Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

Без проклятий и прикрас

В двух залах Художественного музея разместилась ретроспективная выставка фотографий Владимира Воробьева, организованная в память о друге и единомышленнике по теперь легендарному творческому объединению “ТРИВА” Владимиром Соколаевым (третьим здесь был Александр Трофимов).
Эстетические принципы (прежде всего, а не какая-то вздорная “политика”) “ТРИВА”, как вы помните, уже в 1981 году заставили власти запретить (если хотите, “отменить регистрацию”) творческое объединение, как “идеологически вредное”.
“Вредность” эту достаточно точно объясняет релиз к выставке. Она заключалась в том, что Владимир Воробьев и другие участники “ТРИВА” мало, что показали, “как выглядит правда” (ее сверх порой всякой меры выплеснули перестроечные годы), они “без проклятий и прикрас” показывали человека своего времени, зажатого в тиски идеологических установлений, живущего “словно в искаженном мире, винтика некоей - большой или маленькой - социальной общности, существующей по раз и навсегда закрепленным нормам и правилам”.
То есть они просто “навели резкость” своих фотоаппаратов, а точнее, поглядели на действительность, данную им в ощущениях, с иного ракурса. Повторяю: он не был обличающим упомянутую действительность, просто с него жизнь стала видна такой, как она есть, - разной, в ней тонким еще голосом зазвучал голос человека - просто человека, а не члена, скажем, комсомольской ячейки.
Говорят, что Владимир Соколаев подобрал на выставку, может, не самые известные фотографии Владимира Воробьева. Честно говоря, я не очень понимаю, что значит “не самые известные” - все снимки, представленные в Художественном музее, звучат ровно и мощно. Во всяком случае, даже для случайного зрителя никаких “пустот”, на мой взгляд, не обнаружится.
Задолго, к слову, до выставки Владимир Соколаев записал и дал ознакомиться с огромным блоком фотографий Воробьева, которые представляют его серии “Кузнецкий металлургический комбинат”, “Марафон”, “Пейзаж”, циклы “Город”, “Село”, “Портреты” (деление, понятно, достаточно условное), - они и представлены на выставке.
Просмотр их вызвал шок: так пронзительно, при том что, кажется, на снимках “ничего такого” нет, сегодня не снимают. Тем более что, как верно замечают организаторы выставки, и до сегодня “сохранилась безответственность в отношении к личности человека, к экологии, к будущему мира”.
Вот “Бабушка с лупой на пункте сбора подписей за Ельцина” (1991 год), “Чиновник в детском саду” на фоне Царевны Лебеди из сказки (1985), “Обед бригады свинарей” (1981), “Иван Козочкин - шахтер-философ” в трусах и тельнике (1991), “Перпендикулярно идущий” (1983), “Чувство материнства” (1991), где молодая мать прижимает к лицу “кулек” с ребенком, и так далее и так далее. В основе каждой - событие, которое сразу рождает бурю эмоций и размышлений. В каждой оглушающе звучит жизнь как она есть.
Во втором зале разместились, если так выразиться, поздние фотографии Владимира Воробьева: тихие пейзажи, портреты сельских жителей в цвете. В снимках нет “анекдота” (понимаемого мною как акцентированный рассказчиком “случай из жизни”), они просты и почти бессюжетны, как, опять же, обыкновенное течение жизни.
Красота пейзажей Владимира Воробьева открывается не сразу, надо вглядеться (“Всего и дела, что вглядеться, - Боже мой,/ Всего и дела, что внимательно вглядеться”, - Юрий Левитанский). Фотографии полны неспешных размышлений. Наверное, о времени, может, о себе в этом времени, о смысле жизни.
Время, которое неслось, торопилось в снимках первого зала, здесь словно остановилось. Где это? Какая разница. Это просто некий “Пункт Вселенной”, куда нас забросило по чьей-то прихоти. Зачем? Не знаю, но, наверное, в этом был какой-то расчет.
К слову, “Пункт Вселенной” - так назвал выставку фотографий Владимира Воробьева ее организатор Владимир Соколаев.
Выставка такого уровня, что пропустить нельзя.

Савва Михайлов, "Кузнецкий рабочий", 18.10.2012