусством и привозили из Франции много полотен. На том достопамятном чердаке была обнаружена не только “Мадонна”, но и несколько других картин.
В 1509 году приглашенный в Рим папой Юлием II для создания фресок в Ватикане Рафаэль пишет картину на евангельский сюжет. Первый биограф художника Джорджо Вазари так описывал этот шедевр: “Картина, изображающая Богоматерь с новорожденным младенцем Иисусом Христом, на которого накидывает покрывало и который исполнен такой красоты, что судя по выражению лица и всего тела, это воистину сын Божий. Не менее прекрасна голова и лицо самой Мадонны, в которой помимо высшей красоты мы видим ликование и жалость...”
После смерти Рафаэля картина принадлежала церкви Санта-Мария, что находится в Риме на улице Пополо. Тогда и получила она свое название “Мадонна дель Пополо”. Жизнь произведения художника была полна приключений.
Ее выкрали из церкви, затем вернули. Она не однажды терялась. Ее не раз копировали. К началу ХХ века упоминаний о “Мадонне” насчитывалось около сорока. Какая из них подлинная? Грабарь, проведя тщательное обследование картины, пришел к выводу, что это не копия, и, возможно, это и есть та “Мадонна”, которая находилась в Римской церкви Санта-Мария дель Пополо.
В Нижнетагильский музей “Святое семейство” вернулось через много лет после реставрации. Картина висела в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, затем украшала Свердловскую картинную галерею. И лишь в 1978 году была передана Нижнетагильскому музею.
Вот такую удивительную историю одной картины рассказала журналистам Ольга Анатольевна Толстоброва.

Татьяна Тихомирова

"Кузнецкий рабочий", 19.05.2011