Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Л. Ларина. Этноархаические мотивы в творчестве художника Александра Доможакова (11.10.1955 – 03.02.1998)

Хакасия – особая территория, это регион, в котором живет вполне конкретная энергетическая субстанция. Тут особенно остро ощущаешь систему исторических корней, канал, по которому из глубины веков художник извлекает необходимую для жизни и творчества информацию. Каждый образ, возникающий из пространства других миров, существовавших на этой территории, принимает по воле автора свою четкую форму, которая порождена той самой системой исторических корней.
Всплеск интереса к традиционной этнической культуре, как вдохновляющему первоначалу, проявлялся у художников Хакасии с середины 60-х годов. В.Тодыков признанный основоположник графики в Хакасии, одним из первых ввел фольклорную тему в современное изобразительное искусство республики. После периода политизированного искусства в конце 1980-х, этническая тематика воспринималась как один из элементов “освобождения общества” и была одним из факторов развития национального самосознания. В последние десятилетия интерес к этничности усилился. Чем больше проявляет себя наступающая глобализация, нивелирующая все этническое, тем показательнее стремление в художественной среде к сохранению и воспроизводству в современном искусстве этноса целого ряда элементов, символов традиционной духовной и материальной культуры. Возможно, поэтому в искусстве республики, как и в искусстве страны, наблюдается актуализация древнего, проверенного временем пласта мировоззрения с его символикой и гармоничной картиной мира. Большой вклад в возрождение интереса к теме архаики (1) внес В.Ф.Капелько, как прикладной исследователь, как разработчик технологии снятия копий наскального искусства и как создатель оригинальных произведений, в которых ведущей стала идея передачи так называемого «духа места». С начала 90-х годов интерес к этноархаической тематике проявился наиболее ярко и многомерно. Именно с этого времени можно говорить о появлении в профессиональном искусстве направления, которое отразило в своем развитии особенности социокультурной ситуации в регионе. Необходимость и значимость осмысления более древних пластов этнической и архаической культуры для современного искусства становится все более очевидной, это неиссякаемый источник идей и творческого вдохновения. В искусствоведении в последние годы даже появились термины, определяющие направление, в границах которого работают художники - «архаика», «этноархаика», «этнофутуризм», «неомифологизм». Одним из первых художников титульной нации в Хакасии, серьезно увлекшихся этноархаикой, стал Александр Викторович Доможаков, который после окончания Красноярского художественного училища им. В.И.Сурикова вернулся в Абакан и занимался преподавательской деятельностью в художественных школах и учреждениях детского творчества в Абакане. С 1997 года он стал членом Союза художников России. Этноархаика - течение в современном искусстве, представители которого пытаются связать с помощью изобразительных средств образы и знаки исторической древности своей территории с самыми новейшими тенденциями. Художественная стилистика течения соединяет в себе заимствования из творчества старых мастеров, достижения русского авангарда, новые идеи и формы постмодернизма. Его увлечение традиционной культурой, этнографией и археологий было вполне естественным закономерным для того времени, когда многие художники, «устав от реализма, потянулись к архаике». Не совсем обычным был его подход к этой теме и ее воплощение в искусстве. В творчестве Александра Доможакова, к сожалению, безвременно ушедшего, наблюдалась не просто попытка художественной реконструкции духовного универсума предков, а стремление путем чувственного вживания через внутреннее перевоплощение передать сущностное в историческом прошлом. Художник стремился сделать, наверное, невозможное – «ощутить и увидеть мир глазами предков», он хотел «писать так, как это было свойственно древним» (2). Это была попытка духовного освоения мироздания древних с точки зрения взаимоотношения таких основных его частей, как природа и человек. Это попытка ощутить очарование утраченной ныне, но существовавшей изначально, их сопричастности друг другу и гармонии. Для достижения этой цели автор часто использовал древние символы, существовавшие на территории Южной Сибири. Символы имеют место в любом обществе, одни из них меняются в соответствии с потребностями времени, другие переосмысливаются и сохраняются в силу традиции. С их помощью каждое поколение интерпретирует картину мира. Как ни странно, но пласт наиболее архаичных символов, представлений и верований особенно устойчив и жизнеспособен. Эти символы Доможаков каким-то непостижимым образом чувствовал, находил и не просто цитировал, а органично встраивал в живописную ткань или графический рисунок.
В кризисные 90-е годы Доможаков выбирает позицию художника, который археологизирует культуру, накопившую критическую массу для очередного «распада» и утрачивающую свои смысловые формы. Но ортодоксальность видения, своеобразие художественного подсознания оказывается способным интегрировать в своих формах «утраченные» слои, хранить, сберегать не только ушедшие образы-знаки, но и те, еще не выговоренные, потенциальные смыслы. Проблема выживания этих сакральных знаков-ориентиров оставалась актуальной почти во всех его работах этого периода:
«Звук луны» 1990, «Мир наки» 1992, «Желтый конь с духом» 1993, «Белое», «Белое и черное», «Солнце -всадник», «Движение» 1994. Пространство в этих работах становится единой плоскостью, одним миром, где нет первого и второго планов, первостепенных и второстепенных персонажей и объектов. Есть вечность, в которой все предначертано и определено. В искусстве он стремится выразить сущностные качества «духа своего места», «духа своей территории» через обращение к знакам исторического прошлого. Доможаков еще в начале 1990-х годов работал в русле этноархаики. В творчестве Александра в этот период прослеживаются основные образы, имеющие помимо древнетюркской, сложную общецивилизационную семантику: всадник, лодка, знак солнца, юрта, впоследствии ставшие ключевыми в его работах. Для художника важны этнографические детали, орнамент, элементы которых он искусно вплетает в структуру своих произведений. Подчас кажется, что он, разрывая народный орнамент, берет один его элемент и рассматривает его как некую самоценность, знак, фрагмент как воплощение целого, как носителя информации о целом. В этом проявлялся своеобразный подход к идее всеединства мира, всеобщность макро - и микрокосмоса (работа «Белое и черное»). Он пытается создать синтетический универсальный язык, вобравший в себя суть понятий не только своего народа, но и общечеловеческого значения.
Современное искусство Хакасии представляет собой сложный полифонический комплекс с самыми разными составляющими. Одним из источников развития которого является традиционное искусство местных тюркских народов, существовавшее прежде в декоративно-прикладной форме и сохранившееся частично в виде «живой традиции» и частично в виде музейных этнографических артефактов. При рассмотрении этнического компонента в этом искусстве, условно можно выделить две преобладающих тенденции – интернациональная и национальная, которые сами по себе в абсолютно чистом виде почти не встречаются. Однако художники в своем творчестве склоняются к одной из них, либо сочетают черты обеих тенденций. Доможаков принадлежал именно к последним. Хакасское народное искусство никогда не отличалось замкнутостью и легко вбирало в себя все влияния, необходимые ему для развития, неизменно сохраняя при этом национальную самобытность. Этнический компонент в его живописи тесно переплетается и с русским народным и с общими тенденциями, происходящими в мировом изобразительном искусстве. Если первый компонент был заложен изначально в подсознании на уровне архетипа, то второй был приобретен на протяжении жизни.
Для сохранения творческого наследия Доможакова много сделал художник Александр Кобыльцов, осуществив фотосъемку более чем четырехсот работ. Родственники передали 460 произведений в фонды Хакасского республиканского краеведческого музея. Заслуга сотрудников в том, что они, несмотря на трудности (одна из которых нехватка площадей), стремятся сохранить культурное наследие республики и собирают коллекции не только древнего, но и лучшие образцы современного искусства.
В ноябре 2006 года в серии «Палитра Хакасии» выходит альбом «Александр Доможаков», изданный на средства кандидата физико-математических наук С.Г.Нарылкова. В связи с этим выражаю признательность Ирине Карачаковой, за помощь в сборе биографического материала о художнике.

1. Слово «архаика» (от греч. Archaikos – старинный, древний) в данном контексте означает обращение к археологическим и этнографическим источникам Сибири. Этот термин может быть интерпретирован как использование древних пластических архетипов в качестве стилистического средства в современном произведении искусства. – См.: Новая илл. Энциклопедия. В 20 тт. – Т.2 – М.:БРЭ, 2005. – С.16
2. Из личного дневника Александра Доможакова.
 

Л.Н.Ларина - историк, музеевед, директор Новокузнецкого художественного музея