Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Первому художественному музею Кемеровской области 50 лет

У истоков музея

Пятьдесят лет назад в 1961 году в нашем городе появился первый музей искусств в Кузбассе маленький выставочный зал при краеведческом музее, его открывали как «залог художественной сокровищницы области». Он назывался Кемеровский областной музей советского изобразительного искусства в городе Новокузнецке и оставался им до 1969 года, пока не возникла Картинная галерея в Кемерове. Сегодня музей, не являясь областным, во многом сохранил свой статус, а его коллекция старого русского искусства является одной из лучших не только в Кузбассе, но и во всем Южно-Сибирском регионе. В первое десятилетие коллекция молодого музея активно комплектовалась из фондов Министерства культуры, и основу собрания составляли произведения отечественного искусства 1950-1960-х годов. Уже в семидесятые годы началась работа с местным изобразительным искусством, формирование собрания новокузнецких и сибирских художников. Эти коллекции впоследствии стали ведущими.

На сегодняшний день основной фонд музея насчитывает около 9000 произведений искусства. Несколько поколений искусствоведов собирали шедевры прославленных художников и тех, кто стал знаменитым значительно позже, находили деньги на их приобретение, просили в дар, везли в руках из Москвы, Ленинграда. Выдающиеся люди, настоящие музейщики стояли у истоков нашей организации: П. В. Кононова, Л. М. Акцынова, А. В. Першина, И. Я. Ермолаев. Огромный, неоценимый вклад внесли в формирование и сохранение собрания музея: А. С. Шадрина, В. А. Откидач, Т. А. Стромская, Н. В. Брагина, Л. Г. Данилова и др. Ими были заложены основы замечательных коллекций искусства 1920-30-х годов, 1970-80-х.

 

Немного из новой истории музея

В последние десятилетия музей стал значительным явлением в культурной жизни не только города, но и всего региона, получив широкую известность прежде всего благодаря своей активной выставочной деятельности. Уже осуществлён целый ряд нестандартных экспозиционных проектов, включающих в себя отдалённые территории и национальные республики (Тыва, Горный Алтай, Хакасия, Красноярский край, Томская, Омская, Новосибирская и Иркутская области), которые способствовали установлению партнёрских отношений с различными художественными, историко-краеведческими, литературными музеями Сибири, укрепилось сотрудничество с Союзом художников региона.

Качественные изменения в выставочной деятельности были связаны с систематической собирательской деятельностью, направленной на формирование основных музейных коллекций. С середины 1990-х годов основной фонд пополняется, в основном, за счёт даров с выставок. И, соответственно, музей проводит выставки тех авторов, чьи работы нужны в коллекции для полноценного и объективного документирования художественного процесса. За последние десять лет коллекции музея пополнились более чем на три тысячи произведений. Приобретение лучших работ, целенаправленное создание монографических блоков ведущих мастеров и молодых художников является стимулирующим фактором развития изобразительного искусства города, поддержки талантливых художников, окончивших художественные ВУЗы. Продолжается пополнение раздела произведений искусства художников центра по представительскому принципу, созданы большие коллекции русских народных промыслов и ремёсел с региональным компонентом, коллекции самодеятельного искусства и искусства примитива. Все большее внимание уделяется комплектованию искусства сибирского региона, постоянно растут собрания ведущих художников Сибири, быстро формируется коллекция искусства тюркских народов Южной Сибири (шорцев, телеутов, хакасов, алтайцев, тувинцев), коллекция искусства этноархаики. Факт обращения музея к собиранию, хранению и популяризации произведений лучших мастеров, работающих в национальных традициях, не был случайным. В нем отразилось возрастание общественного интереса к традиционной художественной культуре как некой основе сегодняшнего миропонимания. Коллекция этноархаики становится своеобразным историческим и художественным документом конкретного места, его культуры, истории и окружающей среды. Она привязана к реалиям современной жизни, более других подчёркивая как значение различий и культурного многообразия нашего мира, так и его единство, общие корни и культурные доминанты.

Музей и сегодня придает приоритетное значение формированию коллекции искусства народов Южной Сибири и местного городского искусства. Эта коллекция отличается полнотой, хронологической стройностью и дает представление об эволюции профессионального изобразительного искусства региона.

Современная социокультурная ситуация побуждает музей к поиску своеобразия, к необходимости генерировать новые знания, идеи, духовные ценности. Ещё недавно качество музейных экспозиций определялось их соответствием традиционным научным схемам, сфокусированным на предметах и коллекциях, а теперь музей видит ценностные ориентиры в новизне, оригинальности интерпретации собрания, а создаваемые экспозиции и выставки, культурно-образовательные проекты становятся результатом как научного изучения, так и индивидуального творческого поиска. Это происходит под воздействием современной культурной и межкультурной коммуникации, перемещающей музейное сообщение из области «декларации» и «монолога» в область «диалога». Отражением вторжения музея в социальное пространство и расширения его образовательных функций стало развитие музейной педагогики, которая особое внимание уделяет изучению сотрудничества и сотворчества музейного педагога и посетителя. Музейно-педагогические исследования направлены на целостное осмысление взаимодействия музея с посетителем с учётом психологических, социологических и культурологических составляющих, на разработку программ и проектов, предусматривающих самостоятельное ознакомление с пространством музея, создание интерактивных экспозиций и разработку музейно-педагогических методик, направленных на преодоление пассивно-созерцательных форм. Их реализация позволяет посетителю выбирать маршруты движения, выстраивать собственные ассоциации. Приоритетной аудиторией музея являются дети всех возрастов, включая дошкольников.

Важная тенденция деятельности нашего музея в последнее десятилетие – создание специальных около-музейных и внутри-музейных структур. На базе музея работают клубы самодеятельных художников «Сибирские просторы», «Дамский клуб», «9 месяцев», клубы-студии рисунка для взрослых, объединение молодых художников.

 

Музей сегодня

Сейчас музей – это динамичное, быстро развивающееся учреждение. Для этого есть основное: помещение в центре города с постоянной экспозицией, выставочные залы, где проводятся экскурсии, крупные презентации, корпоративные праздники с непременной музейной составляющей, музыкальные гостиные, работает множество детских лекториев, и, наконец, есть самое главное – квалифицированный и дружный коллектив сотрудников.

В конце 2010 года музей успешно прошёл проверку фондов Сибирским подразделением РОСОХРАНКУЛЬТУРы. В последние годы было оформлено в соответствии с новыми правилами хранение фонда произведений искусства из драгметаллов, получено разрешение на их экспонирование, проведено апробирование и фото-фиксация фонда. Большие успехи были достигнуты в области каталогизации фондов. Результатом этой работы стала подготовка к изданию 3 фундаментальных альбомов-каталогов по основным направлениям собрания. Два из них уже изданы в нынешний юбилейный год.

Возросла роль музея как научно-методического центра Юга Кузбасса. На базе музея прошло два региональных семинара по фондовой работе. Только в работе последнего семинара по каталогизации фондов приняли участие 25 хранителей от музеев Новокузнецка, Киселёвска, Междуреченска, Осинников, Прокопьевска, Мысков, Таштагола, Калтана, Кузедеева и др. После пятнадцатилетнего перерыва в музее вновь стали проводиться ежегодные внутри-музейные научно-практические конференции с публикацией докладов сотрудников музея. Сотрудники музея принимают участие, выступают с сообщениями на всех крупных региональных конференциях художественных музеев Сибири.

В ноябре 2011 года проведена юбилейная региональная научно-практическая конференция, где приняли участие гости из музеев разных регионов, известные деятели культуры и искусства С-Петербурга, Новосибирска, Омска, Томска, Кемерова, Шушенского и др.

В последние три года музеем был осуществлён ряд интересных и значимых для города проектов: «НХМ к 65-летию Великой победы», видео-проект «Истории шедевров из запасников музея» (совместно с ТВ «10 канал», цикл передач вела А. С. Шадрина), Бал добровольцев и меценатов в музее.

Региональные и международные проекты:

  • «Чархпалак – колесо Вселенной» – выставка декоративно-прикладного искусства Узбекистана (Самарканд);

  • Два проекта, представляющие старинную гравюру 17-19 веков из Московской антикварной галереи «Альбион» (организатор Софья Морозова) и из Новосибирска «Мементо мори» (Memento mori). Коллекционер Сергей Якушин представил коллекцию гравюр и литографий 18-19 века;

  • «Россия абстрактная Сибирь» – выставка абстрактного искусства, куратор от Новосибирского Союза художников Паршиков Михаил;

  • «Мгновения вечности» (Красноярский край). Выставка традиционной китайской живописи го-хуа (художник Цзянь Ши-Лунь) из фондов «Историко-этнографического музея-заповедника Шушенское»;

  • «Лики древней Хакасии. Таштыкские ритуальные маски». Фото-проект С. Нарылкова из республики Хакасия.

В залах нашего музея с успехом прошли персональные выставки выдающихся сибирских художников: Михаила Омбыш-Кузнецова (Новосибирск), Николая Рыбакова (Красноярск), Георгия Кичигина (Омск), две выставки Андрея Поздеева, представленные Фондом А. Поздеева (Красноярск), Ларисы Пастушковой (Барнаул), Михаила Чевалкова (Горноалтайск).
Выставки московских и санкт-петербургских авторов: Арона Зинштейна, художников Школы Сергея Андрияки, Николая Рериха, фотовыставка Екатерины Рождественской «Частная коллекция», фотовыставка Ольги Каменской «Байкал. Царство воды и льда».
Музей стал местом проведения не только тематических, но и юбилейных выставок организаций города: 20-летия Союза художников и 10-летия отделения «Станковая живопись» Новокузнецкого училища искусств, 70-летия Педагогической Академии, юбилея фонда им. Н. Ермакова и мн. др.
Успешно прошли персональные выставки новокузнецких авторов: В. и Н. Спесивцевых, А. Попова, Л. Ключникова, В. Берзина, Р. Высоцкого, Л. Арбачаковой, С. Иванова, молодых художников города и др.
Стали регулярными крупные выставки из фондов: «Сибирское искусство», «Искусство ближнего Зарубежья», и мини-выставки в рамках программы «Календарь знаменательных дат», где были представлены работы художников старшего поколения и уже ушедших из жизни: Л. Л. Статных, С. А. и П. Ф. Бачевских, Б. А. Бессонова, Л. М. и А. В. Акцыновых, И. Я. Левченко, В. П. Часовских и И. М. Елагина, Р. Г. Берга и др.

Традиционными стали фотовыставки, проводимые совместно с ЕВРАЗом и РУСАЛом к Дню металлурга и шахтёра.

Ежегодно проводятся в музее городские выставки-конкурсы детского рисунка ДХШ и ДШИ, Дворца детского и юношеского творчества им. Н. К. Крупской, досуговых учреждений, фотовыставки городского клуба «Сибирь».

 

В области хозяйственной деятельности: в музее осуществлён ремонт вентиляции и санузлов музея, создан архитектурный проект ремонта фасада и благоустройства прилегающей территории, собственными силами (хозспособом) отремонтированы все экспозиционные залы. Силами студентов Строительного техникума проводится ремонт подвала. Полностью переоборудован запасник ДПИ (т. н. открытое хранение), приобретены 13 новых экспозиционных витрин, обновлено оборудование климатконтроля, приобретены люксметр и психрометры.

 

Наши задачи на будущее

Кроме собственно художественных задач, музей выполняет особую миссию для города, всего юга Кузбасса. В первую очередь, это создание фонда нового культурного наследия, способного стать частью достояния страны; а также сохранение и развитие того наследия, которое нынешние новокузнечане получили от предшественников. Однако современный художественный музей сегодня не может ограничиться созданием, сохранением и презентацией наследия. Музей искусства становится культурной институцией новой формации, решающей вопросы социально-экономического развития города, повышения качества жизни горожан, а именно: формирование качественного культурного досуга, доступа к мировым шедеврам и значимым культурным явлениям мирового уровня; повышение статусности жителя, появление мотивации жить и работать именно здесь, влияние на положительные миграционные процессы, привлечение в город творческих людей; формирование творческой среды.

Для людей творческих профессий музей становится точкой роста. Здесь они встречаются с коллегами из других регионов, здесь они знакомятся с высокими образцами современного искусства, здесь они будут реализовывать свои творческие амбиции. Вовлечение творческой молодёжи в деятельность музея превращает её в соучастников художественного и социального развития города. Создание при музее специализированного пространства для творческой реализации обеспечит возможности для качественного роста и появления новой генерации конкурентоспособных художников.

Музей призван влиять на развитие городской среды. По отношению к городу он будет играть роль продюсера, отвечающего на запрос на самом высоком художественном уровне. Музей, как культурный оператор, средствами современного искусства предполагает привнести в градостроительную систему и художественную эстетику подлинное искусство, насытить городское пространство не копиями уже имеющихся где-то памятников, а новыми достопримечательностями, выполненными местными художниками. Это касается и публичного искусства, и мемориалов памяти. Особое влияние музей окажет на территорию, прилегающую к так называемому «Музейному кварталу». Уже создан проект перестройки этой территории, которая становится все более привлекательной для инвесторов и вскоре превратится в одно из любимых мест отдыха горожан.

Музей будет способствовать формированию имиджа города. Уникальность коллекции первого в области музея искусств делает город видимой точкой на карте региона. Музей внесет значительный вклад в создание индивидуального и узнаваемого образа города как современного динамично развивающегося центра со статусом региональной столицы Южного Кузбасса, с активными культурными процессами, способными проявить его на карте уникальных городов и значимых культурных событий. Насыщение города искусством должно приводить к возникновению новых ресурсов, обеспечивающих развитие и создание серьёзного преимущества в региональной конкуренции. Создавая уже сегодня масштабные статусные выставки, музей делает Новокузнецк "городом на слуху", таким образом повышается освещаемость всех культурных событий, а не только тех, которые связаны с самим музеем.

Музей способен влиять на международную культурную интеграцию. Привлечение в город художников мирового уровня, проведение образовательных семинаров и мастер-классов, создание коммуникации с творческими людьми со всей страны расширяет кругозор городских деятелей культуры и содействует возникновению широких творческих связей.

Меняется ли роль и место художественного музея, актуален ли он?

Внедрение новых информационных технологий порой порождает прогнозы возможного исчезновения художественного музея как актуального культурного института. Однако природа музея, его специфические особенности как культурного феномена, отличающие его от других институтов культуры, не дают оснований для пессимизма относительно его будущего. История развития средств массовой коммуникации свидетельствует о том, что с появлением новых способов производства и трансляции культуры судьба старых предрешена: фотография несла гибель живописи, радио – газетам и журналам, кино – театру и т. д. В условиях визуализации культуры, которая сопровождается утратой «чувства подлинности», снижением способности к эстетическому восприятию, значение музея возрастает как никогда прежде, поскольку его обращённость к подлинному предмету, к его созерцанию призвана противостоять негативным явлениям. Развитие виртуальных музеев очевидно и бесспорно, но оно не отрицает необходимости существования реальных музеев и ничуть не уменьшает их значимости. Встречу с подлинным шедевром, раритетом не могут заменить никакие воспроизведения, даже если они созданы на основе самых передовых технологий. Поэтому музеи будут всегда!

Дискуссии о роли музея, его статусе не утихают в течение последнего десятилетия. Основной вектор полемики связан с попыткой осмыслить место музея в новых условиях. Среди основных тенденций указанного периода можно назвать быстрое развитие музеев, осваивающих новые возможности музея – культурного, образовательного, игрового, наконец, развлекательного центра. Опыт «живого» музея воплощается сегодня по всему миру. Наш музей, стремясь оставаться актуальным в городе, находит новые интерактивные формы работы с разными социальными группами. Это «Бал добровольцев в музее» и корпоративные праздники с музейным компонентом, дискуссионные клубы и дефиле в авторской одежде, «Музейные ночи» и детские утренники для лекторных групп, благотворительные Новогодние ёлки и «Музейный квартал» и многое другое.

Чтобы расширять сферу своей деятельности и чтобы выставить большую часть коллекций, мы просим у города дополнительные помещения, здания, мечтаем о филиале. На основе уже имеющихся коллекций мы предлагаем городу создать филиалы следующего профиля: Музей наивного искусства им. И. Селиванова, Музей истории православия в Кузнецке, Музей декоративно-прикладного и народного искусства.

Музеи будут актуальны всегда, потому что музей – это память, а память – основа личности любого человека: память поколений, дедов, память родителей, память того места, в котором человек рождается и живет... И отсюда возникает желание – оставить после себя что-то своему роду, не отдельному человеку, а нечто большее, цельное для своего народа. Я думаю, что эта внутренняя, интуитивная потребность, с её древними истоками, воспроизводится всегда, и поэтому музеи востребованы обществом. Значение музеев, их роль в обществе – в сохранении и передаче вневременных ценностей. Музей способен почти мистическим образом влиять на людей, менять их: не только посетителей, которые приходят на выставки, настроенные на восприятие позитивного, но и тех, кто связал с музеем свою жизнь. Далеко не все выдерживают, бывает, что уходят талантливые люди. Энергия музея по-разному действует на человека, и нужно уметь с ней справляться, а иногда и сопротивляться ей. И есть категория людей, которые служат музею, живут им, любят музей, а не себя в музее – это своего рода жрецы, называющиеся музейными сотрудниками. Мы гордимся тем, что мы работаем в художественном музее. Мы с гордостью констатируем, что музей формирует культуру города, области.

 

Те, кто помогает музею

На протяжении последних десятилетий музей продемонстрировал свою способность выживать в сложных экономических условиях. Свой юбилейный сезон Новокузнецкий художественный музей начал с ярких и значительных для города событий. Только за последний год мы повели три крупные художественные выставки из центральных регионов: «Ярославская икона 16-18 веков», выставка Ильи Глазунова «Поле Куликово» и «Мадонна дель Пополо» Рафаэля Санти. Большая часть расходов шла из средств, заработанных самим музеем. Надо отдать должное главе города Новокузнецка В. Г. Смолего, который взял выставки под свой патронаж и помог обеспечить финансирование необходимой физической охраны. Управление культуры города выделило средства на издание юбилейного музейного альбома-каталога «Графика художников Новокузнецка в собрании музея».

Неоценимую помощь музею оказывают депутаты Областного Совета народных депутатов: И. А. Костик, Н. Е. Крюков и Ю. В. Корнеев; депутаты Городского Совета народных депутатов: Е. Н. Крюков, С. Ф. Еремин, Н. Ф. Чернышева, Н. М. Гайнулина, О. И. Кшижинская и др.

В организации всех крупных выставок нам помогали индивидуальные и корпоративные спонсоры. Благодаря им музей смог реализовать беспрецедентный в регионе выставочный проект 2011 года, затратный в финансовом плане и очень важный в плане патриотического и нравственно-эстетического воспитания молодёжи. Среди меценатов назовем: И. В. Глущенко и фирму недвижимости и туризма «Мегаполис» (учредителя Лиги риелторов Кузбасса), В. А. Викторова и автопредприятие «ТрейдАвто», А. А. Волобуева и сеть магазинов «Велком», Г. Лаврика, Н. Лаврик и предприятие «Эколенд», И. И. Казанцеву и журнал «Наш город Новокузнецк», частного предпринимателя Т. М. Якунину и др.

Положительный опыт есть у музея в работе с благотворительным Фондом «Бизнес во имя созидания», который взял на себя изготовление витрины с третьим рубежом защиты для экспонирования икон в замечательных серебряных окладах из коллекции музея, которые никогда не выставлялись в постоянной экспозиции. Надо отметить, что только складывается круг людей, которые являются благотворителями, которые по-настоящему любят искусство и понимают нужды музея. Формируется Совет друзей музея, который будет принимать непосредственное участие во всех крупных музейных проектах. Мы верим, что в Совет придут люди, которые по велению души и сердца будут вкладывать в его развитие деньги и не скупиться на это. Музей будет ещё более привлекательным, влиятельным, богатым, и посетители будут приходить в музей как в царство высшей красоты и гармонии.

Во всем мире наблюдается тенденция к сокращению государственных расходов на музеи. Сегодня полноценное существование европейских музеев без поддержки меценатов совершенно невозможно. Подобного процесса не избежать и нам. В последние годы значительно возросла роль меценатов в жизни нашего музея. Их деятельность является лучшим памятником их благородству и бескорыстию. Как объяснил немецкий меценат Петер Людвиг, имя которого сейчас носят многие музеи по всему миру, это просто: «Когда у тебя есть какой-то дар, нужно поделиться им с обществом. Если вы отличный спортсмен, то вы постараетесь завоевать для своей страны олимпийские медали. Если вы хороший пианист, то вы будете играть для людей. А если вы имеете только достаток, то предложить его обществу – ваш долг».

Л.Н. Ларина, Новокузнецкий художественный музей