Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

Солнечный Крым на картинах больших художников

Роскошная, на мой взгляд, выставка (вторая из Ярославского художественного музея) открылась в художественном музее. Называется она “Море. Солнце. Крым”. Она такая солнечная, радостная. И авторы произведений вызывают если не душевный трепет, то почтение. Назову лишь несколько имен - Левитан, Айвазовский, Лагорио, Верещагин. Я попросила старшего научного сотрудника Ярославского художественного музея искусствоведа Александра Федорчука, сопровождавшего эту выставку, рассказать о ней.
- Александр Викторович, чем объясняется такой выбор - географический? Почему именно Крым? А не Ярославль, например?
- Это выбор для зимы. Зимой уныло, тоскливо, небогатая цветовая гамма окружает людей. Скучаешь о солнце, о море. Не всегда есть возможность куда-то уехать, сменить обстановку. Так что  наш проект - подарок посетителям музея, чтобы они могли вспомнить о лете, подготовиться к нему. Мы второй раз в Новокузнецке. В прошлый раз показывали иконы. В следующий раз, возможно, покажем Ярославль, если захотите. А пока показываем Крым. Как это ни странно, при наших 75 тысячах единиц хранения, тему Крыма мы можем раскрыть более полно, нежели тему Ярославля.
- Как выбирали произведения? У вас тут Левитан. Это же этюд?
- Левитана этюд. В Крым художники приезжали работать на пленэре, а потом уже на основе этюдов создавали законченное произведение. Художники-классицисты здесь представлены исключительно законченными произведениями. Платонов, Боголюбов, Лагорио, Верещагин, Айвазовский. Айвазовский представлен этюдами, но у Айвазовского понятие этюда спорно. Он же не работал на пленэре. Он писал, что море настолько изменчивая стихия, что его нельзя запечатлеть с натуры. Нужно запоминать его особенности, а потом уже в студии создавать виды моря.
- У вас в экспозиции великолепный Коровин.
- Константин Коровин - гордость Ярославского художественного музея. У нас около тридцати его работ, в основном зарубежного периода его жизни. Их не так много в музейных собраниях нашей страны. В свое время дочь ярославского врача, уехавшая во Францию, решила помочь своей племяннице, живущей в Ярославле. Она заключила сделку с Ярославским горисполкомом и подарила свою коллекцию картин Коровина, с которым была дружна в Париже, музею, в обмен на трехкомнатную квартиру в Ярославле для ее племянницы. И сейчас Ярославский музей - один из крупнейших хранителей в нашей стране коллекции зарубежного творчества Константина Коровина. Живя в Париже, Коровин, видимо, очень скучал по своей даче в Крыму. Крым он любил. Много там писал. И по этим крымским воспоминаниям он создал эту работу “розы и фрукты на фоне моря”. А “Татарские сакли” - это уже этюд, написанный в Крыму.
Думаю, что для новокузнечан будет интересна работа Николая Гриценко. Он уроженец Кузнецка. Довольно известный художник. Учился у Боголюбова. Судьба русских художников начала ХХ столетия с таким надломом. Гриценко, Коровин, Латри. Все они уехали.
- Выставка прекрасная.
- Мы хотели даже не имена какие-то показать. Не было такой задачи. Нам хотелось передать настроение Крыма. Когда мы отобрали работы, вдруг обратили внимание на то, как по-разному в разное время художники воспринимали Крым. Если во второй половине XIX века живописцы используют зелено-голубые тона, то в начале ХХ столетия уже предпочитают открытые краски. Это сияние солнца, радость. В послевоенные годы передают Крым лиловыми, сиреневыми красками.
- У вас есть какие-то планы на дальнейшее сотрудничество с новокузнецким музем?
- Для этого должны быть планы у администрации Новокузнецка, а не у музея даже. Такая выставка - очень дорогое удовольствие. Транспортировка, подготовка, само их устройство. Это все - очень дорогое мероприятие.
- Она передвижная? Вы же не только у нас показываете эти работы?
- Она была в Новосибирске. После вас поедем в Кемерово.

 

Татьяна Тюрина, 06.03.2012