Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Е. Козлитина. Произведения хакасских художников в коллекции НХМ

В 2000-м году на базе Новокузнецкого художественного музея был реализован масштабный проект «Алтын-Чер Саяно-Алтая: диалог культур на пороге третьего тысячелетия», в рамках которого были проведены выставки, посвящённые искусству народов Алтая и Хакасии. Именно с этого времени, с начала 2000-х годов, в собрание нашего музея начинают поступать произведения хакасских художников. За почти два десятилетия была собрана значительная коллекция живописи и графики, охватывающая период 1990—2000-х гг.
Начало формирования профессионального искусства в Хакасии связано с датой создания письменности (середина 1920-х гг.). К 1990-м годам станковое искусство региона, развивающееся на протяжении уже более полувека, обретает своё уникальное лицо. Последнее десятилетие ХХ века в художественной жизни Хакасии было отмечено такими важными событиями, как создание регионального отделения СХР, открытие в Абакане Дома художника, открытие частной галереи современного искусства и участие художников в фестивале «Дни культуры Республики Хакасии» (Москва).
Самый обширный раздел коллекции хакасского изобразительного искусства в НХМ составляют произведения, которые относятся к направлению этноархаики (также именуемом «сибирский стиль» или «сибирская архаика»), которое возникает в сибирском искусстве в исторически сложный период конца 80-х – начала 1990-х годов. Обращаясь к культурному наследию народов, населявших территорию Хакасии, художники стали создавать оригинальные произведения, авангардные по стилю, но опирающиеся на тысячелетние традиции изобразительного искусства региона. Огромное влияние на современных художников, увлечённых сибирской архаикой, оказал Владимир Капелько, посвятивший жизнь изучению памятников, дошедших до нас из глубины веков. Именно он является изобретателем уникального метода копирования наскальных изображений с помощью миколентной бумаги.  Художники, обращаясь к наскальным рисункам окунёвской и тагарской культур, не просто цитируют их, но, стараясь проникнуть в суть, серьёзно изучают историю и мифологию предков.
Окунёвские личины каменных изваяний часто становятся композиционным центром в графических листах Григория Краснова. Живописные работы Алексея Ултургашева, в которых художник соединяет элементы реального и условного миров, отличает преимущественно тёмный колорит, создающий атмосферу чего-то таинственного и непостижимого.  В 2010-х годах к эстетике этноархаики обращается и Георгий Сагалаков.
Мифы, легенды и сказания хакасского народа, в которых выражено традиционное представление о мире, становятся сюжетной основой произведений графики. Ричард Субраков тушью и пером в точечной технике создаёт монументальные образы эпических героев, изображая мощные, суровые фигуры людей на фоне хакасских гор и степей с каменными изваяниями.
Ещё один удивительный мастер оригинальной графики – Виталий Кызласов, искусно используя выразительные возможности пластичной линии, создаёт монохромные композиции, посвящённые связи поколений, пребыванию духов на земле, таинству шаманских обрядов.
Кроме традиционных мифов и легенд, богатейшего наследия наскальной живописи, источником вдохновения для художников Хакасии является и удивительная красота природы этого края: горы и степи, реки и озёра… Неслучайно одним из излюбленных жанров художников реалистического направления стал пейзаж. В фондах музея хранятся произведения Надежды Кобыльцовой, пронизанные любовью к родным местам. К жанру пейзажа обращаются и наивные художники, не получившие профессионального образования (Анна Крышина, Александр Фунтиков, Яков Деревягин).
В собрании НХМ выделяются работы Александра Ульянова, представителя красноярской художественной школы, стоявшего у истоков создания Хакасского регионального отделения СХ. Его произведения, созданные в редких техниках монотипии и офорта, раскрывают тему Севера.
Декоративно-прикладное искусство региона представлено хакасским традиционным женским костюмом, выполненным самобытным мастером-самоучкой – Елизаветой Чаптыковой, которая посвятила реконструкции национальных костюмов и украшений более сорока лет жизни.
Обращаясь к истории комплектования коллекции хакасского искусства в НХМ, следует отметить значительный вклад Сергея Геннадьевича Нарылкова, увлечённого коллекционера хакасского искусства, благодаря которому в фондах музея оказались произведения Р. Субракова, В. Кызласова, А. Ултургашева.
Новокузнецким художественным музеем собрана небольшая, но представительная коллекция хакасской живописи и графики, особенностью которой являются персональные коллекции, раскрывающие творчество таких замечательных художников, как В. Кызласов, А. Ултургашев и Г. Краснов. Хронологически охватывая непродолжительный период (около 30 лет), собрание живописи и графики художников Хакасии даёт возможность достойно представлять современное искусство региона и рассказывать о художественных тенденциях в Сибири.

Козлитина Е.В., научный сотрудник