Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Е. Попова. Произведения иркутских художников в фондах НХМ

Поступление произведений иркутских художников в коллекцию Новокузнецкого художественного музея происходило от случая к случаю, что объясняется территориальной отдаленностью и отсутствием тесных творческих связей между Новокузнецком и Иркутском.
В 1960-х гг. было принято несколько произведений классиков иркутской школы, основная часть коллекции комплектовалась во второй половине 1980-х,  и небольшой ряд работ добавился в 1990 и 2000-е гг.
Иркутск — старинный сибирский город с богатыми культурными традициями. Иркутское художественное училище  —  одно из старейших художественных заведений Сибири, воспитавшее за свою почти 90-летнюю историю уже несколько поколений художников. В коллекции НХМ хранятся произведения и ярких художников-педагогов (Вычугжанина А. И. и  Леви Г. Г.), и  уже получивших признание выпускников училища (Закирова А. Ш., Рогаля В. С., Рубцова А. Ф., Костовского А. Г., Кузьмина В. А., Башарина Н. П., Новиковой Г. Е.).
В 1961 году в фонды создаваемого в Сталинске музея изобразительных искусств из краеведческого музея города была передана одна работа иркутского художника Вычугжанина А. И. «Мужской портрет». От Дирекции художественных фондов и проектирования памятников поступила  работа Закирова А. Ш. «Байкальский омуль», а через год из Иркутского художественного фонда – небольшая коллекция  работ Леви Г. П.  
Вычугжанин Аркадий Иванович — отменный портретист с тонким и верным взглядом. «Мужской портрет» —  это работа еще молодого художника, созданная в 1955 году, в год окончания им Харьковского государственного института. На небольшом по размеру эскизе запечатлён немолодой человек, уставший и погруженный в себя. Минута затишья в ходе трудового дня: возможно, он уже задумал новое дело и ждет вдохновения или раздумывает, как справиться с возникшей трудностью. В этом произведении, созданном в самом начале творческого становления одного из лучших портретистов Сибири, предугадывается рождение мастера, способного в правдивом отражении простой жизни увидеть подлинное очарование.
Творчество Закирова Анвара Шакировича, мастера натюрмортов, прославляющих богатства сибирского края, представлено в собрании НХМ одной работой. Произведение «Байкальский омуль» (1958-1959 г.) — это изображение лодки, наполненной  серебристыми тельцами омуля — символа Байкала, символа изобилия этого уникального озера-моря.
Драма человеческих судеб России XX века привела в Иркутск Леви Георгия Григорьевича, художника с прекрасным образованием и талантом, человека, нашедшего в Сибири вторую Родину и посвятившего своё творчество природе и культуре этого дивного края. Он много путешествовал по Сибири и Северу страны, ездил в археологические экспедиции, а полученные в поездках впечатления выливались в целые серии произведений.
Увлечение печатной графикой, возникшее в 1955 году, Георгий Григорьевич пронёс через всю жизнь, став выдающимся мастером линогравюры. Долгое время он  возглавляя редакцию Иркутского книжного издательства, проиллюстрировав десятки художественных произведений. В коллекции НХМ хранится семь работ Леви, посвященных теме Севера. В этих произведениях человек и природа тесно связаны между собой. Природа предстает свободной и непредсказуемой силой — стихией. Порой  к ней приходят с надеждой и просьбой, как в работах «Маленькая рыбачка», «Уда» и «Ожидание»,  порой ей бросают вызов, как в листах «Якут-охотник» и «Перекат».  А порой она и есть тот «маленький» мир, в котором существует человек, и единственной связью с «большим» миром для него становятся радиоволны («Последние известия»).
В  1966 году  в  Сталинске состоялась персональная юбилейная выставка Заслуженного художника РСФСР Рогаля Виталия Сергеевича, организованная  Иркутским художественным фондом, после которой в собрание музея поступила работа «Дорога к шаману».
Всплеск интереса к краеведению, характерный для конца 50-х —  60-х годов XX века, в искусстве проявился созданием произведений о «малой» Родине, традициях коренных народов. «Дорога к шаману» — выразительное и богатое по колориту живописное произведение. При всей красочности картина вызывает в зрителе состояние трепета перед чем-то неизведанным и непонятным, а черные вороны, сидящие на камнях — символических «вратах» в языческое прошлое этой земли, где всё было населено духами —, усиливают это впечатление.
Активное пополнение коллекции работ сибирских художников в фондах НХМ началось во второй половине 1980-х годов. В 1985 году в музее состоялось открытие персональной выставки иркутского художника Жибинова Алексея Петровича. Алексей Петрович, будучи учеником П.Н. Филонова, в живописи шёл нетрадиционным путем, отличался особой творческой манерой и нестандартностью формы.
В этом же  году прошла персональная выставка Костовского Анатолия Георгиевича, после которой музеем были приобретены пять его работ. Все они созданы в период с 1969 до 1980 гг. — период творческого подъема художника. Именно в эти годы художник активно участвовал в областных, зональных, республиканских и зарубежных выставках.
Анатолий Георгиевич Костовский, неравнодушный к пластическим открытиям «Бубнового валета», к пленэрной живописи «Союза русских художников», как и многие художники-шестидесятники, искал новые выразительные средства для передачи своего мироощущения. В произведении «Натюрморт с грушами» (1969 г.)  художник изобразил жизнь во всем её цветовом богатстве. Перед нами мастерское соединение контрастных ярких пятен лоскутного одеяла,  причудливой пластики множества предметов с композиционным центром из «светящихся» плодов груши, в совокупности дающее ощущение радости бытия.
В «Автопортрете» (1977 г.) та же повышенная цветовая звучность полотна при ограниченной цветовой палитре создает ощущение напряженности. Художник пристально вглядывается в этот мир: спокойное и немного суровое лицо, говорящий взгляд, устремленный прямо на зрителя, будто видит всех насквозь.
В своем творчестве Анатолий Георгиевич не раз писал портреты фронтовиков, передавая моральные качества, стойкость и мужество этого поколения. На картине «Последний гармонист» (1978 г.) изображён уже немолодой мужчина в гимнастерке. Во всем его облике читается внутреннее достоинство, а взгляд грустных и мудрых глаз как будто спрашивает: «Как ты, сынок? Как тебе живется в этом мире — мире, за который мы воевали?...»
В пейзажах Костовский не раз поднимал тему сохранения исторического своеобразия города Иркутска. Его интересовали заброшенные памятники архитектуры, забытые дома и храмы. Утрата многих из них вызывала в душе художника протест против варварского, безразличного отношения людей к своей истории и культуре. Тревога за судьбу деревянного зодчества Сибири остро ощущается в небольшой работе «Весенний вечер» (1978 г.). Контраст темного деревянного дома, серого снега и желтоватого неба, усиливающийся наклоном самого строения и запущенностью улицы, рождает горькое чувство невосполнимой утраты.
В работе «Март» (1980 г.), также посвященной теме сохранения старой архитектуры, изображён Спасо-Преображенский храм. Это один из старейших православных храмов Иркутска XVIII века, который в годы советской власти использовался как архив и книгохранилище.  Службу в нем возобновили только в 2000 году.
В картине Анатолия Георгиевича храм предстает перед зрителями с тыльной стороны, почти скрытый деревянными домами. Лишь купола, лишенные крестов, да темные округлые проемы окон указывают нам на близость храма. Выбрав этот грустный сюжет,  Костовский изобразил его на фоне ослепительно синего  неба и белого с сине-голубыми тенями снега, что привнесло в работу настроение светлой надежды.
В 1985 году в фонды музея были закуплены работы незаурядного колориста Рубцова Андрея Филиповича.  Искусствоведы Иркутска не раз отмечали обособленность творчества Андрея Филипповича в искусстве художников города. Его произведения внутренне напряжённые, тревожные. В них видимый мир состоит из контрастов тьмы и цвета-света, символизирующих сосуществование в жизни человека трагедии и радости бытия. Два натюрморта («Хлеб» (1966 г.), «Цветы» (1979 г.)) и портрет «Юлия» (1976 г.) выдержаны в тёмном колорите. Благодаря использованию черного художник добивается усиленного звучания других цветов — белого, желтого, красного. В натюрморте «Хлеб» художник изображает традиционные деревенские предметы: крынку, каравай, расписное блюдо, что отсылает зрителя во времена счастливого детства, в которых художник черпал вдохновение всю жизнь. Портрет Юлии, почти лишенный индивидуальных черт и обобщенный до белого пятна – лица в окружении черных волос, черной одежды — это удивительно утонченный, сдержанно-романтичный, аристократический  образ, рождающий ассоциацию с драгоценной жемчужиной в тёмной раковине.
Произведения А.Г. Костовского и А.Ф. Рубцова являются украшением коллекции Сибирского искусства НХМ, показывая высокий уровень мастерства иркутской школы живописи.
К концу 80-х годов в фондах НХМ сформировались несколько персональных коллекций работ иркутских художников: живописные и графические произведения Мадиссон Александры Рихардовны,  Башарина Николая Петровича и Новиковой Галины Евгеньевны, небольшая коллекция живописи  Кузьмина Владимира Александровича, коллекция графики Муравьева Александра Михайловича и несколько графических листов Шипицина Александра  Сергеевича. Источников поступления было несколько:  федеральные (Музейно-выставочный центр РОСИЗО, Дирекция выставок СХ СССР) и региональные (Иркутская организация СХ РСФСР и Областное Управление культуры).
Изучение каждой персональной коллекции — это всегда разговор с художником, который в своих картинах рассказывает о близких людях и любимых предметах, настоящих, подлинных мгновениях жизни, тронувших его душу.
Александра Рихардовна Мадиссон  —  художник с драматической судьбой, нашедшей отражение в её творчестве. В 1941 году она была вынуждена покинуть свой любимый город Тарту и эвакуироваться из Эстонии в Россию. В  годы Великой Отечественной войны  в Иркутске А.Р. Мадиссон принимала активное участие в выпуске плакатов «Окна ТАСС».  После войны она осталась в Иркутске и прожила там всю свою жизнь.
Персональная коллекция работ Александры Рихардовны Мадиссон состоит из 7 живописных и 30 графических листов. Только на одной живописной работе «В лесу» указана дата создания  —  1948 год, на остальных датировка отсутствует. Можно предположить, что эти работы созданы художником в период с конца 1940 до конца 1960-х.  Именно в это время она уже жила в Иркутске и ещё не увлеклась техникой линогравюры.  Все её произведения  — небольшие по формату пейзажи-этюды. Во многих работах ощущается влияние импрессионистического письма, которое позволило запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать  мимолётные впечатления  художника. Человеческое присутствие в них удивительно гармонично. В работе «У костра» отдыхающая пара расслаблена и чувствует себя в лесу, как дома. «Поселок» вписан в окружающую его зелень и неразрывно связан с натурой. Работа «Дворик» является воспоминанием о родине: беленая стена каменной постройки с соломенной крышей, навес на жердях, увитый вьющимися растениями — вместе с художником мы как будто побывали в пригороде Тарту.  Все произведения наполнены солнцем и радостью, восхищением простой, далекой от современных проблем  жизнью на лоне вечно прекрасной природы. Работы стоят в стороне от советской действительности 1950-1960-х гг. Они не социальный заказ, а внутренняя потребность художника запечатлеть то, что согревает душу.
Графические листы А.Р. Мадиссон, выполненные в техниках авторской и печатной графики, охватывают период с 1960 по 1980-е годы и  представляют все основные жанры изобразительного искусства. Пейзажи посвящены уникальной красоте иркутской земли. Могучий Байкал, полноводные реки — Ангара, Ока и Енисей, высокогорье, тайга, березовые рощи  —  все это стало для художницы родным и близким. Город привлек художника своими парками, бульварами и мостами, где вмешательство человека в природу наиболее гармонично и разумно. Индустриальная тема представлена в одном листе  — «ЛЭП», но и здесь линии электропередач — лишь штрихи на «лице» природы.
Камерные, душевные натюрморты с букетами цветов, книгами и другими предметами из комнаты художницы, автопортрет самой Александры Рихардовны, представляющий её за созданием очередной линогравюры, портреты подруг — всё это позволяет увидеть тот «маленький» мир, в котором она жила.
Несколько жанровых сцен («Осенний денек», «На бульваре Ю. Гагарина», «У костра») отсылают зрителей к самому счастливому периоду её жизни  – детству. И всегда действующие лица окружены природой, которая при этом является главным героем в работах Александры Рихардовны  Мадиссон.
В 1980-е гг. начала формироваться персональная коллекция работ Башарина Николая Петровича. Она состоит из одного живописного произведения и 14 графических листов: 6 из них поступили в 1980-е гг. и 8 подарены в 2000-е годы.
На небольшом по размеру пейзаже «Первый снег» почти все пространство полотна  занимает фрагмент деревянных строений. Ритм из чередующихся заснеженных крыш и тёмных стен делает композицию статичной, а наклон дерева на первом плане уравновешивается наклоном лестницы. Всё это создает ощущение покоя, оцепенения и рождает в душе ностальгию, как будто ты оказываешься во дворе своего детства и обнаруживаешь, что всё на своих местах, вот только сильно постарело и обветшало.
Графические листы «Палаточный городок», «В палатке», «Портрет», «В общежитии» созданные для выставки, посвящённой строительству Байкало-Амурской магистрали, носят репортажный характер и ценны правдивостью непосредственных впечатлений очевидца исторической стройки.
Остальные графические работы — это портретные образы современников. Среди них как характерные для искусства советского времени образы рабочих и ветерана Великой Отечественной войны, так и изображения художников и знакомых. Все они поэтичны, а порой и трогательны, в каждом художник попытался передать настроение и внутреннее состояние  портретируемого. Камерное, почти интимное по интонациям начало в творчестве Николая Петровича Башарина выражается в простоте образной идеи, в поэтической тонкости запечатленных сюжетов.
Простота и поэтичность выбранного мотива свойственна и ещё одному художнику — Кузьмину Владимиру Александровичу, учившемуся в Иркутском художественном училище у А.И. Вычугжанина. Три пейзажа художника посвящены разным временам года: зиме («Светлый день»), осени («Байкальские домики») и лету («Солнечное утро»). На каждом из них изображена деревня с её деревянными домиками, заборами и стайками, а существование человека гармонично вписано в бытие сельской жизни. Эти полотна пропитаны ностальгией, переходящей от светлого воспоминания в  «Солнечном утре» и легкой грусти в «Светлом дне» к тревоге за будущее деревни в пейзаже «Байкальские домики».  
Еще одним самобытным учеником мог бы гордиться Аркадий Иванович Вычугжанин — Новиковой Галиной Евгеньевной. Её творчество представлено в коллекции НХМ одним графическим листом, созданным в 1980-м, и тремя живописными работами, выполненными в конце 1970-х годов, поступившими в музей в 1987 году. Это работы уже зрелого художника, признанного мастера портрета и натюрморта. Под влиянием А. И. Вычугжанина Галина  Евгеньевна выбрала портрет основным направлением своего творчества, обращалась к этому жанру на протяжении всей жизни  и создала целую портретную галерею деятелей культуры Иркутска.
Особое место в портретной галерее художника занимают автопортреты. В коллекции НХМ хранится «Автопортрет. Этюд», выполненный в 1977 году.   Это изображение молодой женщины со спокойным выражением лица. Чуть опущенные веки создают ощущение существования внутреннего монолога, глубокой духовной жизни. Вглядываясь внимательно в собственные черты, художник пытается разгадать смысл, вложенный творцом в оригинальный образ, и,  возможно,  заглянуть глубже, разгадав его предназначение.
Символизм, иносказание, присутствие аллегории, а порой и парадокса характерно для российского искусства 1960-80-х гг. Галина Евгениевна — художник своего времени, её работы многозначны. Произведения «Красная рыба» и «Натюрморт с икрой» — это, на первый взгляд, любование вкусной едой, богатством, но прислушавшись, мы услышим монолог автора о небезграничности природных ресурсов Байкала и необходимости бережного отношения к природе.
Два признанных художника-графика — Муравьев Александр Михайлович и Шипицын Александр Сергеевич — после окончания Иркутского художественного училища продолжили свое образование в Московском полиграфическом институте.
Муравьев Александр Михайлович (Народный художник России) после окончания института активно включился в художественную жизнь города. Направления его деятельности разнообразны: от экслибриса до кино и мультипликации, но основное признание он получил в графике, станковой и книжной.  
Небольшая коллекция его работ в собрании НХМ включает 13 графических листов, выполненных  в конце 1970-х – начале 1980-х гг. в технике цветная линогравюра. Это работы художника, созданные в  первые 15 лет после окончания института. Именно на эти годы пришла пора его активного участия в областных, зональных, республиканских, всероссийских и международных выставках. Собранные в НХМ  работы  Александра Муравьёва, посвящённые  разным темам,  позволяют судить о разносторонности его интересов и трудолюбии.
Традиционная для советского искусства тема воспевания труда человека нашла отражение в листе «Монтаж силовой установки»  (1976 г.) из серии «Стройки Сибири» и в трех работах («Цех № 6», «Чистка ковша» и «Гидролизный цех», 1980-го г.) из серии «Иркутский Алюминиевый завод».
После поездок по странам ближнего зарубежья Муравьев А. М. создал целую серию работ лубочного характера с ярким национальным колоритом: «За ваше здоровье!», «Чардаш»,  «Шашлык» и  «Волшебная ночь над Вардзобом. Стихи Омара Хайяма. Автопортрет».
Более 10 лет Александр Михайлович работал над темой, объединившей волею судеб несколько сибирских городов, —  темой декабристов.  В коллекции НХМ хранятся  произведения из серии «Герои декабря 1825 г.», представившие образы С. Г. Волконского, И. И. Пущина, А. И. Одоевского, Н. И. Тургенева и Н. М. Муравьева.
В коллекции Новокухнецкого художественного музея представлено творчество ещё одного художника — выпускника, а позднее и преподавателя Иркутского художественного училища — Шипицина А. С.
Шипицын Александр Сергеевич (Заслуженный художник России) — художник-график, офортист, уделявший много внимания теме Байкала  Для него Байкал — олицетворение мощи и красоты первозданной природы, которую необходимо изучать и беречь, а также источник вдохновения. Этой теме посвящены обе работы, хранящиеся в фондах НХМ: «Башарин рисует» (1980 г.) из серии "Художники на Байкале" и «Научное судно на Байкале» (1983 г.)
В офорте «Башарин рисует» фигура художника даже по колориту настолько вписана в пейзаж, что воспринимается с ним единым целым. «Научное судно на Байкале» — это сопоставление могучей (мощной) природы и маленького судна, олицетворение той огромной ответственности, которая лежит на маленьком человеке за большой мир.
В 1990-2000 гг. коллекция работ иркутских художников пополнялась в основном за счет их отдельных даров и передачи из музейно-выставочного центра РОСИЗО. Было проведено несколько выставок художников Сибири: конкурс «Современная Сибирская живопись» (1993 г.), «100 художников Сибири» (2003 г.) и «Мобилизация молодых» (2007 г.). В результате коллекция пополнилась несколькими работами Башарина Н. П., Муравьева А. М., Костовского А. Г. Кузьмина Г. Ю. и предметами ДПИ.
Остановимся лишь на одной работе «Развлечения минотавра» (1998 г.) Кузьмина Геннадия Юрьевича, в которой художник довольно иронично изобразил «любовный треугольник» из двух обнаженных и минотавра. Это произведение стоит особняком в коллекции, так как создано в другой период: в нем мы видим «свободу» 1990-х гг., поставившую перед каждым человеком вечный вопрос о выборе человека, кем быть и что в нас  сильнее —  человеческое или звериное?
Отдельно остановимся на персональной коллекции работ Статных Николая Семеновича, чья судьба связана не только с Иркутском, но и с Новокузнецком. В Новокузнецк Николай Семенович приехал после окончания Иркутского художественного училища и  прожил здесь почти 20 лет. Он многое успел сделать для города: участвовал в разработке проекта художественного оформления и наглядной агитации ЗСМЗ (1974); создавал совместно с И. Шмидтом проект генерального решения музейной зоны Новокузнецка, проект экспозиции городского краеведческого музея, проект мемориального комплекса, связанного с реконструкцией Народного дома в Новокузнецке. В 1993 году уехал в Иркутск, где продолжает жить и работать.
В коллекции НХМ хранится 2 живописных и 9 графических произведений этого художника, которые были созданы с 1976 до 1981 год и приняты с 1980 по 1984. Это произведения юного по общепринятым меркам художника на рубеже 30-летия. Время, когда Николай Статных, уже выбрав направление своей жизни и имея профессиональную базу и природное дарование,  со всем напором, увлеченностью и задором  двинулся по выбранному пути. Деревня, где художник провел своё детство, стала источником вдохновения на долгие годы и одной из основных тем творчества.
«Конец лета» — разнотравье, разноцветье всех оттенков зеленого, собранных в одном уголке природы, где деревянные домики, заборы и стога сена окружены стеной смешанных сибирских лесов. Паровоз на второй работе — как игрушечный; яркий и контрастный, он почти висит в воздухе, едва касаясь рельс. Каждая деталь, существуя сама по себе, одновременно является частью фантастического целого —  старинного паровоза.
Николай Статных —  один из лучших книжных иллюстраторов,  за свою творческую жизнь он оформил около 100 книг. В графических листах юного художника ощущается гармония бытия человека на лоне природы. Его герои — старый шорец, пасечник, — воспринимаются как единое целое с их «маленьким» миром. Изборожденное морщинами лицо шорца воспринимается как часть общего узора из развешанных сетей, соломенного плетения и складок одежды. Рой пчел словно окутывает пасечника, вовлекая в мир пасеки. Плетень — этот сказочный ковер — художественное выражение мироустройства деревенской жизни, где все переплетено: люди, животные, растения и домовой.
Остальные работы, написанные по впечатлениям от поездки в Венгрию, также наполнены любовью к старине. Художник выбрал необычное село в Северной Венгрии —  Холлокё —  этнографический музей под открытым небом, где, в отличие от других подобных музеев, не прекращается обычная повседневная жизнь. Жители села тщательно сохраняют образ жизни и народные традиции прошлых веков. Венгерская деревня, сохранившая быт и характер прошлого, воспринимается Статных  как заповедный, почти сказочный мир с необычными для русского глаза домами с черепичными крышами и  повозками, запряженными лошадьми. И даже обветшавшие дома в листах Статных продолжают жить и принимают почти человеческий облик, как в «Этнографической интерпретации». Изображая заповедные места, Николай Семенович любуется стариной: она предстаёт в его произведениях трогательной, простодушно наивной и беззащитной. Эти графические листы — украшение  коллекции  Сибирского искусства НХМ — являются одними из лучших произведений художника того периода.
В 2018 году в Новокузнецке, в рамках празднования 400-летия города, прошла Межрегиональная художественная выставка "СИБИРЬ-XII", в которой приняли участие и художники из Иркутска. После её проведения фонды музея пополнились несколькими работами современных художников: живописными произведениями Присяжниковой Регины Геннадьевны «Такая жизнь» и Квасова Юрия Николаевича «Портрет Н.А. Ротко», и скульптурной Ставского Ильи Евгеньевича «Первый учитель».
В итоге в фондах Новокузнецкого художественного музея хранится небольшое собрание произведений художников Иркутска (около 30 живописных, 80 графических работ и одна скульптура), которое представляет  творчество 17 художников. Присутствие в собрании работ известных мастеров —  Вычугжанина А. И., Рогаля В. С., Рубцова А. Ф., Костовского А. Г., Башарина Н. П., Муравьева А. М., Статных Н. С. —  является показателем высокого художественного уровня собранной коллекции.
В основном это работы, созданные в период с 1960-х  до  первой половины 1980-х гг. Одной из главных тем этого времени было взаимоотношение человека и природы. Иркутские художники на языке художественных образов «говорят» нам о тесной связи между человеком и природой, об ответственности человека за этот мир и  необходимости сохранения исторической памяти, мечтают о возрождении простой жизни человека в гармонии с природой.
Собранные в коллекции НХМ произведения иркутских художников демонстрируют высокий уровень мастерства иркутской школы живописи и графики, для которой характерно соединение  техники исполнения с глубоким философским наполнением.

Попова Е.П., зав. выставочным отделом