Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Е. Попова. Произведения омских художников в фондах Новокузнецкого художественного музея

НХМ обладает сравнительно небольшой коллекцией произведений омичей, всего около 50 работ, но она достойна внимания и изучения. Собирались эти произведения в течение последних тридцати лет. С конца 1980-х и до середины 1990-х гг. – работы передавались в музей из РОСИЗО и закупались у художников. В 2000-е гг. собирание продолжалось благодаря подаркам художников после проведения выставок.
В 1980-е гг. в музей были переданы из РОСИЗО две линогравюры Николая Яковлевича Третьякова «Река Миасс» и «Свердловский проспект», созданные в 1979 году, с изображением Челябинска – и тот и другой лист лишены прямого присутствия людей, но наполнены движущимися машинами, нагромождением домов, домиков и заводских труб.
Передана также и одна работа Народного художника РСФСТ «патриарха сибирский живописи» Кондратия Петровича Белова «Старый Омск». В этом пейзаже художник изобразил старый центр города — Соборную площадь со Свято-Успенским кафедральным собором, главными воротами старой омской крепости – Тарскими воротами и несколькими одноэтажными строениями на первом плане. Деревянный дом с провалившейся в нескольких местах крышей привлекает внимание странным несоответствием, отсутствием света в окнах и дымом, идущим из трубы,  и это несоответствие наводит на размышления о том, что жизнь в этом доме уже не кипит, а лишь теплится. Примечателен и Собор, изображённый на картине. Дело в том, что в 1985 году, когда создавалась эта работа, на соборной площади его не было, он был взорван в 1935 году и восстановлен только в 2000-х гг. Но художник пишет Соборную площадь такой, какой он видел её в юности. Примечательно, что в окнах собора горит свет, а следовательно жизнь там продолжается.
Можно предположить, что обращение к старому Омску Кондратием Петровичем Беловым в работе, написанной в конце своей жизни, когда ему было 85 лет, и изображение города, которого уже не было в это время, это с одной стороны ностальгия, а с другой попытка найти лицо города, его особенный облик в прошлом. Конец 1980-х гг. в России – время, когда верующие стали поднимать вопрос о восстановлении храмов в городах, а для Кондратия Петровича Белова, возможно, это попытка напомнить и помочь не утратить окончательно аутентичный облик города.

Выставки омских художников в НХМ

В 1990-2000-е гг. в НХМ экспонировался целый ряд групповых и персональных выставок, на которых было представлено творчество омских художников:

  • Выставка-конкурс «Современная Сибирская живопись», в которой приняли участие художники семи городов — Иркутска, Кемерово, Красноярска, Новосибирска, Омска, Томска и Новокузнецка (1993 г.).
  • Персональная выставка Евгения Дорохова (2001),
  • «След» (Языческая традиция в произведениях современных художников) (2000),
  • «Сибирский сад – территория мечты» (2002),
  • «100 художников Сибири» (2003),
  • «Мобилизация молодых. Традиция и эксперимент в творчестве нового поколения художников Сибири» (2007),
  • Персональная выставка произведений Т. Колточихиной «Небо не упадёт» (2008),
  • Персональная выставка произведений Г. Кичигина «Окрест» (2011),
  • Персональная выставка произведений С. Баранова «Царь-квадрат» (2011),
  • «Искусство Сибири 1980-2000 годов» из собрания Новокузнецкого художественного музея (2011),
  • «Сибирская неоархаика» (2015).

В результате фонды пополнились произведениями современных художников Омска.
В 1994 году были закуплены две графические работы Евгения Дмитриевича Дорохова («Суздаль. Вечер» (1993 г.) и «Суздаль. Колокольня» (1993 г.)) и пять графических листов Николая Яковлевича Третьякова – художника, приехавшего в Омск в 1960-е гг., по воспоминаниям Г. Ю. Мысливцевой, «сразу попавшего в разряд опальных художников «формалистов» и на протяжении многих лет отстаивавшего своё право на творческую свободу».
Таким образом, в фондах НХМ начали складываться две персональные коллекции омских художников. К двум линогравюрам Третьякова Н.Я. вскоре добавились пять работ оригинальной графики, хронологически охватывающих пять лет (с 1965 по 1969 гг.), с ярким по колориту декоративным изображением города, деревни и её жителей. Рассмотрим их.
В листе из цикла «Дома и люди» – акварелью художник изобразил город, наполненный людской суетой. Взгляд сверху и периодически повторяющиеся закруглённые линии в изображении арок, деревьев и мостов, выполненные чёрным фломастером, чётко очерченные контуры предметов создают ощущение тесноты и города, похожего на улей.
В листе из серии «Городские пейзажи» изображена залитая солнцем набережная, заполненная отдыхающими людьми, катерами, плывущими по реке. Работа выполнена в ярком сочном колорите. Как яркий ковёр, развернул перед нами художник летний день с отсутствием суеты и будничных забот.
В листе «Выезд на картошку»  мы видим то, что объединяло городских и сельских жителей советской эпохи: на тёмном фоне земли почти белые силуэты людей и мешков картошки, своей округлой формой склонённые люди перекликаются с округлой формой мешков.
В листе «Деревенский пейзаж» – ковёр из домов и гармонично включённых в пейзаж сельских жителей, занятых ежедневными заботами.
«Город ночью» – нагромождение перекрывающих друг друга зданий с чёткими контурами и разноцветных пятен по периметру листа.
Эти работы ценны, поскольку в них мы видим главенство декоративной, а не реалистической формы. «Формализм» же советской общественностью в 1960-е гг. всё ещё рассматривался как вредная, буржуазная, антинародная теория. Творчество Третьякова Николая Яковлевича показывает относительную свободу художников Сибири.
Большая часть произведений омских художников поступила за 3 года с 2001 по 2003 гг., после проведения групповых выставок.
В начале 2000-х гг. коллекция пополнилась несколькими пейзажами этюдного характера Заслуженного художника РСФСР Кукуйцева Валентина Васильевича. Все три работы посвящены загородной жизни, две написаны до его приезда в Омск («Алма-Ата у голубого моста. Перед закатом.» (1959 г.) и «Октябрь»(1970 г.), третья — «За Давыдовку» (посёлок под Омском) — в 1986 году; линогравюрой Георгия Сергеевича Катилло-Ратмирова «Тёплые пруды город Омск» (1988 г.), в которой город окрашен лирическим настроением.       
 
В это же время были подарены четыре линогравюры заслуженного художника России Ивана Ивановича Желиостова («Ранет цветёт» (1970 г.), и три работы, созданные в 2001 году: «Дом на окраине», «К весне», «На Слободской»,  посвящённые «деревянной архитектуре». Пополнилась коллекция графической работой Дорохова Евгения Дмитриевича «Тревожный мотив» (1998 г.).              

Таким образом, искусство Омска 1970-80-х гг. представлено в фондах НХМ небольшим числом работ «классиков»: К.П. Белова, Г.С. Катилло-Ратмирова, В.В. Кукуйцева, И.И. Желиостова и Н.Я. Третьякова. Эти художники относятся к поколению художников- «шестидесятников», которые, по словам Галины Юрьевны Мысливцевой, «первые увидели город как эстетическую ценность. Они первые, кто начал создавать образ нашего города, а не просто фиксировать увиденный мотив».

Искусство 1990-2000-х годов Омска в фондах НХМ отражено многообразием фамилий современных художников города. В основном они являются выпускниками художественно-графического факультета ОГПИ им. А.М. Горького, но это не лишает каждого из них своей индивидуальности. Одну и ту же тему или идею они решают по-своему, на своём художественном языке, это и фотореализм, и символизм, и абстракционизм. У каждого из художников свой взгляд на мир, порой полярно противоположный, от концептуально-ироничного, до детски восхищенного его красками. Рассмотрим их произведения внимательнее.

Капралов Александр Николаевич, самый известный скульптор Омска, чьи работы можно встретить на улицах города, передал в дар музею свою скульптуру «Ловец птиц».
Перед нами персонаж вне времени и места, как персонаж из детской книги. Такой повзрослевший ребёнок, который с детства пристрастился к ловле птиц и эту забаву как-то незаметно для себя самого перенёс и во взрослую жизнь. Вся фигура динамично наклонена в сторону, замахивающаяся рука готова подхватить клетку, и ловец продолжит свой путь. Художник создал образ человека, выключенного из современного утилитарного мира, этакого грустного и бесшабашного перекати-поле.
Среди живописных произведений, хранящихся в фондах музея, мы располагаем работами следующих художников Омска.
Баймуханов Геймран Султанович – сложившийся мастер пейзажной живописи, в своём творчестве обращающийся как к городским, так и к сельским видам. В хранящейся в фондах НХМ работе Геймрана Султановича «Крыльцо» (1996 г.) художник выбрал незатейливый мотив, это не парадный вид дома, а его внутренний двор – крыльцо, но оно покоряет зрителя своей простотой, искренностью, а стоящий на заднем плане мальчик возвращает нас в ощущение беззаботного детства, когда снег был не «осадками» из очередного прогноза погоды, а возможностью новой игры.
Баранов Сергей Михайлович к 50-летию музея написал работу «Чёрный квадрат Новокузнецка»(2011 г.). Созданная на основе впечатлений от приезда в Новокузнецк, она представляет промышленный город – с узнаваемым туннелем под КМК, терриконами и трубой.
Бугаенко Татьяна Фёдоровна в двух работах – «Букет» (2001 г.) и «Цветник» (2002 г.) – подарила зрителю цветы, но не реальные и очевидные каждому. Перед нами откровение художника, его настроение и любование цветом этих удивительных творений природы.
К красоте природы обратился в своём произведении «Империя бабочек» (2002 г.) и Картавцев Юрий Юрьевич, создав яркий по колориту и позитивный по настроению фантастический «букет» из застывших и порхающих бабочек.
Маслов Виктор Иванович в пейзаже «Молчание» (1998 г.), изобразил покосившиеся ворота и собаку, как бы приглашающих нас войти в деревенский мир, наполненный тишиной и покоем.
Молодцов Николай Николаевич в простой и наивной по форме работе «Вечер дня рождения» (2001 г.) смог создать настроение, порой приходящее в нам после шумного праздника – настроение тихой радости. Таким же настроением наполнена и картина его ученика Латышенко Виталия Николаевича «Ёлочка» (2007 г.).
Совсем другие ощущения возникают от произведений следующих авторов.
Кичигин Георгий Петрович, Заслуженный художник России передал в дар музею три живописные работы: «Окно бывшей женской гимназии» (1996 г.), «Память глины» (1997 г.), «Ландшафт» (1999 г.) Эти полотна, остросоциальные по своему содержанию и ностальгические по настроению, откровенно отражают все ужасы человеческого мироустройства.
«Проходящий» (1998 г.) Дорохова Евгения Дмитриевича – это звонкая по колориту, с использованием разнообразных фактурных элементов, композиция-символический образ, создающий впечатление о мощном движении, разрушающем все преграды.
У картины Владимирова Владимира Михайловича «Проходящее» (2003 г.) - созвучное с предыдущей работой название и вновь символически-абстрактный образ, но уже совсем лишённый реалистичной формы и построенный на цветовой экспрессии; интуитивное творчество художника заставляет нас прислушиваться к настроению, возникающему от соприкосновения с данным произведением.  
Графических произведений 1990 - 2000 гг. в фондах немного, но среди них есть знаковые для современного искусства Омска имена, такие как Машанов Андрей Николаевич. В коллекции музея хранятся две его работы с характерными для этого художника образами: «Евангелисты св. Марк, св. Матвей, св. Лука, св. Иоанн » (1998 г.) и «Свистулька» (1998г.). Уже более 20 лет художник обращается к наследию Древней Руси, и в этих произведениях героями картин являются «крылатые» люди с лицами-ликами.               
Творчество Александрова Сергея Николаевича представлено тремя литографиями из серии «Документ» (1997 г.). Это работы – метафоры; документом, т.е. объектом, содержащим информацию, предназначенную для передачи будущим поколениям, на его листе становится узел, отсылающий нас в далёкое прошлое к древнему узелковому письму.
Муратов Дамир Рауфович – ироничный и часто парадоксальный художник, его работы – это в большей степени мысли, чем предметы для любования. Они по-плакатному прямолинейно отражают современную действительность. Его работы рождают у зрителя различные интерпретации. Предположим, что в первую работу из фондов – «Пусто. Густо» (2003 г.) – художник вложил мысль о том, что внешне одинаковое может быть наполнено по-разному. Во второй – «На войну» (2003 г.) – изображён человек перед дверью, с вытянутой вперёд рукой, при этом рука и ручка двери сильно увеличены. Это привлекает внимание и подчёркивает важность данного шага, шага от мирной жизни к жизни солдата, после которого всё перевернётся с ног на голову.
Выделяются произведения двух художников, учившихся в других городах, Дашковой Татьяны Николаевны, окончившей Кемеровское художественное училище, и Хруща Виктора Ивановича, выпускника Красноярского государственного художественного института. Они яркие по колориту и декоративные по форме. Татьяна Николаевна в работе «Бытие» (1992 г.) создала орнаментальное полотно, в котором силуэты мужчины и женщины объединены в единую картину гармонии жизни. В двух «Листах» (2001 г.) Виктора Ивановича, выполненных в технике коллажа, наглядно проявились черты, характерные для его творчества, – цветовая экспрессия и дух экспериментаторства.
Декоративно-прикладное искусство представлено двумя работами («Долгая дорога» (2002 г.) и «Мост» (2008 г.)) самого известного художника по батику Омска Колточихиной Татьяны Увинальевны, в чьём творчестве искусствоведы видят обращение к архаическому прошлому.

Заключение

Таким образом, глядя на этот сравнительно небольшой ряд работ, мы можем увидеть, насколько разнообразен мир художников Омска. Как по-разному, в зависимости от творческой индивидуальности, художник говорит с нами о современном мире и городе, в котором он живёт. Мы можем встретить здесь и обличение абсурдности современного мира, и ностальгию по прошлому, и желание сохранить память, поиск вдохновения во впечатлениях детства и красоте природы, обращение к внутреннему мироощущению человека и к далёкому прошлому сибирских этносов.
Надеемся, что данная статья поможет исследователям творчества омских художников собрать воедино картину художественной жизни города, внеся свой небольшой «кусочек мозаики» в единое полотно.
А поскольку в 2016 году Омску исполняется 300 лет, то представление произведений омских художников, хранящихся в фондах НХМ, станет небольшим подарком этому замечательному городу.

Попова Е.П., зав. выставочным отделом