Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Сельские картинные галереи Алтайского края. Страницы истории. Качественный состав коллекций. Проблемы ( На материале выставок галереи « Кармин»)

Тема сообщения, предложенная к рассмотрению, затронутые проблемы, обострившиеся в последнее время, представляют, на наш взгляд, определённый научный интерес.

За многие годы в отдалённых районах Алтайского края были основаны картинные галереи, где сосредоточились значительные художественные коллекции. Но, как оказалось, собрания мало изучены, не систематизированы, информация по истории их формирования недостаточна, не определён качественный уровень материала, каталожные данные часто ограничиваются на местах краткой записью в инвентарных книгах. Серьёзных попыток исследования обозначенной темы не было.

Первые сведения об алтайских галереях 50-х годов были получены в архивных отчётах их руководителей, в связи с изучением истории художественной жизни Алтая. Так называемые поисковые экспедиции в с. Анисимово Тальменского района, в Усть-Пристанский район, где должны были действовать галереи, обнаружили по 2-3 живописные работы алтайских художников и остатки графических листов. Позже такая же участь постигла поспелихинскую коллекцию, собранную их земляком, известным теперь московским художником Ю. Н. Капустиным.

Вторая волна организации сельских галерей началась в 70-е годы, когда правительство того времени выдвинуло лозунги о необходимости «нести культуру на село», «превратить Сибирь в край высокой культуры» в связи с началом великих строек. На этот призыв отозвались Российские Союзы художников, их отделения на местах. Так было положено начало формированию ценнейших теперь провинциальных собраний, в том числе и на Алтае. В дальнейшем, благодаря договорной системе с управлениями культуры, Союзом художников РСФСР, Художественным фондом РСФСР, организацией крупных выставок «Нивы Алтая», «Сибирь социалистическая»…, галереи продолжали пополнять свои фонды.

Инициативу начать изучение материала, связанного с сельскими коллекциями, проявила картинная галерея «Кармин», находящаяся в Барнауле. С 2007 года ведётся отсчёт начала работы проекта «Шедевры сельских картинных галерей», который постепенно вышел за рамки первоначально задуманной идеи с подключением собраний малых городов Алтайского края – Камня–на–Оби, Бийска, Рубцовска – и стал называться «Шедевры живописи Алтайского края». Естественно, коллекция Государственного художественного музея Алтайского края исключалась.

За прошедшие годы многое удалось сделать только при поддержке и активном участии руководителя галереи «Кармин» Г. Г. Хачатурян, которая отвела особое место проекту. Изначально была определена цель проекта и методика его осуществления. Необходимо было собрать исчерпывающую информацию о наиболее значительных художественных коллекциях, сосредоточенных в алтайской провинции, отобрать на местах наиболее ценный материал и поочерёдно вывозить его в галерею, организуя выставки, в процессе работы которых собирать сведения о художниках, их творчестве, произведениях, находящихся в собрании, проводить необходимую систематизацию. Намечалась научная каталогизация выставок, коллекций для определения уровня их художественной значимости и возможности введения выявленных данных в научный оборот. Хотелось воочию увидеть сегодняшнее состояние галерей, условия хранения произведений, их востребованность и использование в процессе эстетического воспитания жителей Алтайского края. Проект осуществлялся с согласия руководителей музеев и галерей. Все выставки проходили в залах галереи «Кармин».

В связи с этим, несколько слов об её возникновении. Построена галерея известным в Барнауле промышленником и коллекционером С. Г. Хачатуряном в 2005 году. До этого 15 лет собиралась коллекция. Уникальность её в том, что, согласно научной концепции, она составлена сегодня из более чем 800 произведений алтайских художников трёх поколений и это – единственное место, где есть постоянная алтайская экспозиция.

Первая выставка задуманного проекта получилась сборной. Произведения были привезены из Павловска, Михайловки, Родино, Волчихи, где находились более знакомые собрания галерей, бывших филиалов Алтайского музея изобразительных и прикладных искусств. В экспозицию вошли работы из краеведческого музея города Камня-на-Оби, о художественном собрании которого почти ничего не было известно. На выставку, которая работала с 13 сентября по 10 ноября, было отобрано 82 работы. В ходе её работы собирался материал для издания каталога, где впервые появилась информация о каждой картинной галерее, во вступительной статье разместился материал об особенностях формирования фондов, указывались источники поступлений, определялся, по возможности, их качественный уровень. Кроме фамилии, имени и отчества художника, указывались годы жизни, место его творческой деятельности, учёбы, звания, даты, учителя, название работы, дата создания, техника, размер и место нахождения. Первый каталог проекта, на наш взгляд, получился удачным и с точки зрения дизайнерского оформления, и полиграфического. Иллюстративный материал выдержан в цвете, что немаловажно даже для такого небольшого художественного издания.

Краткое знакомство с художественными коллекциями убедило инициаторов проекта в необходимости представить каждую галерею более полно. И теперь первая выставка оказалась заявкой для начала работы крупного проекта, который был продолжен организацией выставки из Каменского краеведческого музея, работавшей с 23 сентября по 16 ноября 2008 года.

Более 80-ти произведений живописи из тысячного фонда вошли в каменскую экспозицию. Планка качественного уровня коллекции оказалась настолько высокой, что вызвала удивление не только зрителей, но и специалистов. Это было настоящим открытием. Здесь во всей полноте предстала картина становления и развития профессионального искусства каменских художников от его основоположника К. М. Чукалова (1885-1945), ученика Н. И. Фешина, представителей его школы, И. В. и В. В. Титковых, знаменитых земляков, Ю. В. Камелина (1945-2007), братьев Крапивиных, Геннадия Никитовича (1923) и Николая Никитовича (1927-2001), заслуженных художников России, до современных, работающих сегодня в городе. Здесь же, видимо, с известных целинных времён, остались произведения известных советских художников: Я. Д. Ромаса (1902-1969), заслуженного деятеля искусств РСФСР, члена-корреспондента АХСССР, Г. Г. Нисского (1903-1987), народного художника РСФСР, В. К. Нечитайло (1915-1980), народного художника России, В. Г. Цыплакова (1915-1986), народного художника РСФСР. И совершенной неожиданностью оказалась встреча с удивительным портретом «Незнакомка», датированным 1910 годом с подписью «Н. Фешин», который вызвал активную полемику в искусствоведческой среде по поводу авторства знаменитого портретиста. В каталоге, который был издан по материалам выставки, размещена по этому поводу статья искусствоведа Д. Е. Золотарёва «Незнакомка» из Каменского музея». Научный каталог подтвердил высокий художественный уровень коллекции, уникальность отдельных произведений. И хотя каталогизирована не вся коллекция, но первый шаг к её систематизации сделан, обозначено место сосредоточения высококачественного художественного материала, который может быть введён в научный оборот и поставлен на учёт Всероссийского музейного фонда.

В 2011 году проект « Шедевры сельских картинных галерей» был продолжен. С 12 апреля по 31 мая в галерее « Кармин» работала выставка Павловской картинной галереи, которая была открыта в 1970 году со статусом народной. Первый поток поступлений составил ценнейшую часть коллекции. Сюда вошли созданные в благодатные 60-е годы произведения ведущих советских художников. За более чем сорок лет своего присутствия в Павловске, собрание подвергалось самым невероятным испытаниям, оно и замерзало, оставаясь в неотапливаемом помещении брошенным и никому не нужным, выдерживало аварии водопровода, невероятные перепады температурно-влажностного режима. Принадлежность сокровищ народу не предусматривала возможности государственного финансирования ни на содержание здания, ни на деятельность, ни на оплату труда единственного сотрудника. Каким-то чудом коллекция сохранилась до 1980 года, когда, получив статус филиала краевого художественного музея, галерея стала финансироваться, увеличила штаты, а вследствие этого, активизировала свою деятельность и продолжила пополнение фондов. В 2010 году она вошла в состав краеведческого музея, который стал называться «Павловский историко-художественный музей им. Г. Ф. Борунова», земляка павловчан, заслуженного художника России. Сегодня в фондах художественного отдела музея 1300 единиц хранения. На выставку в галерею « Кармин» поступило 60 живописных работ пятидесяти художников. Концептуальная задача экспозиции предусматривала отбор из коллекции произведений первого потока поступлений, работ знаменитых художников-шестидесятников из Москвы, Ленинграда, Баку, Еревана, Урала: В. А. Серова, Д. А. Налбандяна, В. К. Нечитайло, народных художников СССР, В. Г. Цыплакова, Б. В. Щербакова, народных художников РСФСР, Ф. В. Шапаева, М. А. Бирштейна, заслуженных художников РСФСР… И, конечно же, как и в каждую алтайскую коллекцию, в павловское собрание вошла живопись ведущих художников Алтая: Ф. С. Торхова, Г. Ф. Борунова, заслуженных художников России, В. А. Зотеева, С. И. Кашкарова, А. П. Ботева, А. Е. Емельянова… Коллектив галереи подготовил к изданию каталог не только выставки, но и всего живописного фонда музея. Его в полной мере можно назвать научным, так как структура, объём, полнота введения научных данных отвечают требованиям, предъявляемым к такого типа изданиям. Это – хороший справочник и источник для искусствоведческих исследований.

Последним на данный момент, и не менее интересным, оказалось знакомство с бийским собранием, тоже неизвестным и неизученным. Формирование художественного отдела в составе краеведческого музея началось в 20-е годы и продолжилось в 60-е. Приятно удивила концептуальная задумка формирования коллекции, которая предусмотрела наличие произведений основоположников профессионального искусства Алтая – Г. И. Гуркина и его ученика из Бийска – Д. И. Кузнецова, их последователей: Г. И. Прибыткова, В. С. Кораблина, Н. Н. Мотовилова, В. Я. Курзина… и современных бийских художников. Но напрашивалась мысль о необходимости определения уровня развития алтайского искусства на фоне общесибирского и российского. И это тоже предусмотрела концепция. В коллекции оказались значительные жанровые композиции, портрет и пейзаж ведущих российских и сибирских художников-шестидесятников: Н. Н. Чебакова, М. А. Суздальцева, А. Ю. Никича, В. К. Нечитайло, А. Э. Мако из Томска, Ю. И. Худоногова из Красноярска, Н. И. Бачинина из Кемерова, А. И. Закирова из Иркутска. В настоящее время живописный фонд музея насчитывает более тысячи произведений. Из них на выставке в галерее «Кармин» побывало только 43 работы. Экспозиция была открыта с 25.08. по 15.10.11 года. В ходе работы выставки был тоже подготовлен к изданию каталог.

Сотрудники галереи Кармин», осуществляя задуманный проект, проделали большую исследовательскую работу, выявили ценнейший художественный материал, сосредоточенный в отдалённых районах Алтайского края, попытались обратить внимание на сокровища, являющиеся национальным достоянием, гордостью не только Алтая , но и России. Отбирая работы на выставки, организаторы проекта столкнулись с рядом проблем, которые переживают галереи сегодня. А именно: они утратили самостоятельность, войдя в состав краеведческих музеев, домов культуры, потеряли площади, специалистов, перестали пополнять фонды, финансовое положение ухудшилось, сохранность произведений оставляет желать лучшего, связи с центрами, в плане оказания методической помощи, ослабли.

Во всём этом видится судьба, постигшая галереи первой волны создания. А этого допустить нельзя, так как долголетняя деятельность галерей показала действенную силу настоящих произведений искусства, которые наполняют наши души светом, теплом, красотой, всем тем, что делает человека человеком.

_________________

  1. Шамина Л.Н. Алтайский музей изобразительных и прикладных искусств в художественной культуре края.- Барнаул, Алт. кн. изд-во, 1989.- С 3-14.

  2. Шедевры сельских картинных галерей. Каталог выставки. Автор текста, сост. Шамина Л.Н.- Барнаул, 2007.

  3. Художественные сокровища Каменского краеведческого музея. Каталог выставки. Автор текста, сост. Шамина Л.Н. – Барнаул, 2008.

  4. Павловский историко-художественный музей им. Г.Ф. Борунова. Каталог выставки. Автор текста, сост. Шамина Л.Н.- Барнаул, 2011.

  5. Павловский историко- художественный музей им. Г.Ф. Борунова. Каталог живописной коллекции. Сост. Шамина Л.Н.- Барнаул, 2011.

  6. Шамина Л. Бийские ценности в картинной галерее « Кармин» / Бийский вестник. № 4.2011г.- Бийск, 2011г. – С.135-138.

  7. Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки. Каталог выставки. Автор текста, сост. Шамина Л.Н. – Барнаул,2011.

Л. Н. Шамина, галерея «Кармин»