Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Л. Ларина. Каменная пластика Тывы в коллекции НХМ

Для традиционной тувинской каменной резьбы характерны следующие особенности: небольшой размер, наличие подставки, преобладание силуэтной пластики над декором, приземистая компактная форма, акцентирование внимания на отдельных элементах (рогах, шерсти, хвосте, ушах) путем орнаментирования, гипертрофированная передача отдельных частей тела животного для усиления впечатления силы, мощи, красоты. Реалистическая достоверность сочетается с декоративной стилизацией в виде орнаментальных симметричных полос-прядей, расположенных группами.
В 1960-х годах, после создания Союза художников Тувинской АССР, началось бурное развитие камнерезного искусства. В собрании нашего музея представлены три скульптурки этого периода, выполненные известным резчиком по камню Хертеком Тойбухаа, ставшим первым участником Всесоюзных выставок и первым талантливым педагогом, создавшим собственную школу резьбы. Его фигурки легкие, изящные, не отягощенные избыточным декором. Не случайно на основе его работы «Косуля с детенышем» была создана большая городская скульптура, ставшая символом Кызыла. Всего в коллекции Новокузнецкого художественного музея насчитывается несколько десятков предметов тувинской пластики. Большинство работ поступило в музей после Всесоюзных выставок из запасников РОСИЗО по заявкам научных сотрудников. Это работы известных резчиков, таких, как Д. Дойбухаа, Э. Байынды, К. Хунан, А. Ойдуп, К. Саая, О. Барба, В. Ооржак. Многие из них – последователи или ученики известных династии резчиков Тойбуха-Дойбухаа, Аракчаа, Байынды. В зависимости от предмета изображения коллекцию можно подразделить на следующие четыре группы: анималистика и мифические животные (арзлан, дракон), изображения людей, шахматы. Скульптура «Эник» (Арзлан) А. Ойдупа, закончившего Московский институт им. В. И. Сурикова, выполненная в традиционном размере, не отягощенная избытком декора, полная гротеска и архаичной статики, производит впечатление подлинно народной, но, вместе с тем, добротно и профессионально выполненной скульптуры. Предположительно, прообразом тувинского арзлана были собаки породы шарпеев, которых имели почти все китайские полководцы в 18-19 веке (период манчжурского господства).
Небольшая часть пластики была приобретена в последние годы (работы Х. Донгака, Ю. Ооржака). Шесть замечательных работ в серпентините подарил музею с последней выставки 2018 г. Заслуженный деятель искусств республики Тыва Юрий Ооржак. Для его работ характерна большая обобщенность, обтекаемость форм, компактность и типизация образа (отчасти это объясняется сложностью обработки камня серпентинита, который он использует). Основное внимание он уделяет не орнаментальности и декору, а первозданной чистоте формы, цвету и фактуре самого камня, что придает такой пластике монументальные качества. Мощная слаборасчлененная поверхность его фигур удивительным образом сочетается с тщательной шлифовкой.
Произведения Х. Донгака (выпускника Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной) отличает острое чувство формы, динамичность и точность пластики, деликатность отделки, что свидетельствует о стремлением показать все возможности, всю красоту камня.
Современные тувинские художники хорошо владеют материалом, демонстрируют разнообразие техник, стилей, возможностей, оставаясь в большинстве своем в русле традиции. Сегодня она представляет из себя вполне устоявшееся самостоятельное художественное явление.
В будущем для пополнения данного раздела планируется приобрести работы Эрзинской школы резьбы (Б. С. Дупчур), произведения молодых авторов и мастеров старшего поколения М. Черзи, Х. Мижит-Доржу, Р. Аракчи, Е. Байынды.

Л.Н.Ларина - историк, музеевед, директор Новокузнецкого художественного музея