Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Выставки традиционного и современного искусства Южной Сибири в художественном музее как способ строительства единого культурного пространства

О проблеме сосуществования в широком планетарном аспекте писал 70 лет назад академик В.И. Вернадский. «XX век характерен тем, что любые происходящие на планете события связываются в единое целое. И с каждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества только усиливается и углубляется.[1] Идеи Вернадского созвучны нашему времени, когда средства коммуникации достигли такого уровня, что любой социальный конфликт (в том числе и культурно-этнический) эхом отдается во всех уголках мира, и особенно актуальной становится проблема сосуществования сообществ. В связи с этим, постановка задач сознательного регулирования процесса созидания единого культурного пространства как единственно возможная форма сосуществования становится чрезвычайно значимой. Не претендуя на полное раскрытие сложной проблемы сосуществования в сфере современного искусства Сибири, хотелось бы остановиться на культурно-этническом аспекте проблемы, точнее – диалоге народов Южной Сибири в сфере искусства и на возможностях художественного музея в осуществлении этого диалога. Известно, что любая этническая культура формируется в ходе постоянной борьбы между противоположными тенденциями – интегральной и дифференциальной. «Диалектическое единство и противоречия этих тенденций в искусстве этносов являются основной закономерностью развития культуры. Забвение собственной культуры или ее подавление обедняет человека и нарушает его права, влечет ценностную деструкцию или утрату ценностей (аномию). Однако без универсальных параметров, без вклада в мировую культуру локальная культура теряет значимость для других. Об общезначимой ценности локальных культур можно сказать то, что они подчас интересны миру как конкретно-национальное явление, находящее отклик людей других культур, как частное проявление общечеловеческого».[2] Современное искусство Южной Сибири остается полиэтничным, и это качество в последние десятилетия имеет тенденцию усиливаться по ряду причин. Форсированная апелляция к этничности в современном искусстве вызвана ускорением процессов глобализации, которые усиливают консолидацию мелких этносов, над которыми нависла угроза полной культурной нивелировки, количественным сокращением автохтонного населения Южной Сибири (шорцев в Кемеровской области осталось около 12 тысяч человек, телеутов – 1700 человек). Кроме того, в условиях быстро меняющегося общества изменяется сам носитель этнического творчества, его психология, общая культура, отношение к традиции. Поэтому особую значимость приобретают проблемы изучения и сохранения традиционной культуры. Одной из основных задач музея является привлечение внимания к культурным проблемам автохтонного населения, так как именно сейчас, в переходном периоде, закладываются прецеденты и стандарты межэтнического общения, которые на многие годы войдут в практику, а затем и в историческую память народов. Одним из главных средств решения этой проблемы является организация диалога в сфере культуры и искусства, осуществляемого посредством музея. В конце 90-х годов сотрудниками музея была разработана экспозиционно- выставочная программа поддержки регионально-этнического искусства. Основные цели программы:

- Через активную экспозиционно-выставочную деятельность способствовать возрождению культуры межнационального общения как основы сосуществования этносов и созданию жизнеспособной системы регионального сотрудничества в области искусства.

- Содействовать двухстороннему процессу в развитии местных этносов: культурной самоиндентификации - с одной стороны и толерантности всех народов Южной Сибири – с другой. Для реализации этих целей музей последовательно осуществляет программу выставок по культуре коренного населения: шорцев, телеутов, хакасов, алтайцев, тувинцев. Классификация и специфика выставок:

1) Комплексно – культурологические проекты, географически объединяющие большой регион Южной Сибири, несколько этносов, охватывающие широкие временные рамки и использующие сложный предметный ряд (произведения искусства, геологические, археологические, этнографические). Это проекты, поддержанные ИОО фонда Сороса: «Томь. 2000 лет на берегу. 200 текстов культуры» (1998) и «Алтын-чер Саяно-Алтая. Диалог культур на пороге 3 тысячелетия» (2000), в основу которых было положено экспериментальное экспонирование, по-новому раскрывающее качества музейного предмета. Цивилизационно-культурологический подход при построении экспозиций потребовал рассмотрения коммуникативной сущности музейного предмета в разных аспектах. Не только в качестве художественной ценности, но и в качестве его материальной ценности, а также как средства отражения духовного мира человека и как средства обмена информацией посредством знака, образа, символа. В проблематике проектов этого типа отслеживались как интеграционные так и дифференционные процессы в искусстве этносов.

2) Культурологические выставки, посвященные искусству отдельных этносов Южно-Сибирского региона и характеризующие это искусство во временном срезе, иногда очерчивая некий обобщенный «портрет» этого этноса. Приоритет внимания отдавался локальным особенностям, специфическому, например – «Древнейшее наскальное искусство Алтая». Второй проект – «Тени забытых предков» – был фотографическим, связанным с вопросами современной культуры, искусства и языка шорцев, третий – «Окно в центр Азии» – был посвящен традиционному и современному искусству Тывы. В экспозиции использовались приемы инсталляции, например, «оваа» (святилище) – синкретический культовый объект, соединяющий в себе буддийские верования и пережитки шаманизма, помещенный в специальное музейное пространство, стал своеобразным знаком эпохи, общественного уклада, символом культуры народа, инсталляция с колыбелью символизировала генетическую связь разных поколений, являлась образом зарождающихся новых явлений культуры. В условиях инсталляции все экспонаты трактовались по-другому, интерпретировались в современном широком гуманитарном музейном контексте, в котором прослеживалась влияние традиции на современное искусство не только республики Тыва, но всего Южно-Сибирского региона. Эксперимент музея по проведению комплексных культурологических выставок, посвященных этническому искусству, вызвал оживление культурного обмена в регионе. Из фондов НХМ в 2000 году была организована выездная выставка народной иконы в Бийск и Горно-Алтайск, а в Новокузнецк по обмену были переданы: «Наскальное искусство Алтая» из Бийского краеведческого музея им. Бианки, несколько персональных выставок алтайских авторов, начиная с первого алтайского художника Ч. Гуркина. Выставочный обмен оживился не только между музеями, но и между СХ, например, был осуществлен совместный проект «Кузбасс-Алтай. Транзит» 2003 года.

3) Масштабные тематические выставки современного искусства Сибирского региона, передающие так называемый «дух места», означающий не столько географическое понятие, сколько ментально-сущностное содержание нынешнего состояния культур местных этносов. Проблематика этих выставок позволяла отследить как общие интеграционные процессы, так и индивидуальное и этническое в решении темы родной земли. «100 художников Сибири» 2003, «След» 2002, «Великое Саянское кольцо» 2004 г.

4) Цикл персональных выставок художников, в чьем творчестве в разной степени соотносится национальное с интернациональным. Это авторы, стремящиеся к художественному воплощению этнического, к выражению неких этнических архетипов в своем искусстве и обращающиеся к традиционному русскому искусству: А. Архиповская, В. Хахалин, Н. Спесивцева; или – автохтонному тюркскому искусству: Л. Арбачакова, С. Дыков, В. Хромов, А. Гурьянов.

5) Постоянная экспозиция музея «Народное искусство Южной Сибири и традиционные промыслы России. Диалог культур» 2003 года тоже была посвящена проблемам этнического искусства. Экспозиция ориентирована на развитие личности на основе культурной самоиндентификации. Она создает достаточно полный зрелищный образ искусства и культуры региона, давая человеку возможность (через приобщение к своим истокам) лучше понять себя и тем самым полнее реализовать свои возможности в современной жизни. На основе экспозиции разработана детская культурно-образовательная программа, включающая в себя знакомство с историей тюрков, их культурой, мировоззрением, обычаями. Таким образом, миссия современного музея проявляется в том, что он должен стать институтом социальной адаптации, которая способствует выживанию в условиях быстро меняющегося мира путем использования организованных и всеобъемлющих с культурологической точки зрения выставок. Музей должен и может служить инструментом структурирования действительности и формирования культурной и духовной самобытности. «История человечества давно засвидетельствовала, что способность одного народа осваивать достижения другого – один из главных показателей жизнеспособности его культуры, очевидный индикатор прогресса культуры. Именно на этом пути взаимодействия культур и складывается общечеловеческая культура, единая и вместе с тем многообразная». [3]

1. Философские мысли натуралиста // В.И.Вернадский. М., 1988, c. 88

2. М.А.Бирюкова. Глобализация: интеграция и дифференциация культур. //Философские науки/ М., 2001, N 1. С.37-39.

3. Ойзерман Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры?//Вопросы философии. 1989, N 2. С. 54

Ларина Л.Н., директор Новокузнецкого художественного музея