Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Портреты Николая Рериха скульптора Игоря Васильева в собраниях музеев Сибири

Профессор Латвийской Академии художеств Игорь Викторович Васильев в 1960-1980-е годы был одним из наиболее значительных мастеров деревянной станковой скульптуры в Латвии. Мастер психологического портрета, он с увлечением воплощал в дереве образы сильных творческих личностей, призванных, по утверждению Николая Бердяева, «творить мир новый и небывалый, продолжать творенье Божье»1. «Меня всегда интересовала психология творческого процесса, – говорил И.В. Васильев, – отсюда интерес к портретированию музыкантов, поэтов, художников, попытка как-то выразить средствами пластики характер их деятельности»2. «Одухотворённая поэтичность Блока, бурный вулканизм Сикейроса, титанические страдания Микеланджело, глубокий трагизм Достоевского – вот проблемы, которые в пластической форме охватывает художник», – отмечает в каталоге выставки работ скульптора Янис Путят3.

Образ русского художника Николая Константиновича Рериха был одним из ключевых в творчестве Васильева, что связано с глубоким интересом скульптора к философии космической реальности. В этой философии, у истоков создания которой стоял Рерих, человек рассматривается как носитель духа в Космосе, способный через творчество совершить прорыв в неизведанное, в Беспредельность. Именно такой философский подход присущ мастеру при создании портретов творческих личностей.

Из четырёх известных нам работ И. В. Васильева, посвящённых Н. К. Рериху, три принадлежат сибирским музейным собраниям – Музею Н. К. Рериха в селе Верхний Уймон Республики Алтай, Государственному художественному музею Алтайского края г. Барнаула и Новокузнецкому художественному музею. Они раскрывают разные грани богато одарённой личности портретируемого.

Первая работа – барельеф в бронзе с портретом Н. К. Рериха для мемориальной доски на дом в алтайском селе Верхний Уймон, в котором останавливался художник в 1926 году во время Центрально-Азиатской экспедиции. Барельеф выполнен Васильевым в 1974 году к 100-летию Н.К. Рериха. Учёный, мыслитель, художник, путешественник, Рерих был также и выдающимся историком. Он осмысливал исторический процесс во всём его богатстве с позиции метаистории, имеющей космический характер. Художник, по замечанию академика Л. В. Шапошниковой, смог «понять и правильно оценить закономерности и особенности развития человечества в прошлом, осознать цели этого развития в настоящем и познать основные направления нашего будущего»4. И в бронзовом барельефе Васильева Н. К. Рерих показан именно как метаисторик, напряжённо всматривающийся в грядущее будущее человечества.

В том же юбилейном для Н. К. Рериха 1974 году Васильев создаёт полуфигурный портрет художника из красного дерева. Его приобретает Государственный художественный музей Алтайского края г. Барнаула по инициативе алтайского живописца Л. Р. Цесюлевича. В этой работе скульптор раскрывает новые грани личности Николая Константиновича. Он показывает его как художника-мыслителя, общественного деятеля и инициатора международного движения в защиту культурных ценностей, которое увенчалось Пактом, получившим название «Пакт Рериха». Художник-мыслитель считал, что вне поля Культуры личность человека не может нормально развиваться. «Культура не модное, стильно фешенебельное понятие, – писал Рерих. – Она есть глубочайший устой жизни, скреплённый высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции»5.

В своей работе Васильев изображает Николая Константиновича Рериха с кистью в руке. Он внутренне собран и погружён в размышление. Фигура художника исполнена торжественности и покоя. Лёгкий поворот головы, свободно спадающий плащ сообщают образу живость и естественную убедительность. Этому впечатлению способствует и контраст фактур – гладкая моделировка лица и рук модели в сопоставлении с волнующейся поверхностью плаща. Глубокий тон красного дерева усиливает ощущение благородства образа художника, посвятившего жизнь служению Культуре.

После поездки в Индию в 1975 году И. В. Васильев создаёт ещё два портрета Н. К. Рериха из красного дерева. Работа 1979 года находится в Латвии, а портрет, выполненный в 1985 году, принадлежит Новокузнецкому художественному музею. «Только после путешествия в Индию понял, что в моих портретах Рериха не хватало главного – непосредственного соприкосновения со страной, в которой он жил и с которой был тесно связан. Композиционное решение портрета, созданного после поездки, символизирует духовное единение Рериха с культурой Гималаев: голова художника словно выступает из массивной глыбы, напоминающей по форме скалу», – так комментировал сам автор образное решение портрета 1979 года6.

В работе из собрания Новокузнецкого художественного музея Васильев возвращается к форме полуфигуры и усиливает философское звучание образа Н. К. Рериха. Художник предстаёт перед зрителем величественным мудрым старцем, познавшим жизненную суть. Одетый в свободный, спадающий складками плащ, Рерих будто остановился на мгновение в глубоком размышлении. Весь композиционный строй и пластическое решение портрета подчинены стремлению автора раскрыть внутреннюю природу портретируемого. Художник-мыслитель, гуманист, учёный, историк культуры, писатель, отважный путешественник, выдающийся общественный деятель Рерих сродни гигантам эпохи Возрождения неустанно творил, щедро даря свой талант людям. Все виды деятельности, которыми он занимался, пронизаны космическим мышлением, вселенским видением, синтетическим подходом к решению поставленных задач. В них видится новый взгляд, новая система познания окружающего мира, связанная с философией космической реальности, раскрывающей человечеству новые возможности в различных областях науки и искусства. «…Все Учения, все философии были даваемы для жизни, – писал Рерих в очерке «Живая Мудрость». – Нет такого высокого Учения, которое не было бы практичным в высшем смысле этого слова. Мы можем разрешить бесчисленные проблемы современных смятений лишь осознанием Прекрасного и Высшего. Лишь прекрасный Мост будет достаточно прочен для перехода от берега тьмы на сторону Света»7.

Фигура художника в портрете И.В. Васильева наполнена внутренним спокойным ритмом, который создаётся вертикальным течением масс. Своим волнообразным рисунком его усиливает текстура красного дерева, передавая сердечное горение портретируемого и оживляя созданный художественный образ. Гладкая полировка поверхности помогает скульптору лучше использовать эстетические качества материала для передачи внутреннего состояния Рериха.

Так скульптор И. В. Васильев, многократно обращаясь к образу Н. К. Рериха, раскрывает перед зрителем каждый раз новые грани универсальной личности художника. Концентрируя внимание на передаче его духовного мира, ваятель призывает нас, как и Рерих, успеть «подумать о том, что для всех неизменно. Подумать о вечном»8.

__________________

  1. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Т.1. М., 1994. С.100

  2. Карклинь Г.Н. Игорь Васильев. М.: Советский художник, 1990. С. 7

  3. Каталог выставки работ скульптора Игоря Васильева. Юрмала, 1971. С. 6

  4. Шапошникова Л.В. Учёный мыслитель, художник. М.: Международный Центр Рерихов, 2006. С.129

  5. Рерих Н. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991. С.54

  6. Карклинь Г.Н. Игорь Васильев. М.: Советский художник, 1990. С. 26

  7. Рерих Н.К. О Вечном… М.: Республика, 1994. С. 60

  8. Там же, с. 397

Е. С. Кулакова, Народный музей семьи Рерихов библиотеки им. Д.С. Лихачёва, г. Новокузнецк