Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Учиться видеть красоту

Новокузнецкий художественный музей много лет готовит себе культурно образованных посетителей, занимаясь с детьми и подростками. Эта работа идет круглый год, но особенно активно в течение учебного школьного года. О том, чем заниматься будут малыши и школьники в музее в приближающемся учебном году, я попросила рассказать заместителя директора НХМ по связи с общественностью Галину Федоровну Силенкову. 
-Как и в школе, у нас существует учебный план, в котором каждое занятие расписано. Каждый научный сотрудник помимо своей основной исследовательской работы разрабатывает учебную программу. Со своими разработками мы приходим в школы, дошкольные учреждения. Стараемся соблюдать преемственность. Например, школа маленького искусствоведа есть для детсадников и для начальной школы. Вместе с учителями мы, конечно, корректируем наши программы: что-то убираем, что-то добавляем. Наши занятия обязательно включают работу с подлинниками, с музейным фондом, с выставками. Большая часть наших воспитанников - это все-таки ученики начальных классов. Среднее звено еще есть в наших образовательных группах. А вот старшеклассники ходят к нам только на экскурсии из-за своей занятости. 
Кроме теории, в наших программах обязательна практическая часть. Это и детям интересно. Они воспринимают материал с большим удовольствием. Все зависит от программы. 
Если я веду “Кладовую ремесел”, то первое занятие посвящаю устройству избы. Заранее готовлю макеты. Например, окошко, ставенки. Как они расписаны? Объясняю детям все знаки и символы, а также то, что это окно в мир и оно же защита дома. После всех моих разъяснений предлагаю ребятишкам самим расписать ставни. Свои работы они забирают домой и хвастаются родителям. Если наши ученики изучают виды искусства и жанры, то мы в первую очередь обращаемся к экспозиции. Если они знакомятся с портретом, то обязательно потом рисуют портрет. 
Конечно, большую часть составляют те программы, которые уже отработаны. Это школа маленького искусствоведа, школа ремесел, кладовая ремесел, лектории по книге. У нас ведь замечательный фонд рукописных, старопечатных изданий. Интересный лекторий по иконе ведет Александр Валерьевич Клещевский. Он глубоко занимается этой темой. 
Школа маленького искусствоведа есть и в группе выходного дня, которые посещают дети с родителями. 
Мы по-другому сейчас общаемся со школами. Если в советское время с педагогов требовали еще и воспитательную работу, то сейчас их главная забота, чтобы их ученики сдали ЕГЭ. И потому сегодня мы работаем только с теми педагогами, которые заинтересованы, неравнодушны. Мы таких ищем, выходим на них. Бывает так: приводит женщина своего ребенка на занятие в музей, и она по профессии учитель. И следом ведет свой класс. Нет сейчас и групп продленного дня. Раньше они сами приходили к нам на занятия. А дети в общеобразовательных школах, как правило, не имеют представления ни о композиции, ни о жанрах, ни о цвете. В этом, конечно, музей мог бы помочь. 
Работаем мы в основном с близлежащими школами: 34-й, 72-й, 62-й. Обращаются педагоги к нам с просьбой организовать школу ремесел для старшеклассников. Но тут нам сложно помочь. Мы не беремся за то, о чем не имеем представления. Уж если делать работу, то на достойном уровне. 
Знакомство с изобразительным искусством, повторюсь, у нас построено на работе с подлинниками. Это в основном графика, военная тема в искусстве. Мы возим такие небольшие выставки в школы. Сейчас ведь и детей из отдаленных школ привезти к нам сложно. 
В сентябре мы только принимаем заявки от школ. 
А с октября по май проходят занятия всех наших школ. В каникулы работаем только с “домашними” группами. Есть даже программа “Каникулы в музее”. Особенно летом мы активно проводим мастерские, поскольку есть городские лагеря. А в осенние и зимние каникулы приходят дети с родителями. 
Мы, конечно, не готовим будущих искусствоведов. Но если ребенка в нежном возрасте не привести в музей, не познакомить его с основами изобразительного искусства, можно упустить время. Этот малыш станет взрослым и, глядя на великое произведение живописи, не будет способен его воспринимать. 

Татьяна Тюрина, 09.08.2012 "Кузницкий рабочий"