Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

Какая ты, настоящая живопись...

В салоне «Художник» Гоголевки новая выставка: впервые из частной коллекции А.С. Шадриной представлены 29 работ 24 художников, из них двое народные художники страны, шесть — заслуженных художников России, два профессора, академика. Редкая концентрация талантливых произведений.

Открытие в Новокузнецке в 1961 году музея изобразительного искусства благотворно сказалось на художественной жизни города. Первое десятилетие своего существования музей посвятил активной выставочной деятельности и формированию собственной коллекции. Сложившаяся традиция устраивать не только городские, но и персональные выставки, причем не только членов Союза художников, была тепло встречена самими художниками и общественностью города. В 70-е годы организуются персональные выставки художников — не членов союза: К. Ананьина, В. Морозова, М. Кадышева, Е. Паршукова, Я. Курдюмова, Н. Герасименко. Экспонирование выставок сопровождалось изданием небольших буклетов, каталогов и приобретением работ в коллекцию музея. Это была одна из немногих возможностей за творческую работу получить какое-то материальное вознаграждение. Среди художников бытовала крылатая фраза: «Дарить в хорошие руки всегда приятно». Вот так и начиналось формирование домашней коллекции, предлагаемой зрителю в салоне «Художник» городской библиотеки им. Н.В. Гоголя. Большая часть вещей с авторскими дарственными надписями, несомненно, обладает художественными достоинствами, некоторые из них вполне соответствуют музейному уровню, что подтверждается устоявшимся временным впечатлением.

На выставке представлены два жанра — пейзаж и натюрморт — в творчестве новокузнецких, иркутских, новосибирских, московских петербургских художников. Единственная работа 30-х годов знакомит с творчеством московского художника В.Н.Бакшеева. В 80-е годы XIX в. он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, был членом Товарищества передвижников, работал в жанре бытовой картины и чистого пейзажа. На первых же выставках, в которых Бакшеев принял участие, на его работы обратил внимание П.М. Третьяков. Среди близких друзей художника числятся Левитан, Бялыницкий-Бируля, Нестеров. Небольшой пейзажный этюдик Бакшеева отмечен тщательностью живописной тональной разработки в пределах одного цвета и картинной законченностью, подарен в коллекцию вдовой художника Шегаля.

Кузнецкие художники на выставке представлены пейзажными произведениями К. Ананьина, И. Елагина, И. Лебедева, М. Кадышева, И. Левченко, натюрмортом Л. Статных, последняя уже иркутянка. Непритязательная бытовая сценка на фоне зимнего сибирского пейзажа («Зимка») художника И. Левченко наполнена умиротворяющей неброской красотой. Совершенно иначе смотрится зимний мотив в пейзаже К. Ананьина «Мартовская лазурь». В нем первые признаки пробуждающейся к жизни природы через мажорно-колористическую гамму несут в себе радостное жизнеутверждающее начало. К. Ананьин был удивительно мягким, душевным человеком и большим жизнелюбом (умер в 1974 г.). Пейзажная небольшая работа И.М. Елагина, несомненно, обратит на себя внимание зрителя не только красотой мотива, тончайшими цветовыми градациями, но и проникновенным состоянием покоя, тихой созерцательностью.

В работе И. Лебедева «Осень в Карчите. Баньки» состояние пейзажного мотива, его выразительность достигается цветовыми сопоставлениями трех основных планов и лаконичностью формы. Сам автор любил эту вещь, считая ее воплощением своих новых художественных приемов.

Из новокузнецких художников среднего поколения 70-80-х годов ХХ столетия неизменным участником городских выставок являлся В. Чепурченко. Мне помнятся его работы начала 70-х годов, когда он обращался к тематической картине («Чоновцы»), но лучшими творческими достижениями тех лет, на мой взгляд, был пейзажный жанр. Выбор пейзажного мотива не носил случайного характера в его работах. Это всегда неожиданная точка зрения на «простенький» мотив с оживлением его лирическими изысками («Рябинка»). На выставке представлена работа Чепурченко «Колодец», в которой зритель увидит всего-навсего берег пруда с колодцем, вдали чередование прибрежных кустарников, лесных массивов. Многоплановые цветовые переходы рождают ощущение громадного пространства, доходящего до горизонта, во всем удивительная живописная свежесть, открытость цвета. С филигранной тонкостью живописного мастерства написана водная гладь пруда. Но не только художественным дарованием интересен современникам В. Чепурченко, в жизни это незаурядная, исключительно артистичная натура, общение с которой доставляет истинное удовольствие.

Несколько по-иному зритель может и должен увидеть на выставке два натюрморта, принадлежащих кисти разным по возрасту, времени, школам живописцам Л. Статных и заслуженному художнику Российской Федерации Д.А. Косьмину (Москва). Прежде всего эти работы рассчитаны на длительное восприятие. В неказистых уголках художественной мастерской составляются случайные предметы, организуя композицию, или же появляется набор предметов, скомпонованный самим же художником по разным жанрам. И в том и в другом натюрмортах налицо единый результат, через живописно-колористический строй в них создается духовная среда.

Помимо Д. Косьмина московские живописцы на выставке представлены членами известнейших мастеров второй половины ХХ века, таких, как М.А. Бирштейн, М. Иванов, М. Орлов. М. Бирштейну было далеко за восемьдесят, но неутомимая энергия, душевная молодость подпитывали жизнеутверждающее начало его искусства. В коллекции Новокузнецкого музея изобразительных искусств он представлен солидно и по количеству работ, их качеству и многообразию жанров. Бирштейн всегда нов и неожидан как в жанровых композициях, так и в портрете и натюрморте. Он с юности сохранил привязанность к южному пейзажу с горами, кустарниками, кипарисами, живыми уличными сценками. Дороги ему уютные дачные уголки Подмосковья с зарослями сирени. Ученик Р. Фалька, Бирштейн бережно хранил заветы и традиции творчества своего учителя.

Сложным по мироощущению смотрится на выставке городской пейзаж московского художника М. Иванова «Ленинград. Мойка», чрезвычайно характерный для творчества этого живописца по отношению к форме и цвету. В этой работе довлеет образ старого Петербурга с его классической архитектурой и памятью о великом поэте, но это не Петербург Пушкина, тем более не Достоевского, скорее, А. Блока и А. Ахматовой.

Первоклассная сибирская живописная школа, иркутская, представлена в экспозиции ведущими мастерами, среди них В. Кузьмин, А. Кастовский, Г. Новиков, заслуженные художники России, Н. Башарин. В пейзажах Кузьмина («Весна», «Мартовский снег») сельский и городской мотивы при его живописной монохромности удивительно богаты тонально-цветовыми отношениями и деликатностью палитры. Предметный мир в сочетании с фруктами в натюрморте Кастовского «Гранаты» насыщен чувственной и духовной красотой. Обобщенно-цветовые плоскости южного дворика, обогащенные лунным ночным светом, рождают холодный по состоянию колористический строй в пейзаже Н. Башарина, художника чрезвычайно тонкого и талантливого.

Художники Петербурга на выставке представлены живописными работами двух мастеров — Е.Е. Моисеенко и Ф.Э. Ниеминена. Последний уже давно уехал на свою историческую родину в Финляндию.

Моисеенко — это художник-классик второй половины ХХ века, получивший признание при жизни и наделенный всевозможными должностями и званиями. В коллекции Новокузнецкого музея изобразительных искусств его творчество представлено многообразием жанров. Небольшой этюд на выставке выполнен в типичной для автора художественной манере, он узнаваем через характерные для его пейзажей пятна насыщенной густой зелени. Художник Ф. Ниеминен представлен в коллекции Новокузнецкого музея искусств одной из лучших своих работ, натюрмортом «В старом доме». На выставке зритель увидит его небольшой этюд с мотивом неброской северной природы, напоминающим о поэзии Белых ночей Карелии.

А. Шадрина,

«Губернские ведомости», 24.03.2001