Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Т. Таипова. Произведения художников Томска в коллекции НХМ

Коллекция произведений томских художников формировалась в период с 1990 по 2006 год, когда приоритет в комплектовании музейных фондов отдавался работам художников Сибири: для изучения феномена сибирского искусства, выявления его особенностей и самобытных черт.
Несколько произведений художников Томска (Шумилкина Ал. А., Дорофеева В. А.)  были переданы с баланса на баланс. Некоторые работы были приобретены музеем: значительная часть раздела ДПИ Томска куплена у известного искусствоведа и коллекционера В. Г. Ротман. Итогом ряда музейных выставок (например,  выставка «ДПИ Сибири» в 2000 году) стало пополнение коллекции работами, подаренными  художниками (Беглюк Н. С., Гавриленко П. П., Никифорова А. Г., Кутырев  С. М., Дюсметов Э. И., Беспалова Я. Р. и др. ).            
Живописные работы томских художников отличает разнообразие творческих подходов. Это и реалистическая живопись признанного мастера натюрморта В. И. Лукина, получившего образование в Императорской Академии художеств, одного из учредителей первого художественного объединения Сибири – Томского общества любителей художеств (1909-1919). Лукин В. И. был одним из тех, кто стоял у истоков художественного образования Томска. Натюрморт – жанр ведущий для этого художника и редкий для большинства томских живописцев и того времени, и более позднего периода. Тем ценнее работа этого живописца из коллекции НХМ, выполненная в характерной «безукоризненной» манере.  
Шумилкин Ал. А. был одним из большой плеяды молодых художников, приехавших в 60-е в Томск после окончания столичных художественных вузов.  В своем творчестве он захватил, уже на излете, уходящий суровый стиль. Шумилкин – автор многочисленных живописных полотен, посвященных сибирской земле, томскому северу и Томску, художник, прошедший не одну сложнейшую творческую экспедицию по Сибири, результатом которых были серии работ, выполненные в едином стилевом решении. В коллекции НХМ – один из пейзажей этого признанного мастера.
Известный томский художник-монументалист, дизайнер, график, автор мозаик и витражей, обладавший чувством пространства, архитектуры, материала – Беглюк Н. С. Многие годы он руководил Томской региональной общественной организацией «Союз монументалистов, скульпторов и дизайнеров Томска». В 70-х художник из-за своих абстрактных работ имел славу бунтаря-авангардиста. С конца 80-х художник вновь заявляет о себе как художник-абстракционист, создатель масштабных нефигуративных полотен, в которых, по мнению мастера, зритель способен увидеть свой мир, почувствовать самого себя. Каждая его картина – попытка через ассоциативный образ отразить собственный взгляд на происходящее, своеобразное выражение эмоций.
Автор знаковых для сибирского искусства произведений – Гавриленко П. П. – яркий томский живописец-бунтарь, авангардист, символист, художник-педагог. Своим учителем Гавриленко считает А. Г. Поздеева, с которым  был дружен. Знаковая символика, глубокий, чистый локальный цвет, цветодинамика – все это  художник воспринял и преломил в своем творчестве. Конкретное ощущение пространства и времени позволяют ему передать зрителю то, что почувствовал и пережил сам художник. Характерная для автора в подходе к цветовому решению  контрастная декоративность и точная ясная композиция  присутствуют и в работе из фондов НХМ.
Никифорова А. Г. – художник-живописец, многие годы жившая в Томске и преподававшая в художественной школе (1978-1993); работает в жанре тематической картины, портрета и натюрморта в большом и малом формате. Детская тема  – ведущая в творчестве Никифоровой.  Образы детства, добрых воспоминаний, праздника наполняют светом ее  живописные работы.
Особым колоритом  отличаются  произведения  Коробейниковой Т. С., с удивительной точностью передающей и красоту сибирской природы, и завораживающее величие русского Севера, и настроение людей, живущих в этом суровом краю. Пейзажи южных краев не менее интересны и оригинальны. Через гармоничное соединение импрессионизма, реализма и примитивизма она создает свою неповторимую манеру письма. В живописной работе из собрания НХМ художник  передает одно из впечатлений  во время путешествия.
Графику в коллекции НХМ представляют четыре томских художника: Дорофеев В. А., Лазарев С. П., Долгов В. Н., Коробейников Н. Н.
Дорофеев В. А.  известен как сибирский живописец, график, мастер психологического портрета, пейзажей, тематических композиций. Произведения оригинальной графика из фондов НХМ представляют художника многогранным: и как тонкого лирика, и как мастера, способного передать разнообразные эмоциональные состояния.
В изобразительном искусстве конца ХХ - начала ХХI века редко можно увидеть преданность однажды найденному стилю, способу самовыражения. Творческий поиск С. П. Лазарева привел к актуальному уже многие годы направлению, неоархаике. В древних культурах, мифологической трактовке прошлого, в сакральных знаках коренных народов Сибири  черпает он свое вдохновение  для живописных и графических работ. Подробная детализация, тщательная проработка всей композиции создают впечатление сложной декоративности. НХМ принадлежат три работы, подаренные художником.    
Автор абстрактных и тематических композиций – Долгов В. Н. представлен пятью работами,  переданными НХМ в дар. В своих произведениях он приоткрывает зрителю свой особый «мир художника». В его изобразительной системе главную формообразующую роль играет линия, многократно повторенная в штриховых композициях, которые могут быть как абстрактными, так и фигуративными. Богатый запас знаний из области мирового искусства, непосредственное прикосновение к сибирской архаике (археологические экспедиции), город и природа – источники творчества В. Н. Долгова. Возможно, возникновению его особой художественной пластики способствовали не только формальные поиски художника, но и сама атмосфера старого Томска, богатого памятниками деревянной архитектуры.
Коробейников Н. Н., известный в нашей стране и за рубежом  график, живописец, дизайнер,  наполняет свои произведения глубоким смыслом. Он всегда креативен в подходе к решению творческой задачи. Одна из сверхидей этого художника – гармонизировать пространство сначала  графического листа, холста, интерьера, а уже через них привнести гармонию в мир окружающий. Художник верит в то, что подлинное произведение искусства воспитывает и облагораживает человека. В коллекции НХМ Коробейников представлен сложной, эмоционально наполненной  графической композицией.
Наиболее широко в коллекции НХМ представлены работы томских художников ДПИ. Творческая смелость, открытость художественным экспериментам отличают Т. В. Беглюк, работающую в жанре живописи, графики, ДПИ. Наиболее известны ее изделия из войлока, гобелены и батики. Последние из них представлены в коллекции нашего музея. Произведение  Дюсметова Э .И. – художника прикладника, автора  ювелирных изделий, камнереза, гравера по камню и металлу, много лет возглавлявшего Томскую организацию союза художников – продолжает традиции уральских мастеров-ювелиров.
Прикладное искусство Томска с давних времен славится мастерами по бересте. И в фондах НХМ представлены разнообразные изделия из этого теплого, традиционного для Сибири материала. В настоящее время, после успешного участия в ряде крупных выставок, Томск претендует на звание крупного центра берестяного промысла, подобного Хохломе и Гжели. Особое внимание в коллекции томских мастеров привлекают работы Шабуниной Н. И., дополненные стилизованной по мотивам народной авторской росписью. Произведения Шумовой Е. Ю. отличают тиснение и ажур прорезной бересты. Интересно и гармонично сочетание в одном изделии дерева и бересты у Печальнова А. А. – другого известного томского мастера. Павлов В. В., Таран В. А. и Шаплов В. В. в своем творчестве обращаются к трудоемкому способу декорирования изделий из бересты – скоблению, характерному для культуры хакасов. Интересно, что кроме декоративной функции, эти орнаменты на бересте носят информативный характер – все они читаются.
В целом представленную коллекцию отличают стилистическое разнообразие, свобода творческих поисков, склонность к декоративизму, нередко тяготение к абстракции и философскому осмыслению действительности. Для томских художников характерно постоянное самосовершенствование и стремление к высокому профессионализму. Кроме того, среди томских художников нередко понимание своего предназначения как миссии. Несмотря на то, что коллекция томского искусства в НХМ не многочисленна, она позволяет прикоснуться к яркой и многообразной творческой палитре художников этого столь значимого культурного центра Сибири.

Таипова Т.М., старший научный сотрудник