Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

Зэн. Свободное плавание

 

В Новокузнецком художественном музее открылась выставка Зиновия Штайнера-Олейника и его сына Ивана Олейника. Авторы посвятили ее памяти Виктора Гуменика.
Для массового читателя эти имена мало что скажут. А между тем Зиновий Олейник (Штайнером он стал представляться не так давно) и Виктор Гуменик очень известные в городе люди, точнее, так: известные в определенных кругах (Ивана Олейника, талантливого человека, здесь лишь упомяну, поскольку эта история не про него).
Вообще-то выставка эта приурочена к 70-летию Зиновия - Зэна, как его зовут друзья-товарищи-приятели. Но честолюбивый, как и всякий художник, Зэн свой собственный юбилей слегка задвинул в тень, для него более важным было почтить память умершего год назад друга.
Очень трогательный, редкий для нашего времени поступок. При этом не сомневаюсь, что, хотя бы мысленно, Виктора, знаменитого Гуму, еще долго будут благодарить сотни - не преувеличиваю - людей. Те, кому он помогал материально в трудную пору их жизни, а это не только художники, но и опустившиеся приятели, и вышедшие на свободу зэки.
Главным занятием - да что там, страстью! - Гуменика было коллекционирование антиквариата. Здесь ему не было равных в городе. А Зэн был его советчиком, экспертом в этом деле. Поскольку знает толк не только в современном искусстве, но и в старинных художественных предметах.
Вообще Зэн человек уникально одаренный. Тонкий живописец и график, замечательный скульптор, талантливый реставратор, причем восстановить - “оживить” - может все - от иконы и живописного полотна до какого-нибудь старинного стула.
И биография - судьба - у Зиновия Штайнера-Олейника уникальная. Спокойно тянет на толстенный увлекательный роман. Родился он в семье немцев-колонистов в городе Калуша Станиславской области (с ноября 1962 года - Ивано-Франковская), что в Западной Украине. К искусству его приобщил местный художник Николай Коломыец, в мастерскую которого Зиновий попал в 12-летнем возрасте. В 1959 году он окончил художественную школу, но спустя четыре года, видимо, попытавшись поиграть с судьбой, поступил во Львовский институт физкультуры. Впрочем, к спорту как профессии Зиновий охладел спустя пару лет. Хотя, рассказывают, подавал большие надежды во многих его видах - беге, стрельбе, волейболе, служа в армии, выполнил мастерский норматив в метании копья.
В 1965 году судьба забросила Зиновия Олейника в Новокузнецк, где он работал художником-оформителем на Западно-Сибирской ТЭЦ. Спустя пять лет его потянуло в родные края, и Зиновий поступил во Львовский институт декоративно-прикладного искусства, но через два года оставил его и вернулся в Новокузнецк - работал художником-оформителем в СМИ, окончил здесь строительный факультет.
В определенное время в определенном возрасте Зэн сделал, может быть, самый крутой поворот в своей жизни. Стал свободным художником или, что, на мой взгляд, гораздо точнее, ушел в свободное плавание. Поскольку художничество занимало лишь часть - и, кажется, не самую большую - его жизни. Он коллекционировал антиквариат, реставрировал иконы, писал стихи, “крестьянствовал” в своей любимой Кедровке, бродил по свету, пытался жить в Канаде, где у него родственники...
В последние годы, правда, Зиновий Штайнер ведет более оседлый образ жизни, но стремительного, подтянутого, с горящими глазами Зэна язык не повернется назвать стариком. 70 лет? Не верю, как говорил Станиславский! В его новых картинах ощущается молодая энергия, неподдельный интерес к жизни...
Рецензировать его выставку в Художественном музее не буду. Скажу лишь, что на ней представлены мастерски сделанные, тонкие по колориту и глубокие по содержанию произведения. Настоящее искусство!

 

Михаил Гревнёв, "Кузнецкий рабочий", 24.03.2012