Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Из истории Одигитриевского храма г. Кузнецка

На страницах газеты «Православные вести» неоднократно появлялись публикации по истории Богородице-Одигитриевской церкви, в них, к сожалению, встречается много неточностей, а порой очень серьезные фактологические ошибки. Свободное владение материалами по этой теме строится, прежде всего, на архивных документах. Автор данной публикации считает необходимым с позиции исторической объективности познакомить читателей газеты с подлинной историей храма на основе архивных сведений.

В истории Богородице-Одигитриевской церкви Кузнецка прослеживается 2 этапа. Начало первого этапа относится к 70-м годам XVII столетия. После очередного нашествия кочевников на Кузнецк в 1658 году город частично отстраивается заново и расширяет границы территории в южном направлении (до реки Казачьей) и восточном (до оврага, сегодня территория пивзавода). Значительно увеличивается во второй половине XVII столетия и число жителей города. Деревянная Преображенская церковь уже не вмещала весь православный люд Кузнецка. В 1676 году в городе строится второй деревянный храм — Богородице-Одигитриевский — в северо-русских традициях, с шатровым завершением, как и Преображенская церковь. Местонахождение деревянного Одигитриевского храма в пространственной среде Кузнецкого района соответствовало скверу кинотеатра им. Калинина.

На 1705 год по книгам Сибирского приказа в Кузнецке числилось 290 дворов. На рисунке художника Берхана 1734 г., побывавшего в Кузнецке с экспедицией Миллера, видим небольшой городок нерегулярной застройки, четко просматриваются силуэты двух деревянных храмов. К приходу Одигитриевской церкви относились близлежащие деревни, в которых уже были часовни (д. Атаманово, д. Воробьева, д. Муратово, д. Абинская и т. д.). К 70-м годам XVIII столетия Одигитриевская церковь была настолько ветхой, что зимой шла служба при изморози на стенах, а порывы ветра гасили свечи. Прихожане храма принимают решение о строительстве новой церкви, но не деревянной, а каменной. Для этого необходимо было получить разрешение Тобольского Архиепископа. Два года длилась переписка Кузнецкого Духовного правления с архиепископом Варлаамом. Наконец, 22 мая 1775 г. состоялось освящение закладки каменной Одигитриевской церкви. С этого времени начинается второй этап ее истории.

Ко всем этим событиям имел непосредственное отношение староста Одигитриевской церкви, купец 3-й гильдии, Иван Дмитриевич Муратов. Архивные сведения о нем скупы и немногословны, но их достаточно для его характеристики. Выходец из крестьян, разбогатевший на торговле зерном и переселившийся в город, Иван Дмитриевич был бессменным старостой храма до конца своих дней (1820 г.). Он был грамотным и скрупулезно вел документацию по хозяйственным делам храма. В одну из своих поездок в Иркутск Муратов приглашает артель каменщиков во главе с уставщиком Почекуниным, которая имела богатый профессиональный опыт в возведении храмов. На берегу р. Казачьей артель наладила производство кирпича. При начале строительства И.Д. Муратов жертвует на возведение храма 400 рублей серебром.

Место для каменной Одигитриевской церкви было выбрано на границе верхней террасы, перед оврагом с речкой Картасской. Современная ориентация ее приходится на объездную дорогу и часть тюремного корпуса (Советская площадь). Храм строился двухэтажным, трехсветным, с двумя престолами, в нижнем этаже с престолом Святого Великомученика Георгия, в верхнем — во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии (Путеводительницы). Архитектура Одигитриевской церкви воплощала стилистику сибирского барокко периода расцвета. Объемно-планировочное решение храма было традиционным, по продольной оси восток-запад последовательно располагались храмовый объем с апсидой, трапезная, колокольня. Вертикальные границы объемов церкви по фасадам выделялись пилястрами с углубленным рельефом стилизованных форм — креста, пламенеющей свечи, неглубоких ниш, картушей. Исключительно были красивы по рисунку наличники окон второго этажа, сложной многоступенчатой формы. Фасады храмового объема завершались трехлепестковым фронтоном изящного рисунка и пятиглавием, что придавало силуэту церкви легкость и стройность. Одигитриевский храм строился 5 лет и в 1780 году был торжественно освящен Кузнецким заказчиком, протоиереем Ефимием Викуловским.

Длительное время (до 1835 г.) Одигитриевская церковь фактически выполняла роль главного храма Кузнецкого заказа (XVIII в.) и позднее благочиния (XIX в.), т. е. До освящения каменного Преображенского собора. И.Д. Муратов, оставаясь старостой Одигитриевского храма, успел построить в приходе на свои средства здание каменной богадельни для одиноких бесприютных людей, деревянную Фрололаврскую часовню, пожертвовал в 1812 г. значительную сумму на нужды русской армии. В 1780 г. рядом с оградой Одигитриевской церкви Иван Дмитриевич выстроил для себя небольшой двухэтажный каменный дом со сводами, который в 1799 г. был им продан Окружному Казначейству. Дом сохранился до настоящего времени, сейчас он в одиночестве среди торговых киосков украшает Советскую площадь.

Громадное значение для истории храма, его процветания имел состав причта, личность священника и старосты. На примере деятельности И.Д. Муратова как старосты это выглядит достаточно убедительно. Штат Одигитриевской церкви первой половины XIX века состоял из трех должностей — священника, дьякона, пономаря. Известен ряд имен священнослужителей этого времени, среди них — И. Мальцев, С. Тюменцев, Г. Петропавловский. Последний длительное время занимался преподавательской деятельностью в уездном училище (Закон Божий). Наконец в 1852 г. приход Одигитриевской церкви возглавил молодой священник, выпускник Тобольской Духовной семинарии, Евгений Исаакович Тюменцев. Сорок лет служения в храме, высочайший нравственный авторитет снискали ему почет, уважение прихожан и процветание храму. При священнике о. Евгении Одигитриевская церковь становится центром духовно-православной и общественно-просветительской жизни прихода. При храме комплектуется большая библиотека с литературой духовного и светского содержания, которой пользуются причт и прихожане. Велик был авторитет о. Евгения в селах и деревнях прихода. Так его старанием в 60-е годы в с. Атаманово строится деревянная церковь и выделяется в отдельный приход. В 1864 г. вместо обветшавшей возводится в Кузнецке новая Фрололаврская часовня. Рачительность о. Евгения к благолепию родного храма была его постоянной заботой. В 1869-70 гг. на пожертвования купца И.И. Ивановского к Одигитриевской церкви пристраивается двухэтажный объем паперти. На его же средства сооружается новая каменная ограда с металлическим полотном. В эти же годы штат храма пополняется должностью дьячка. Но следует отметить, что постоянного жалования священнослужители Одигитриевской церкви не получали, и содержание их было скудным. Но начиная с 70-х годов XIX века, при священнике Тюменцеве, материальное положение причта значительно меняется в лучшую сторону. Список жертвователей в пользу Одигитриевского храма увеличивается год от года, среди них: мещанка Ак. Зайкова (500 р. сер.), мещанин З.Л. Фамильцев (2500 р. сер.), надворная советница А.Н. Катанаева (500 р. сер.), купеческая вдова А.И. Куртегешева (500 р. сер.), купец Минусинского округа Г. Ананьин (500 р. сер.), мещанин П.А. Шебалин (150 р. сер.) и др. Банковые билеты с этих сумм давали хорошие проценты на содержание причта, тем более, что в 80-е годы XIX века штат храма сокращается до двух должностей, остается священник и псаломщик. С 1885-1887 гг. протоиерей Евгений Тюменцев исполнял обязанности благочинного. Весьма плодотворна во второй половине XIX века была деятельность старост Одигитриевской церкви — мещанина А.И. Винтовкина (1865-84) и купца 2-й гильдии М.И. Хворова (1884-1899). Оба «за усердное служение церкви Божией Высочайше награждены серебряною медалью на Станиславской ленте для ношения на груди».

Во всех деревнях прихода Одигитриевской церкви были часовни. В д. Феськах (Байдаевка) в 1893 г. возводится молитвенный дом во имя Св. Апостолов Петра и Павла, открываются также церковные школы грамоты. После смерти протоиерея Е.И. Тюменцева (1893 г.) на должность настоятеля Одигитриевской церкви быль утвержден Виссарион Тихонович Минералов, переведенный с должности священника Преображенского собора, он же в эти годы исполнял обязанности духовника благочиния № 14.

Из всех храмов города (4 каменных) в 1898 г. от землетрясения пострадала Одигитриевская церковь более всего. Благочинный М. Любимцев в письме Епископу в Томск сообщает: «Подземный удар, по-видимому, потряс ее с основания, отчего трапеза отошла от здания церкви и в сводах трапезы выпало несколько кирпичей, в арках образовались опасные трещины... Мною тогда же было предложено причту и старосте сей церкви трапезу запретить и не позволять никому входить в оную...». Храм долго приводили в порядок, был проведен капитальный ремонт, тогда же на южном его фасаде появилась фресковая роспись, изображающая традиционную иконографию образа Богоматери Одигитриевской, выполненная художником Ложенициным.

В 1899 г. при храме организовано церковно-приходское попечительство, состоящее из 20 прихожан, которое возглавил казначей Кузнецкого Казначейства Илья Алексеевич Докукин. Недолгое время он выполнял также обязанности старосты Одигитриевской церкви. Его деревянный крестовый дом с цокольным этажом по ул. Достоевского частично сохранился.

В 1906 гэ. Настоятелем храма утвержден Николай Никифорович Рудичев (г. жизни 1862-1919), священник Преображенского собора, исполнявший обязанности благочинного (1904 г.) и духовника. Именно он и будет последним настоятелем Одигитриевской церкви, при нем в хронологической последовательности исполняли должность псаломщика М.И. Иванов (с 1906 г.), И.Г. Прибытков (с 1911 г.). Отец Николай, как и его предшественники, пользовался огромным нравственным авторитетом среди прихожан. Поэтому как трагическая нелепость воспринимается его гибель в 1919 году. Выпущенный невредимым из штаба партизан-роговцев после активного заступничества за него прихожан, о. Николай у ворот своего дома был зарублен разъезжавшими пьяными роговцами.

Одигитриевский храм, как и все остальные, был сожжен роговцами и больше не восстанавливался. В 1929 г. с большим трудом церковь была разобрана по кирпичику на материал, который использован при строительстве одного из цехов КМК.

На такой трагической ноте заканчивается повествование об истории Богородице-Одигитриевской церкви, памятника архитектуры сибирского барокко и храма, в котором 6 февраля 1857 г. венчался первым браком великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Громадна роль этого храма в духовно-православной жизни Кузнецкого края, и небольшая домовая церковь во имя Богоматери Одигитрии в здании современного тюремного комплекса в настоящее время не только напоминание о прошлом, но символ веры будущего для ее узников.


А. Шадрина. «Православные вести», 22.03.2000