Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Скульптура малых форм в фондах Новокузнецкого краеведческого музея (фарфор)

Малая скульптура – это очень древнее искусство. На протяжении всей своей истории она была тесно связана с бытом человека, выражая его вкусы и настроения. Во всех культурах издавна было принято украшать свой дом, создавать уют и приносить гармонию в своё жилище.

В России развитию малой скульптуры способствовало освоение производства фарфора. До появления собственного фарфора Россия покупала «звонкий товар» у иноземных купцов. Это были красивые фарфоровые изделия, которые стоили очень дорого.

В первой половине ХIХ века скульптура малых форм, интерьерная скульптура была самой необходимой частью ансамбля внутреннего декора зданий. В это время большой интерес был к развитию анималистической скульптуры, представленной экзотическими дикими зверями, домашними животными. Популярны также были пасторальные сцены, пейзажи, мифологические и сказочные сюжеты. Произведения этого вида искусства предназначены для украшения быта. Они могут уютно располагаться на письменном столе, книжных полках, подоконниках, среди других предметов домашней обстановки и также быть экспонатами выставочных залов. Фарфоровые статуэтки дарились как самые дорогие и изысканные украшения. Расписанные вручную, они часто покрывались глазурью, приобретали праздничный яркий блеск. Также популярен был бисквитный фарфор. В этом случае фарфоровые статуэтки имеют матовый, естественный цвет, что придает мягкость и натуральность материалу.

Коллекция скульптур малых форм в музее насчитывает 60 единиц хранения. Формировалась она на протяжении почти 30-ти лет. Первое произведение поступило в 1979 году – это была декоративная скульптура «Медвежата». Первоначально комплектование коллекции имело случайный характер, лишь в 1990-2000 гг. началось целенаправленное её пополнение, в это время была сформирована основная часть коллекции.

Для скульптуры малых форм из фарфора в коллекции музея характерны различные направления: основная часть скульптур – это анималистические скульптуры, передающие внешний облик, характер поведения животного. Их в коллекции 23 ед. хранения, кроме того представлены бытовые, сказочные, детские персонажи, театральные и жанровые сцены, костюмированные изображения представителей различных народов нашей страны.

Многие произведения имеют клейма заводов – изготовителей: Ленинградского фарфорового завода – 15 пр., Дулевского фарфорового завода – 4 пр., Дмитровского фарфорового завода – 1 пр., Киевского экспериментального завода – 2 пр., завода художественной керамики г. Полонное Хмельницкой области (Украина) – 6 пр., имеются скульптуры из бисквита – 2 пр., скульптура малых форм без клейм – 30 пр.

В коллекции музея широко представлены изделия Ленинградского фарфорового завода. При Елизавете Петровне в 1744 г. недалеко от Петербурга был основан первый фарфоровый завод – Императорский. Здесь работал талантливый русский учёный Дмитрий Виноградов, открывший в 1747 году тайну «белого золота». Он стал основателем производства отечественного фарфора в России. Первыми мастерами завода были крепостные и ученики Академии художеств. На Санкт-Петербургском императорском заводе в большом количестве выпускались фарфоровые статуэтки и различные композиции малой пластики. Лучшие мастера создавали свои выдающиеся формы, самые выигрышные цветовые палитры, обучали учеников тонкости литья, росписи. Так создавались традиции. Для изделий Ленинградского фарфорового завода характерна повышенная белизна фарфора и его прозрачность.

С 1917 года завод стал называться Государственным фарфоровым заводом, а в 1925 году в связи с 200-летним юбилеем Академии наук ему было присвоено имя Михаила Ломоносова.

Изделия Ленинградского фарфорового завода составляют четвертую часть музейной коллекции скульптур малых форм.

Наиболее популярна среди произведений анималистическая тема. Здесь представлены разные породы собак: лежащий пудель, сидящий спаниель, сеттер в момент охоты. Интерес представляют скульптуры, раскрывающие тему детства, спорта: «Шагающий школьник», «Мальчик с рыбой», Лыжница». Привлекает внимание скульптура любимого поэта А.С. Пушкина.

Эти душевные скульптурки дополняют и украшают наш музей, они живут своей жизнью, обретают новый смысл на разноплановых выставках.

Завод художественной керамики г. Полонное Хмельницкой области, Украина. Первое упоминание о фарфоровом заводе в г. Полонное приходится на 1898 год. В то время эти места располагали каолином высокого качества, полевым шпатом, глиной и кварцевым песком, опытными кадрами рабочих, издавна занимающихся гончарным промыслом. В этих условиях в конце ХIХ века богатый предприниматель Моисей Бричкин решил организовать своё дело по выпуску фарфоровых изделий, которое называлось «Кукольный завод Бричкина», затем – «Фарфоровый завод». Предприятие специализировалось по выпуску различных по форме и размерам подсвечников, украшенных восточным орнаментом, чернильных приборов и статуэток.

В 1927 году сформировалась самостоятельная уставная промышленная артель под названием «Керамик», и это название сохранялось долгое время, затем в 1956 году артель была переименована в Полоннский завод художественной керамики.

В музейной коллекции имеется шесть скульптур завода художественной керамики г. Полонное. Для данных изделий характерны темы театра, балета, спорта, сказочных персонажей. Привлекают внимание скульптуры «Девушка с домрой», «Украинцы». Детские мотивы ярко выражены в скульптурах: «Дети с голубями», «Девочка с мишкой», «Школьница». Тему спорта представляет скульптура «Конькобежка».

Рассматривая хрупкую коллекцию скульптур, понимаешь, что их можно взять в руки, поставить на стол или на полку и увидеть, как рождается атмосфера творчества. Каждая из этих удивительных статуэток – это лёгкая поэзия, полная очарования и теплоты.

Дулевский фарфоровый завод. Завод был основан в 1832 году купцом Терентием Кузнецовым, который менее чем за 20 лет сделал его ведущим фарфоровым предприятием страны. Фарфор завода отличался благородной простотой – ослепительная белизна сочеталась с великолепной позолотой, равномерным, насыщенным блеском глазури, яркой росписью. Акцент дулевского фарфора: самобытность, народное творчество, национальные особенности и традиции. Дулевский фарфор яркий, радостный, опирающийся на народные мотивы. От народного письма по керамике пошли все дулевские рисунки, в них душа Дулевского фарфорового завода.

Одной из самых популярных тем Дулевского фарфора является тема «Народы России», которая знакомит нас с национальным обликом и традиционными костюмами народов, населявших бывший Советский Союз. Появление таких скульптур в 1950-70-е годы символизировало нерушимую дружбу народов, населяющих многонациональную страну. В качестве персонажей выступают, главным образом, женские фигуры. Эту тему раскрывает статуэтка «Узбечка» – девочка, одетая в национальный костюм, наливает из чайника в пиалу чай. Девушка в русском национальном сарафане и платке держит на руках каравай хлеба с солью, символизируя гостеприимство русского народа. Сказочные сюжеты также представлены в малой пластике Дулевского завода: среди них статуэтка «Хозяйка Медной горы» – девушка, одетая в русский национальный костюм, на голове у неё кокошник. Она надевает бусы, любуясь в зеркальце, которое держит в левой руке.

Изделия мастеров завода были отмечены многочисленными премиями и наградами. В 1976 году за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли завод был награждён орденом Ленина. Изделия заводских художников украшают музеи и картинные галереи страны, пользуются спросом у коллекционеров всего мира.

Дмитровский фарфоровый завод. Завод основан в 1766 – 1767гг. в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии. Он ведет свою историю от первой фабрики, основанной в 1754 году обрусевшим английским купцом Францем Яковлевичем Гарднером. В конце ХIХ века фарфоровый завод перешёл от наследников Франца Гарднера в руки российского предпринимателя Матвея Кузнецова. В середине ХХ века коллектив Дмитриевского завода состоял из мастеров с традиционным опытом росписи фарфора, навыки которых переходили от поколения к поколению.

Продукция завода была широко представлена на более чем 100 зарубежных выставках, на которых он неоднократно награждался высшими наградами. В 1991 году работники завода выкупили его и организовали Акционерное Общество «Фарфор Вербилок», на котором восстанавливаются традиции дореволюционного гарднеровского фарфора.

В коллекции музея есть удивительная фигурка производства Дмитриевского завода «Балерина». Балерины и танцовщицы – излюбленный декоративный мотив как в европейской, так и в отечественной фарфоровой пластике. Изображения балетных танцовщиц всегда пользовались спросом, и фарфоровые балерины, начиная с XVIII века, стали обязательным украшением диванных полочек, этажерок и комодов. Образ изящной, тонкой балерины в пачке до сих является одним из неизменных и обязательных атрибутов интерьера.

Киевский экспериментальный завод. Завод основан в 1924 году в Киевской области как мастерская по производству керамических красок и деколей. После Великой Отечественной войны 1941-45 гг. на предприятии появился цех по изготовлению художественных изделий. На заводе работали выпускники Львовского института прикладного и декоративного искусства, Миргородского керамического техникума. Изготавливали чашки с романтическими росписями народные мастера из села Петриковка Днепропетровской области. Перед заводом была поставлена задача разработки образцов форм и росписи для других фарфоровых предприятий Украины.

Выпускали чайные и кофейные сервизы, скульптурные композиции на тему счастливого материнства и детства. Изделия декорировались преимущественно растительным орнаментом, выполненным, в основном, кистевой росписью.

В 2002 году производство художественного фарфора было закрыто, предприятие стало выпускать только лакокрасочную продукцию для фарфоровой промышленности. Завод окончательно был закрыт в конце 2000-х гг.

Из изделий Киевского экспериментального завода в музейной коллекции привлекает внимание скульптурная сказочная композиция «Садко, играющий на гуслях». Фольклорно-сказочный сюжет навеян оперой Римского-Корсакова. Скульптура сверкает яркими оттенками чистого цвета – синего, бирюзового и золотистого. Композиционная особенность данного изделия – это полуфигуры более крупных размеров, чем обычные настольные статуэтки, с расчётом на их самостоятельное звучание в ансамбле интерьера.

Значительная часть коллекции – скульптуры малых форм без клейм. Это скульптуры: «Лезгинка» – композиция из двух фигур, изображает танцующих лезгинку мужчину и женщину, одетых в традиционную одежду горцев. Интересна скульптура «Клоун» – эмблема циркового искусства, весёлый, жизнерадостный, дарящий людям тепло и весёлое настроение от своего творчества; любимый сказочный герой «Кот в сапогах», «Снегурочка» и, конечно, много скульптур на анималистическую тематику: «Бельчата», «Цапля», «Оленята», «Кричащий слон». Символы Московской Олимпиады 1980 года – олимпийские мишки – напоминают о незабываемой Олимпиаде в Советском Союзе.

В настоящее время формирование данной коллекции продолжается.

Т. И. Бабакова, Новокузнецкий краеведческий музей