Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Е. Попова. Произведения красноярских художников в фондах Новокузнецкого художественного музея

Новокузнецкий художественный музей, как и другие сибирские музеи (Иркутский, Омский, Томский), возник как художественный отдел краеведческого музея (в 1957 г.), в 1961 году он получил статус Кемеровского областного музея советского изобразительного искусства в городе Сталинске. Из краеведческого музея ему было передано 134 экспоната, в основном искусство Центра 1950-х гг., но среди них были работа Мешкова Владимира Ильича, одного из самых титулованных графиков Красноярья — «В верховьях Кочечума. Лиственничный яр» (1956) —, и две работы не менее заслуженного графика Руйги Рудольфа Крустиновича: «На покосе» (1957) и «Улица мира» (1957). С этих трёх работ и начинается создание коллекции произведений художников Красноярска.

1960-е гг. в истории НХМ

В начале своей истории (1960-е гг.) музей двигался в русле общегосударственной политики. Не имея своей полноценной коллекции — в основном, представлял выставки из центральных музеев, путешествовавшие по городам России. В график их передвижения старались попасть все музеи страны, в том числе и наш. Но уже в это время Новокузнецкий художественный музей ищет свой самобытный путь, начиная организовывать городские художественные выставки и выставки художников Кузбасса.

Знакомство с искусством Сибири для новокузнечан началось в 1965 году. Именно в этом годы в Новокузнецке проходит выставка художника из Красноярска — Андрея Геннадьевича Поздеева. Это была его первая персональная выставка, которая побывала во всех крупных городах Сибири — Красноярске, Кемерово, Новосибирске, Омске, Иркутске, в том числе и в Новокузнецке. Город увидел полноценную выставку из 80 произведений. С этой выставки начинается история взаимоотношений музея и этого неординарного художника.

Хронологически можно выделить несколько этапов в создании коллекции:

- 1 этап — 1960-е гг. Основным способом комплектования была передача с баланса на баланс. Крупные государственные центры комплектования закупали произведения у художников и передавали их на хранение в музеи страны. Работы красноярских художников поступили к нам из Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» при Министерстве культуры РСФСР и Дирекции художественных выставок и панорам Комитета по делам искусства при Совете Министров СССР.

Таким способом в нашей коллекции появились работы признанных классиков красноярской школы: пять работ Ряузова Бориса Яковлевича (Народного художника РСФСР, Академика, лауреата Гос. премии им. И.Е. Репина) — «Тундра. Дорога в горы», «В начале апреля», «В скалистом фиорде», «Старая Шушь. Окраина», «Енисей перед штормом»; скульптура Народного художника РСФСР Ишханова Юрия Павловича «Свежий ветер» (1959); три цветные линогравюры Мешкова Владимира Ильича (Народного художника РФ, Заслуженного художника РСФСР и Чувашской АССР): «В горах Путорана» (1957-1959), «Вечер на Хете» и «В Туре» (1957).

1970-е гг. в истории НХМ

В 1970-1980-е гг. идёт постепенное сокращение выставок из Центра, что приводит к переориентации выставочной деятельности на творчество Новокузнецких и областных художников. Организация выставок художников Сибири была затруднена из-за отсутствия установленных и отработанных связей внутри региона.
Но работа в этом направлении всё же шла, были проведены несколько персональных выставок художников Сибири. В 1974 году Новокузнецк познакомился с творчеством Николая Демьяновича Грицюка (Новосибирск), чьё имя является знаковым не только для Новосибирска, но и для всей Сибири.
- 2 этап создания коллекции (1970 до середины 1990-х гг.) — основным способом комплектования в тот период была закупка у художников. Этот большой временной период был, естественно, не однороден по активности.
В 1970-е гг. начинает создаваться персональная коллекция Андрея Геннадьевича Поздеева, в 1970 году в результате долгой переписки были приобретены три работы — «Городской пейзаж», «Натюрморт. Дичь» (1967)  и «Берёзовый лес» (1969).

1980-е гг. в истории НХМ

Говоря о 1980-х годах, нельзя не упомянуть, что в 1981 году музей переехал в современное здание, в результате увеличилась экспозиционная площадь. Для любого музея это как второе рождение. В выставочной работе в эти годы возникает идеальное равновесие между выставками, привезёнными из Центральных музеев и выставками из собственных фондов и мастерских художников.
Музей продолжает знакомить горожан и с творчеством художников Сибирского региона. В 1984 г. прошла персональная выставка Вагина Андрея Григорьевича (Барнаул), в 1985 г. — Костовского Анатолия Георгиевича (Иркутск), и Жибинова Алексея Петровича (Иркутск).
В конце 80-х гг. в коллекции появляются первые работы Николая Иосифовича Рыбакова. В 1987 году Дирекцией выставок СХ СССР были переданы нашему музею 3 работы из серии офортов «Молодость Хакасии», созданные в 1980 г.
В 1988 году музей покупает две живописных работы А.Г. Поздеева — «Автопортрет» (1977) и «Аттракцион» (1985) — и первую живописную Н.И. Рыбакова — «Пролетающая утка» (1988).

В 1987 году музею была подарена коллекция из 33 работ красноярского художника Турова Степана Фёдоровича. Работы различны по содержанию: это виды Ачинска и Красноярска, иллюстрации книг, хакасского эпоса и эвенкийских сказок. Таким образом была сформирована первая персональная коллекция красноярских художников в фондах НХМ.

1990-е гг. в истории НХМ

В конце 1980-х гг. собирание произведений сибирского искусства стало приоритетным, что аргументировалось «необходимостью выстраивать собственное, уникальное лицо музея».

В 1990 годы, когда во всей стране начались «смутные» времена, когда поток выставок из центра прекратился, экономическая ситуация была не стабильна, музей не только не впал в кризисное состояние, напротив, началась интенсивная работа по поиску новых путей развития, новых связей.Устанавливались творческие контакты с художниками Сибирского региона, которые вылились в ряд значительных выставок:

  • «Современное искусство Сибири» (Поздеев А.Г., Рыбаков Н.И., Карманов В.А., Статных Н.С., Бессонов И.Б.) (1991 г.),
  • Выставка «Сибирского костюма» (музеи Красноярска, Омска, Гурьевска, Новокузнецка и Прокопьевска) (1992 г.);
  • Выставка-конкурс «Современная Сибирская живопись», в которой приняли участие художники семи городов — Иркутска, Кемерова, Красноярска, Новосибирска, Омска, Томска и Новокузнецка (1993 г.).

В 1990 г. закуплено 5 работ А.Г. Поздеева, разных по годам создания: «Обнажённая» (1969), «Серёга» (1978), «Автопортрет с цветком» (1981), «Раковина» (1985), «Галина Леонтьевна» (1988). Таким образом, в коллекции появились работы различных жанров, и уже стало возможным говорить о второй персональной коллекции.

В начале 1990-х гг. существенно пополнилась коллекция работ Н.И. Рыбакова: в 1990 и 1991 гг. приобретены следующие живописные работы: «Жёлтая лошадь» (1987), «Караван» (1987) и «Красные горы» (1988), в фонд графики закуплено 6 работ из цикла «Кочевье». В 1993 году фонд пополняется 3 работами 1992 года из цикла «Аграрная страна», победившими на выставке-конкурсе «Современная Сибирская живопись». Таким образом, мы наблюдаем создание третьей персональной коллекции красноярского художника.

Продолжалось и комплектование работ признанных классиков красноярской школы: в 1992 году закуплено 5 работ народного художника РСФСР Сергина Валерьяна Алексеевича.

В 1991 г. из Всесоюзного художественно-производственного объединения имени Е.В. Вучетича при Министерстве культуры СССР (ВХПО им. Е.В. Вучетича) (основано в 1966 году на базе Дирекции художественных выставок и панорам Комитета по делам искусства при Совете Министров СССР) передан с баланса на баланс триптих Бычинского Владимира Николаевича «Как это красиво, господа!». Этот триптих создан в Доме отдыха и творчества художников Сенеж (Подмосковье). Был представлен на 6 Зональной выставке в Кемерово, затем показан в Москве и, не посетив родины автора, попал к нам в музей.

В начале 1990-х гг. музей начинает приобретать и работы художников нового поколения, выпускников Красноярского художественного училища им. В. И. Сурикова. В 1993 году приобретена 1 работа Данилова Ивана Степановича «Деревня» (1991). В 1995 году закуплена небольшая коллекция Бусыгина Василия Ивановича: 7 работ из 2 серий: 2 «Композиции», созданные в технике шелкографии и 5 листов литографий.

1994 – 2000-е гг. в истории НХМ

- З этап создания коллекции. В 1993 году в связи с экономическим кризисом в стране из бюджета НХМ полностью исчезает статья закупок и основным способом пополнения коллекции становится – дар.

В этот период был реализован ряд региональных выставочных проектов:

  • «Алтын-чер Саяно-Алтая» (2000), «След» (2001 – 2007), совместный с Омском; «Сибирский сад – территория мечты» (2002),
  • «100 художников Сибири» (2003),
  • «Великое Саянское кольцо» (Новокузнецк, Новосибирск, Красноярск, Абакан и др.),
  • «Мобилизация молодых. Традиция и эксперимент в творчестве нового поколения художников Сибири» (2007).

Прошли персональные выставки красноярских художников Л.Г. Кузнецова (2004), Н.И Рыбакова (2004 и 2009)и Поздеева А.Г. (2009 и 2010).

Такая активность является свидетельством установления творческих связей внутри сибирского региона и показателем благотворного сотрудничества музея с художниками Сибири, и Красноярска в том числе. В результате пополнение коллекции продолжалось, хорошей традицией стало дарить музею свою работу после проведения выставки. Так в музее появились работы выпускников Красноярского художественного училища им. В. И. Сурикова и Красноярского государственного художественного института.

Среди них произведения признанных мастеров: художников-графиков — акварелиста Кудринского Валерия Инокентьевича, Заслуженного художника РФ (3 работы — «Енисей, небесные симфонии», «Немые свидетели прошлого» и «Край северный»), и непревзойдённого мастера пастели Теплова Валентина Павловича (Заслуженного художника РСФСР) — портрет «Туйаары».

Представлены в коллекции и работы художников-живописцев, выпускников Красноярской школы: Верпета Ирины Юрьевны«Утро в Ордынке», Воронова Виктора Анатольевича — «Натюрморт с ангелом», Краснова Александра Ивановича«Редкий камень», Кузнецова Леонида Геннадьевича«Мой город. Остров отдыха», Кучеренко Геннадия Алексеевича «Горная слеза», Пономарева Олега Ивановича «Без названия», Беды Алексея Алексеевича «Древний бог».

Пополнились несколькими работами мини-коллекции авторов: одной работой Бычинского В.Н. — «Портрет в пространстве пейзажа» и двумя работами Данилова И.С. «Вираж» и «Окно».

В 2000 г. в фонды музея была передана из Музейно-выставочного центра РОСИЗО работа заслуженного художника РСФСР Ряннеля Тойво Васильевича «Весна на Нижней Тунгуске» (1983).

Продолжалось пополнение коллекций А. Г. Поздеева, в фондах появилось 2 графические работы — «Автопортрет с розой» (1982) и «Семейный портрет» (1982), и 2 живописные работы Н.И. Рыбакова — «Чаша (2002) и «Водоём» (2008).

В этот период в музее появляется коллекция ДПИ Красноярска. В большинстве своём это керамические изделия, поскольку художественная керамика сейчас очень распространена в Красноярске. По словам Т.М. Ломановой, «искусство керамики в наше время переживает период яркого расцвета». Это объясняется открытием в 1978 году в Красноярском институте искусств отделения керамики. Одной работой представлено творчество мастеров ДПИ: Горелова Александра Петровича, Мигас Алеся Яковлевича, Давыдовой Елены Владимировны, Лычагиной Ирины Александровны, Максимова К.Г., Гинтер Светланы Михайловны.

Есть в нашем собрании циклы работ художников: «Древнее святилище» Ануфриева Сергея Евгеньевича, «Мартовские коты» Казенниковой-Юшковой Юлии Юрьевны, «Доисторические рыбы» Типикина Сергея Прохоровича.

Выделяется среди коллекции керамических изделий работа из дерева заслуженного художника РФ Золотухина Анатолия Петровича кинетическая игрушка «Домовой» и 3 работы батика Пилипчука Валерия Александровича.

Фонд «Скульптура» пополнился двумя работами, одной мастера ДПИ Сысоева Валерий Викторовича “Агаскыр” и поступившей в 2014 году работой Зинича Константина Мелатдиновича — «Скульптура первого Кузнецкого художника Гриценко Н.Н.».

Заключение

Таким образом, за это время была создана коллекция из 132 работ, отражающих творчество 37 художников. Из них 44 живописных работы (15 художников); 3 скульптуры (3 автора), 61 графический лист (8 авторов) и 24 работы ДПИ (11 мастеров).

Хронологически (по датам создания) данные работы охватывают период с 1956 по 2014 годы, но говорить о ретроспективной коллекции мы не можем, поскольку 1950-1970-е гг. представлены лишь отдельными работами. Более полно в нашей коллекции представлены 1980-2000-е гг.

Коллекции Сибирского искусства собирают во всех крупных сибирских музеях, возникает вопрос: в чём особенность и ценность нашей? Полнотой, наверное может похвастаться только Красноярск, но нашу коллекцию можно назвать репрезентативной «представительной».

В коллекции НХМ собраны работы именитых, признанных классиков Красноярской школы, учителей: Мешкова В. И. (Народного художника РСФСР), Руйги Р. К. (Заслуженного деятеля искусств РСФСР), Ряузова Б. Я. (Народного художника РСФСР), Ряннеля Т. В. (Народного художника РСФСР), Сергина В. А. (Заслуженного художника РСФСР, Народного художника), Ишханова Ю. П. (Народного художника РСФСР). Работы учителей второго поколения: Кудринского В. И. (Заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств), Теплова В. П. (Заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств), Бычинского В. Н. (Заслуженного художника России) .

А также работы «вчерашних учеников», получивших художественное образование в Красноярске, художников, живущих и работающих в этом городе сейчас: Краснова А.И., Сурткова А.В., Верпета И.Ю., Данилова И.С., Воронова В.А., Ануфриева С.Е., Типикина С.П., Козенниковой-Юшковой Ю.Ю. и Давыдовой Е.В.

Почётное место в собрании занимают персональные коллекции Поздеева А.Г., Рыбакова Н.И. и Турова С.Ф.

Благодаря произведениям этих трёх поколений учителей-учеников мы можем проследить, как живёт и развивается Красноярская школа, одна из трёх высоко-профессиональных школ России. Ведь в нашей стране только в Москве, Петербурге и Красноярске есть возможность овладеть профессией художника от начальной ступени ДХШ, через среднее звено училища и высшую ступень института до совершенствования мастерства в творческих мастерских РАХ.

Изучая произведения художников, мы можем наблюдать, как в Сибири, рядом с профессиональной школой жил и работал «Сибирский Матисс» Андрей Геннадьевич Поздеев.

Коллекция иллюстрирует и такое направление в современном Сибирском искусстве, как «этноархаика», ярким представителем которого является Николай Иосифович Рыбаков.

А глядя на такие разные работы молодого поколения, так называемых «вчерашних учеников», понимаешь, что традиционная школа не помешала каждому из них искать свой путь в творчестве.

Таким образом, можно сделать вывод, что коллекция работ Красноярских художников НХМ способна не только быть частью общей выставки Сибирского искусства, но и сама может рассказать многое о Красноярской школе.

 

Попова Е.П., зав выставочным отделом