Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

Родословная села Ильинка

День святого пророка Ильи празднуется 20 июля. Народ этого святого почитает грозным и потому, что около этого дня бывают грозы, и потому еще, что он строг в отношении к дню своей памяти и не велит будто бы в этот день работать, грозя молнией. Святой Илья зажинает жниво — говорит пословица. Это значит, что около этого времени начинается жатва. Кроме того, Ильин день считается началом перемены погоды, а потому есть поговорка: на Илью до обеда лето, а после обеда — осень.

Святой Илья пророк, по мнению народа, слишком строг в отношении народной распущенности, и потому народ в этот день вообще религиозен и боится его мщения огнем. Так, по суеверию считают, что Илья пророк управляет громом и молнией, и в то время, когда слышны раскаты грома в воздухе, народ набожно крестится и верит, что это едет Илья пророк на своей огненной колеснице.

Из книги «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». Собр. М. Забылиным, издано в Москве в 1880 г.

Илья пророк особо почитался на земле Кузнецкой, в его честь назывались часовни, церкви, было и село Ильинка. В летописи Ивана Конюхова указывается, почему именно этому пророку отдано предпочтение. В главе «О чудесах якобы Ильи пророка» читаем: «Пленные калмыки или киргизы якобы сказывали, что с гор, лежащих близ города, видели в селе Ильинском большое войско, предводительствуемое седым стариком, ездящем на белом коне, а также во время набегов калмыков на село Ильинское видели такого же старика на белом коне, и от него столб огненный до неба, и поражал татар. Сие русские относят к Илье пророку, икона коего и поныне находится в селе Ильинском, и почитают оную икону чудотворной и явленною, но когда и где явилась, о том достоверного сведения не имеется. Некоторое предание: якобы явилась недалеко от села Ильинского...».

Предлагаем вниманию читателей зарисовку по истории древнейшего села Ильинки (ровесника Кузнецка), подготовленную на основе архивных материалов, статистических сведений и трудов историков XVIII-XIX вв.

Освоение территории современного Новокузнецкого района, его заселение русскими начинается одновременно с основанием Кузнецкого острога (1618 г.). Устройство первых заимок на пашенных землях под защитой крепостных стен являлось насущной потребностью. В этих условиях, вероятно, возникло одно из старинных поселений — Ильинка, как село-спутник острожному Кузнецку.

Основание села относится к первой половине XVII в., хотя следы человеческого обитания относятся еще к эпохе палеолита и позднего средневековья. Первоначальное название села Красный Яр, очевидно, порождено исключительно выгодным местоположением: крутое левобережье Томи с высокой точкой обзора, который позволял не только любоваться красотами окрестностей, но и видеть приближающегося неприятеля. А сухопутный и водный путь до Томска, близость города определили значение села в освоении Кузнецкой земли.

Красноярцы считали своим покровителем Св. Пророка Илию, по легенде, помогавшего им победоносно отражать набеги кочевников, отсюда другое исторически сложившееся название села — Ильинка. Под этими двумя названиями село зафиксировано в «Чертежной книге Сибири» С. Ремезова 1701 г.

Менее всего изучена история с. Ильинка XVII-XVIII веков. Путешественники и исследователи Сибири XVIII в., побывавшие в Кузнецком крае (в частности, С. Крашенников), отмечают Ильинку как русское поселение с деревянной церковью во имя Св. Пророка Илии. В документах Тобольской епархии за 1744 г. имеются сведения о существующих в Кузнецком заказе приходах, среди них упомянут Ильинский, в котором числятся не только деревянный Пророкоильинский храм, но и шесть часовен в ближайших деревнях, в том числе в Шорохове и Недорезове. К концу XVIII века село являлось волостным центром, а церковный приход, по сведениям 1791 г., объединял 186 дворов и 2020 жителей.

История Ильинки XIX века через архивные документы прослеживается более последовательно и обстоятельно. Начало века (1803 г.) было ознаменовано важным событием в жизни села — закладкой каменной церкви с разрешения тобольского архиепископа Амвросия. Церковь с двумя престолами (святителя и Чудотворца Николая и Св. Пророка Илии) возводилась 15 лет, освящена была в 1818 г.

Храм построен на народные пожертвования, и архивные документы сохранили имя священнослужителя Якова Тутолмина, который «оказывал примерную к благочинию ревность — его старанием докончилась в строении наша Пророкоильинская церковь». Церковный благовест разносился по всей округе, заставляя ильинцев гордиться белокаменным храмом. В просветительской, нравственной, общественной жизни села значение Пророкоильинской церкви было исключительно велико. Достаточно сказать, что длительное время единственная библиотека на селе формировалась при храме, и к 80-м годам XIX в. она насчитывала около 300 томов. Книгами художественными и духовно-нравственными пользовались и притч, и прихожане.

Культ Пророка Илии у прихожан села был очень популярен. Так, в 1859 г. с разрешения томского епархиального начальства состоятельный крестьянин Василий Карпович Гаденов на свои средства выстроил на окраине села, у дороги, часовню во имя этого Св. Пророка, позднее сгоревшую. Но уже в 1888 г. по инициативе и на средства крестьянина Ефрема Бедарева Ильинская часовня была заново отстроена. Церковная ведомость дает пояснение: «Основанием часовни послужило, как говорит предание, явление в давнее время вблизи села Красноярского Св. Пророка Илии, при помощи которого отражены были нападавшие на жителей села неприятели — калмыки».

В конце XVIII в. часть крестьян с. Ильинка была приписана к Томскому железоделательному заводу для несения различных трудовых повинностей, и на 1858 г., по статистике, из 142 дворов его 122 относилось к заводским крестьянам.

Архивные и статистические сведения за вторую половину XIX в. и начало XX в. характеризуют Ильинку как богатое, процветающее село. В 1866 г. пот линии министерства народного просвещения в Ильинке было открыто училище, разместившееся в специально приспособленном для этого здании. К 1890 гю. В нем обучалось до 50 детей, училищная библиотека насчитывала 838 книг. На рубеже 80-90-х гг. XIX века, по статистическим материалам, на селе на 152 двора и 761 жителя в хозяйстве числилось 1045 лошадей, 824 головы крупного рогатого скота, более 1000 голов мелкого рогатого скота, 10 пасек (896 ульев), две мукомольные мельницы (владельцы П. Мамонтов и Вас. Бедарев), крупная маслобойня. В неурожайные годы с разрешения крестьянского начальства жители села получали зерно в местном хлебозапасном магазине.

Структура государственно-административного и общественного управления волостного с. Ильинка к концу XIX века представляла следующую картину: полицейские функции выполнял становой пристав, общественным управлением сельских жителей, организацией устройства их быта ведал крестьянский начальник. Промысловый налог с Ильинской волости взимал податной инспектор, судебные дела решались мировым судьей. Постоянное местопребывание упомянутых чиновников находилось в г. Кузнецке. Выборный волостной староста из крестьян проживал в с. Ильинка.

В начале XX в. в Ильинскую волость входил 31 населенный пункт, в самом селе уже числилось 170 дворов и 825 жителей. Состояние села отражено в «Памятной книжке Томской губернии» 1904 г.: «Каменная церковь. Сельское училище. Волостное правление. Хлебозапасный магазин. Дом священника. Два дома псаломщиков. Почтовая станция. Две мануфактурные лавки, одна мелочная и казенная винная лавка».

Землетрясение 1898 г. разрушений селу не причинило. От землетрясения 1903 г. значительно пострадал Пророкоильинский храм. Епархиальный архитектор обследовал его, закрыл на длительный ремонт. Иконостас, престол, антиминс были перенесены в строящийся деревянный молитвенный дом (1903-1905 годы), где проходили богослужения. К 1910 году по Ильинскому приходу числилось пять часовен и пять молитвенных домов, в самом селе насчитывалось 207 хозяйств и 935 жителей.

Становление Советской власти, период коллективизации неоднозначно отразились на жизни села, отдельных человеческих судьбах. Трудно представить ту психологическую драму, которую пережили жители села в 1932 г. при закрытии Пророкоильинского храма. Христианские православные традиции, сохранявшиеся на селе не одно столетие, как показали дальнейшие события, никогда не умирали. Сельский сход 1989 г. принял решение о восстановлении Ильинского прихода и реставрации храма.

Историко-архитектурное обследование Ильинки выявило единство материальных условий и традиционных эстетических принципов в формировании сибирского села. Неутраченная старая застройка с реставрируемым храмом в перспективе должны организовать исторический центр села.


А. Шадрина, искусствовед. «Кузбасс», 20.07.1991