Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Личные коллекции новокузнецких писателей и поэтов в собрании музея Ф.М. Достоевского. Коллекция А.С. Яброва

Все предметы и коллекции, принадлежащие музею, образуют его фонд и являются основными объектами изучения.

Собрание Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского в г. Новокузнецке начало формироваться в 1991 году, когда музей получил статус самостоятельного учреждения культуры и перестал существовать как филиал Новокузнецкого краеведческого музея.

Комплектование фондов музей ведет в соответствии со своим профилем и «Положением о комплектовании фондов литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского». Основной фонд был разделен на четыре коллекции по материально-предметному принципу: письменные памятники, вещественные памятники, изобразительные памятники и фоно-, кино памятники. Состав каждой коллекции неодинаков как по количеству, так и по музейной значимости входящих в неё предметов. Коллекцию изобразительных памятников составляют живописные и графические картины известных в Сибири художников. Вещественные памятники представлены большим количеством предметов, которые отражают быт Кузнецка XIX века.

Основная и самая многочисленная коллекция – письменные памятники. Она включает в себя редкие издания XVIII-XIX века и материалы, связанные с именем Достоевского. Письменные источники этой коллекции делятся по тематическому принципу, например: «Биография Ф. М. Достоевского», «Кузнецко-Семипалатинский период писателя», «Достоевский в Омске», «Литературоведческие монографии и статьи» и т. д.

Однако музей не может ограничиваться только сбором материалов о жизни и творчестве писателя. Музей Ф. М. Достоевского – единственный литературный музей на юге Кузбасса, и научные сотрудники, помимо решения профильных задач, считают своим долгом изучение и сохранение литературного наследия края.

С 1997 г. формируются личные коллекции новокузнецких писателей: Яброва А. С., Емельянова Г. А., Немченко Г. Л., поэтов Николаевского Н. М., Раевского А. Д., Никоновой Л. А., Гольцмана Э. Д., представителей шорской литературы Торбокова С. С., Чиспиякова Э. Ф. и др. Научная, фондовая, экспозиционная, культурно-образовательная деятельность строится на изучении и работе с этими материалами, которые уникальны и представляют большую историко-культурную ценность. Постепенно письменные источники коллекций переводятся в электронный вариант, это дает возможность работать с материалом, не подвергая экспонаты внешнему воздействию.

Вот краткое описание некоторых личных коллекций.

В собрании музея хранится уникальная в своём роде коллекция работ Альбертины Федоровны Фомченко (50 ед. хр.). Это единственная художница в городе, которая работала на стыке народного и профессионального искусства. Портреты, созданные А. Фомченко, выполнены в едином стиле – традициях древнерусской иконописи. Такое традиционное письмо в сочетании с миниатюрой органично легло на образы Ф. М. Достоевского и М. Д. Исаевой. Основой коллекции являются первые работы художницы, созданные для нашего музея – это 6 живописных полотен и 4 предмета декоративно-прикладного искусства, посвящённые русскому писателю.

В фондах музея имеется небольшой архив основателя и историка толстовской коммуны «Жизнь и труд» Бориса Васильевича Мазурина. Эти материалы – фотографии, письма, книги (около 200 ед.хр.) – позволяют проследить трагическую историю толстовского движения в советский период и, в первую очередь, историю коммуны «Жизнь и труд», которая просуществовала в Сибири до 1939 года.

Музей хранит личную коллекцию материалов одного из наиболее ярких представителей литературы шорского народа, поэта, кайчи С. С. Торбокова. Это одна из самых крупных музейных коллекций, которая включает в себя: фотографии, книги, документы как официальные, так и документы бытового характера, графические работы, рукописи и статьи, стихи, мебель, предметы быта, утварь Степана Семёновича, записи шорских народных сказок, народных загадок в его переводе. Наибольший интерес для исследователей представляют записи произведений шорского героического эпоса, история изучения которого насчитывает уже полтора столетия. По последним данным учёных, найдены 46 рукописей сказаний, которые записаны и переведены С. С. Торбоковым. 8 из них хранятся в архиве Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории г. Абакан, 24 – в историческом архиве Республики Алтай; 3 произведения – в частных коллекциях; 9 – в государственном литературном музее г. Москва. Гордостью нашей коллекции являются 2 героических сказания С. Торбокова – «Кок-Торчук» («Синий соловей») и «Кумуш хан» («Серебряный хан»).

Коллекция другого шорского писателя, известного учёного Электрона Федоровича Чиспиякова, кроме рукописей произведений, научных статей, фотографий из семейного архива содержит машинописные и рукописные листы первого учебника шорского языка, изданного для студентов кафедры шорского языка и литературы НГПИ, автором которого был Э. Ф. Чиспияков.

Среди наиболее ярких прозаиков нашего города можно назвать имя Анатолия Степановича Яброва, посвятившего любимому городу всю свою жизнь.

Родился Анатолий Степанович 9 декабря 1934 года в деревне Окулевка Тюменской области. Семья большая – семь человек. Старший брат Кузьма после смерти отца был кормильцем, именно он привез семью в Новокузнецк – участвовать в строительстве города. Таким образом, с 1949 года Анатолий Ябров стал жить в нашем городе, здесь окончил среднюю школу, здесь же началась его творческая биография.

Первый рассказ был напечатан в корабельной многотиражке на крейсере “Калинин”, на котором Анатолий Степанович служил срочную службу. В армии вел дневник, что было запрещено по Уставу. Потом на основе этих записей он написал повесть “Стриженные”, напечатанную в Кемеровском книжном издательстве в 1965 году. Но это было позже, а непосредственно после службы на флоте Анатолий Ябров работал слесарем на ТЭЦ КМК, заведовал организационным отделом в горкоме комсомола. Потом полностью посвятил себя журналистике. Был редактором газеты «Металлургстрой» на строительстве Запсиба, заведующим отделом, а затем – заместителем редактора газеты “Кузнецкий рабочий”. Надо отметить, что в начале своей корреспондентской работы Ябров не имел образования журналиста, но уже писал как опытный газетчик. Об этом говорит тот факт, что, принимая его на работу в многотиражку «Металлургстрой», требовательный редактор Геннадий Емельянов вместе с вырезками его публикаций решил познакомиться и с их подлинниками, чтобы убедиться в профессиональном мастерстве автора.

В 1971 году А. С. Ябров окончил Литературный институт им. М. Горького.

Работая на Запсибе в заводской газете, будущий автор замечательных произведений был непосредственным свидетелем стройки века, близкое знакомство с её героями дало писателю богатейший материал для его книг. Ряд повестей, романов и очерков посвящён тому легендарному времени, в котором жил А. Ябров и его современники. В своих произведениях автор затрагивает самые важные темы: о возросшей бездуховности в народе, о смысле жизни, любви к Родине, взаимоотношениях таланта и власти.

В романе “Паду к ногам твоим”, изданном в 1983 году в Москве, описывая строительство в 30-е годы металлургического завода в Святогорске, писатель опирается на историю строительства КМК. А в романе “Ритуальный танец”, вышедшем в 1994 году, город, где происходит действие, назван реальным именем – Кузнецк. Узнаются места нашего города. Есть даже здесь и реальные исторические лица, которые живут на страницах романа вместе с вымышленными героями – это Иван Павлович Бардин, Михаил Константинович Курако.

Надо воздать должное мужеству и бескомпромиссности писателя Яброва, который создавал свои острые и предельно честные произведения в самые застойные годы – 1970-1975, когда надежды на их публикацию не было. Прочитав книги, можно понять, почему они не могли появиться в свет даже в годы перестройки.

А. С. Ябров – член Союза писателей России с 1985 года, почётный работник культуры Кузбасса, автор свыше десятка книг. Среди них: повести «Жди нас, океан» (1978), «Накладки» (1966), «Огонь на ветру» (1984), романы «Паду к ногам твоим» (1983), «Финал» (1988), «Ритуальный танец» (1994), роман-памфлет «Государство № 49 и его президент Лукьян Тузов» (1990). В 2010 году вышли книга «Бремя», частью которой стали роман «Последний солдат Валуевки», и повесть «Фистопляска», а также сборник повестей «Земная молния». Произведения А. С. Яброва публиковались в коллективных сборниках «Лава» и «Огненный передел» (г. Москва), «Литературный Кузбасс», «Огни Кузбасса» (г. Кемерово), альманахе «Кузнецкая крепость» (г. Новокузнецк) и др.

Коллекция материалов по жизни и творчеству А. С. Яброва занимает одно из важных мест в фондах нашего музея, насчитывает около 100 единиц хранения. Формирование её началось в 1998 году, и большая часть материалов была передана музею самим Анатолием Степановичем. Коллекция состоит из личных вещей писателя, среди которых матросская форма с отличительными знаками «Тихоокеанского флота», крейсерский гюйс (знак корабля 1 ранга), письменные принадлежности (ручки, карандаши). Также в неё включены фотографии из семейного архива, книги, документы по учебной деятельности А. Яброва в Литературном институте, подшивки газеты «Металлургстрой» за 1961-1963 гг., уже опубликованные и ещё неизданные рукописи произведений А. Яброва.

В музейной коллекции хранится 27 рукописей произведений А. Яброва с многочисленными авторскими исправлениями, вставками, пометками на страницах. Для нас интересны именно рукописные, так называемые «черновики» и «чистовики», где запечатлён процесс создания произведения. Потому что черновики, наброски, заметки – знаки поиска совершенства.

Большой интерес представляют материалы времён обучения в Литературном институте: контрольные, курсовые работы и рецензии на них. Именно студенческие работы дают возможность проследить становление Яброва как профессионального писателя, учёба в Литературном институте помогла ему найти свой стиль, свой авторский голос.

В связи с этим хотелось бы отметить курсовую работу по стилистике русского языка студента 4-го курса А. Яброва, во второй части которой он пишет о романе Г. Емельянова «Берег правый» (1969 г.). Это было первое крупное произведение новокузнецкого журналиста Емельянова, с которым Ябров дружил и работал. Анализируя произведение, А. Ябров делает замечания автору в использовании «крайне общих эпитетов и характеристик в описании образа героя». По его словам, Емельянов пошёл на уступки «языку средней нормы». Подводя итог, Анатолий Степанович высказывает свою твёрдую позицию: «Сила и значимость произведения зависят, помимо таланта, ещё и от ясного представления писателя о том, что не уравнительность, а многообразие языковых средств ведет его к художественной зрелости. Кажется, что в этом я прав».

Контрольные и курсовые работы А. Яброва всегда оценивались положительно, об этом свидетельствуют рецензии преподавателей Литературного института (их около 15 ед. хр.), например:

«Работа Ваша понравилась. Написана она умно, хорошо и по содержанию и по стилю. Хорошо, что свои собственные наблюдения Вы строите на конкретном материале, подтверждаете целым рядом примеров»;

«Очень хорошая работа. Материал изучен разнообразный. Анализ произведений Сурикова и Серафимовича интересный, оригинальный. Источники названы не заезженные, словом, во всем ощущается вдумчивая, плодотворная работа»;

«Интересна в вашей работе попытка сопоставить фильм и книгу «Деревенский детектив» В. Липатова… Если бы вы продолжили анализ – могла бы получиться отличная работа»;

«Работа большая, серьёзная и поучительная».

О высокой оценке работ А. Яброва можно судить ещё по одному интересному источнику из коллекции нашего музея. В итоговой лекции преподавателя института Владимира Курочкина подводился итог семинара, на котором обсуждался рассказ В. Шурыгина «Как она жизнь, солдат?» На кафедру творчества студенты 1 курса прислали свои рецензии. Особое внимание вызвала работа Яброва, о которой преподаватель оставил отзыв: «Интересно построена рецензия А. Яброва, она – как самостоятельное произведение, неторопливое, ироническое, как бы пересказывает нам рассказ совершенно серьёзно. Но, то тут, то там автор вдруг вставляет «фразочку», которая подсыпает такого перцу автору, что только держись. Такую рецензию интересно читать, хотя кое-что у него и спорно».

Анатолий Степанович с большим почтением и любовью относился к нашему музею, памяти великого писателя. В 90-е годы прошлого века, передавая в дар музею свои книги, на одной из них он оставил дарственную надпись: «Почитаю за честь быть под крылышком патриарха нашей русской литературы – Федора Михайловича Достоевского в его славном музее. Ан. Ябров».

Музейные коллекции писателей пополняются и сегодня: научные сотрудники поддерживают многолетние тёплые отношения с поэтами, писателями и их семьями, которые передают мемориальные вещи в музей. Тесный контакт с местным отделением Союза писателей позволяет дополнять наши коллекции фото и архивными материалами.

Сбор материалов по литературному краеведению представляется весьма перспективным направлением в деятельности нашего музея. Используя эти материалы, мы открываем интересные выставки, на базе которых устраиваются встречи писателей с читателями, конференции, лекции, уроки по краеведению, литературные вечера в музее.

Это не только экспонаты, которые иллюстрируют жизненные этапы деятельности новокузнецких писателей и поэтов, но и богатейший источник для изучения литературного наследия нашего города.

___________________

  1. Караваева Н. «…Это человек неравнодушный и к литературе и к людям».//Новокузнецк. – 2010. - № 46.

  2. Ничик Н. Трудный путь к признанию. (О прозе А. Яброва) // Огни Кузбасса. – 2010. - № 3. – С. 163-166.

  3. Фонд НЛММД ш. 13, п. 4.

Н. В. Караваева, Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского, г. Новокузнецк