Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Каким быть Народному дому

Из утраченных памятников историко-мемориальной зоны Новокузнецка особый интерес представлял Народный дом им. А.С. Пушкина. Воссоздание его необходимо для города, так как нескольким поколениям кузнечан Народный дом дорог как центр культурной и общественной жизни. Сегодня он важен для нас как памятник архитектуры начала ХХ столетия.

История Народного дома ведет свой начальный отсчет с 1899 года, когда вся просвещенная Россия праздновала столетний юбилей рождения А.С. Пушкина. Эта дата торжественно была отмечена и в Кузнецке. В ее честь уполномоченными городского управления было решено «отвести свободный городской участок земли под устройство дома для помещения городской общественной библиотеки, когда образуется для этого фонд». Однако сама идея, столь понравившаяся кузнечанам, со временем начинает приобретать большую масштабность.

В 1901 г. в журнале собрания уполномоченных появляется новое решение о выделении участка «под постройку Дома общества вспомоществования нуждающимся учащимся». Архивные документы позволяют сделать вывод, что в 1904 г. инициатива строительства общественного здания — чайной и аудитории при ней для проведения просветительских мероприятий — переходит к уездному попечительству о народной трезвости. И, наконец, оптимальный вариант — возведение Народного дома им. А.С. Пушкина по линии попечительства о народной трезвости.

Строительство Народного дома (1905-1906 гг.) велось на общественные деньги. Крупные взносы были сделаны купцами, золотопромышленниками. Большие суммы внесли Е. Морозова (по рассказам старожилов, записанных краеведом В.П. Девятияровым) потомственная почетная гражданка, владелица маслобойного завода близ Бийска, гостившая у родственников в Кузнецке; Попов, возглавлявший городское самоуправление более десяти лет, один из инициаторов строительства Народного дома, много жертвовавший на нужды города; простые люди внесли свою лепту через «кружечный сбор».

Из рассказов старожилов (сведения В.П. Девятиярова) известно, что строительство возглавил народный умелец — плотник, столяр, стекольщик — Карп Савватеевич Шмыков, жизнь которого трагически оборвалась вскоре после возведения Народного дома (убит грабителями).

Участок земли, выделенный для строительства Народного дома, находился на улице Нагорной — ныне Народная, рядом с городским училищем. Обилие вокруг Кузнецка лиственных и сосновых лесов определило выбор строительного материала, а веяние современной архитектуры не нарушало цельности архитектурно-художественного восприятия, но выделяло их своеобразие, принадлежность к разным эпохам. Выразительность силуэта Народного дома, его главного фасада, достигалась сопоставлением архитектурно-пространственных форм, введением элементов декора сибирского деревянного модерна.

Использование традиций народного деревянного зодчества в сочетании с элементами сибирского деревянного модерна характеризует Народный дом как памятник архитектуры начала ХХ века.

Внутренние помещения Народного дома объясняли многогранный характер его деятельности — комната для библиотеки, занятий художественной самодеятельностью и спортом, театральное фойе, зрительный зал со сценой, «коробка» для декораций, оркестровая яма. Костюмерная, гримерная и т. д.

Из рассказов старожилов известно, что молодежь Кузнецка устраивала в Народном доме драматические спектакли (пьесы Островского, Горького), здесь часто выступал духовой оркестр местной воинской команды, демонстрировались первые фильмы. При Народном доме был посажен сад, в котором зимой устраивался каток с бесплатным прокатом коньков для детей, зажигалась новогодняя елка.

Все важные государственные, политические события — уездные сборы новобранцев, мобилизация 1914 года, объявление о свержении царя, Временном правительстве — связаны с Народным домом.

В здании Народного дома провозглашается Советская власть в Кузнецке, проходят первые партийные конференции, рождается комсомольская организация города.

Период 20-х — начало 30-х годов в истории Народного дома, его культурно-просветительской деятельности наиболее интенсивен. К культуре приобщаются широкие слои городского населения, особенно молодежь. В Народном доме появляются профессионально образованные руководители художественной самодеятельности. До сих пор помнят старожилы заведующих Народным домом Л.И. Кочконакова и П. Скрябина, многолетнего суфлера П.В. Коновалова, редкой красоты тенором обладал Г.Ф. Маликов, создатель самодеятельного хора. В обширном репертуаре хора были народные песни, романсы, русская и западная оперная классика. О жизни Народного дома, его самодеятельности можно узнать многое, побеседовав сегодня с солисткой этого хора Надеждой Яковлевной Тимофеевой.

В эти же годы при Народном доме был организован драматический кружок, которым руководил М.А. Воронин, приехавший из Томска после окончания университета и много сделавший для культуры и краеведения города. Любителями музыки были организованы духовой оркестр, концертная агитбригада. Сцена Народного дома принимала профессиональные труппы из других городов. В 1934 году в Народном доме побывал М.И. Калинин.

В 40-50-е годы Народный дом уже не вел столь насыщенную событиями просветительскую деятельность, все чаще он выполнял функции кинотеатра. В 1953 году решением Кузнецкого райисполкома Народный дом был переименован в кинотеатр им. М.И. Калинина. В 1979 году помещение Народного дома было передано краеведческому музею для организации филиала, но вскоре его история завершилась пожаром.

На глазах одного поколения (60-70 гг.) Кузнецк лишился ряда памятников, значительных для истории города.

Проблема воссоздания утраченных памятников истории и культуры достаточно остро дискутируется среди специалистов. Ведь самого памятника, как такового, уже не существует. Не будет ли восстановленное «макетом»? Вероятно, восстановление утраченного памятника диктуется его особой значимостью в местных условиях, или он является достоянием национальной культуры.

История реставрации памятников в нашей стране имеет ряд примеров, когда полностью утраченные, разрушенные войной памятники восстанавливались (музей-заповедник Михайловское), не вызывая нареканий, а восхищая самых строгих критиков. Важно, на каком профессиональном уровне выполнена реставрация того или иного памятника. Реставрация должна быть подлинно научной, подтверждая каждое решение документом, историко-архивными изысканиями, натурными исследованиями.

Кузнецкий «Смольный», как любовно называли Народный дом старожилы, необходимо восстановить. Фотографии 1910-1920-х годов и более поздние сохранили виды его фасадов, фрагменты интерьеров, в наличии планы и обмеры в бюро технической инвентаризации. Живы свидетели его былой славы. В архивах страны идут поиски дополнительных документальных материалов. Восстановление изначального облика Народного дома на период 1905-1906 гг. с последующим использованием как дома народного творчества (рекомендация), позволит возобновить лучшие традиции его истории.

Творческий коллектив архитектурно-реставрационной мастерской выражает признательность за предоставленные документы, фотографии, устные рассказы А.И. Полосухину, В.П. Девятиярову, Н.Я. Полосухиной, В.А. Оленчуку (подарившему фотографии).

А. Шадрина,

старший искусствовед архитектурно-реставрационной мастерской.

«Кузнецкий рабочий», 09.07.1988