Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Л. Данилова. Искусство Сибири в собрании Новокузнецкого художественного музея

Любой художественный музей, созданный в советское время и не имеющий в своей основе сколько-нибудь значительной коллекции, обретает свое лицо постепенно, причем не всегда это лицо проявляется волей его создателей. На сложение музейной коллекции влияют многие факторы, большей частью не имеющие отношения к искусству. Музей вынужден пробиваться к осознанию своей особенности сквозь массу идеологических и финансовых проблем.

Новокузнецкий художественный музей был создан в 1961 году на основе художественного отдела городского краеведческого музея, который комплектовался без какого-либо определенного плана, большей частью – произведениями советского искусства 1950-х годов. Изначально музей создавался как орган пропаганды советского искусства Центра на периферии, и не случайно основой музейной деятельности стало экспонирование передвижных выставок, организованных выставочными организациями Министерства культуры СССР, РСФСР и Союза художников СССР и РСФСР. Реже приходили выставки из крупнейших музеев страны – Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа.

Характерно, что и комплектование музея в первые годы его существования шло по тому же принципу представительства в музейном собрании официальной линии искусства – этому способствовали многочисленные передачи в музей произведений советского искусства 1950-1960-х годов. Сотрудники музея, если и выходили за эти рамки, то делали это в попытке расширить временной охват отечественного искусства до русского искусства 19 века включительно. Благодаря их усилиям, их работе с наследниками и коллекционерами, был сформирован, хотя и небольшой, но достаточно интересный раздел русского дореволюционного искусства, а также искусства рубежа 19-20 веков, 1920-1940-х годов.

Продолжал пополняться в 1960-е годы и созданный еще в составе краеведческого музея небольшой раздел сибирского искусства. Раздел пополнялся за счет переданных после проведения зональных выставок заказных работ. Большей частью это были произведения кемеровских и новокузнецких художников. Закупки у местных художников музей проводил редко из-за отсутствия достаточных средств, а также из-за вышеуказанных приоритетов в собирательской политике.

Первое осознанное внимание к современному сибирскому искусству было проявлено в отношении произведений А.Г. Поздеева, чья персональная выставка проходила в музее в 1965 году. Были закуплены три его работы – «Березовый лес», «Городской пейзаж» и «Натюрморт. Дичь», которые положили начало будущей небольшой музейной коллекции работ А.Г. Поздеева. Этот факт тем более интересен, что произведения этого художника явно выходили за стилистические рамки приобретаемого в то время искусства.

Если с точки зрения настоящего времени оценить приобретения музея в области сибирского искусства в последующие годы, то в качестве наиболее значительных из них можно назвать закупленные в 1975 году работы Н.Д. Грицюка, включая и произведения, посвященные Новокузнецку.

Период с второй половины 1970-х и до второй половины 1980-х годов в плане выделения городом средств для закупки произведений искусства был в истории музея наиболее благоприятным. Большая часть из этих средств уходила на приобретение искусства Центра, включая и русское дореволюционное искусство и искусство первых десятилетий 20 века; небольшая оставшаяся часть предназначалась для закупки произведений новокузнецких художников. В этот период в музее достаточно редко проходили передвижные выставки из Центра и крупных сибирских городов. Большей частью экспонировались выставки местного искусства – городские, персональные. Именно в эти годы в местном изобразительном искусстве получило развитие и творчество молодых художников-семидесятников. Работы приобретались музеем практически с каждой выставки.

Закупки произведений искусства из других сибирских городов и в 1980-х были единичными. В середине 1980-х были приобретены работы иркутян – А.Г. Костовского, В.А.Кузьмина, Н. Башарина, А.Ф. Рубцова, переданы из областного Управления культуры произведения Г.Е. Новиковой; в конце 1980-х – дополнена 7-ю произведениями разных лет коллекция А.Г. Поздеева и закуплено 9 работ Н.И. Рыбакова. Серией произведений Н.И. Рыбакова «Кочевье» было положено начало коллекции археоарта.

В 1989 году в музее была создана концепция комплектования музейного собрания, где собирание сибирского, в том числе и новокузнецкого искусства признавалось приоритетным. Аргументировалось это положение необходимостью выстраивать собственное, уникальное лицо музея. В первую очередь были определены ориентиры в комплектовании новокузнецкого искусства, названы имена – А.А. Бобкин, В.А. Карманов, И.Б. Бессонов, С.А. Бачевский, чье творчество должно было отразиться в музейном собрании в виде монографических коллекций, охватывающих все периоды их развития. Сформулирована необходимость дополнить новокузнецкое искусство в собрании музея произведениями 1930-1950-х годов. Кроме того, начались поиски местной иконы, предметов местного народного декоративного искусства, а также художественного примитива. Была предпринята попытка собирать и новокузнецкую фотографию, но в силу особых условий ее хранения, которые музей не мог обеспечить, от дальнейшего комплектования пришлось отказаться.

Таким образом, в результате этой работы на протяжении нескольких десятилетий, была создана значительная коллекция местного искусства, способная отразить всю историю художественной жизни города.

Задачи в области собирания искусства других городов Сибири не могли быть сформулированы с той же определенностью. Связи с сибирскими художниками были слишком слабыми. Возникла необходимость создания концептуально выстроенных выставочных проектов с привлечением художников сибирского региона. Первым таким проектом стала конкурсная выставка «Современная сибирская живопись», в которой приняли участие художники семи городов – Иркутска, Кемерова, Красноярска, Новосибирска, Омска, Томска и Новокузнецка. Несмотря на серьезные просчеты в замысле и организации конкурса, благодаря этой выставке у музея завязались знакомства в художественной среде Сибири.

Следующим шагом стала организация в структуре музея Галереи современного искусства (1994), которая провела ряд выставок кемеровской «Бедной Лизы» (Ю. Юрасов, А. Дрозд, С. Червов, А. Хмелевской) и две групповых выставки произведений новосибирских художников (М.С. Омбыш-Кузнецов, А.И. Беляев, В.С. Бухаров, В.Ю. Иванкин, Ю.И. Третьяков). В этом же году состоялась первая выставка археоарта – «Люди большой реки» с участием Е. и А. Бертолло и В. Дружкина. После проведения групповых выставок прошел ряд персональных. Музейное собрание стало активно пополняться современным сибирским искусством.

Самими плодотворными в этом плане стали 2000-е годы. Крупнейшие проекты – региональные выставки, «Алтын-чер Саяно-Алтая» (2000), «След» (2001 – 2007), совместный с Омском «Сибирский сад – территория мечты» (2002), «100 художников Сибири» (2003) – дополнялись персональными выставками произведений Андрея Поздеева, Николая Рыбакова, Михаила Омбыш-Кузнецова, Георгия Кичигина. …

Музейная коллекция искусства Сибири, насчитывающая около 3000 произведений искусства, куда вошли произведения всех видов и жанров изобразительного искусства и декоративно-прикладное искусство, стала основой самостоятельных крупных музейных выставок, а сибирская икона вошла в постоянную экспозицию музея. Наиболее полной и значительной из коллекций внутри сибирского искусства в целом стало собрание археоарта, включающее в себя произведения художников практически из всех городов Западной Сибири.

Л.Г. Данилова, заместитель директора по научной работе