Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Бронзовая скульптура, изображающая обнаженного юношу, из коллекции Томского областного художественного музея

Многие произведения искусства, хранящиеся в фондах Томского областного художественного музея, имеют долгую и сложную историю. Некоторые из них в процессе исторических перемещений утратили авторство, название, дату создания. В музее ведётся напряжённая исследовательская работа по атрибуции этих работ. Настоящая статья посвящена прекрасной бронзовой статуэтке, волею истории оказавшейся в Томске в 1932 г.

В 20-30 гг. XX в. Государственный музейный фонд и запасники крупных столичных музеев были переполнены предметами изобразительного искусства из реквизированных частных собраний и расформированных музеев. В соответствии с государственной политикой в области музейного дела многие произведения из этих фондов передавались в периферийные музеи страны.

Таким образом, в 1932 г. в Томский областной краевой музей (ТОКМ) поступили живописные, графические и скульптурные произведения из Государственного музея изящных искусств (ГМИИ). Перемещению произведений предшествовала большая подготовительная работа. В январе 1930 г. в Томск пришло письмо, в котором сообщалось: «Сектор науки Народного Комиссариата Просвещения доводит до Вашего сведения, что в ближайшее время начинает работать Комиссия по распределению из запасников Центральных музеев между провинциальными музеями (картины, фарфор, бронза и прочее). Поэтому сектор Науки предлагает выслать заявку Вашего музея (срочно), приложить каталог музея с указанием какие именно пополнения желательны»1.

Директор музея Михаил Бонифатьевич Шатилов через Томский окружной исполнительный комитет много ходатайствовал о выделении работ из ГМИИ и других столичных музеев, о чем свидетельствует сохранившаяся переписка в архиве ТОКМ. Вопросами передачи произведений из ГМИИ занимался по доверенности музея Л. А. Уткин. 2 марта 1931 г. он писал Шатилову: «Музей изящных искусств отобрал предметы для Вас ещё в мае, но отправить их не мог и сейчас отказывается за отсутствием упаковочного материала и за невозможностью его достать»2. Только 14 января 1932 г. был составлен акт, в котором указывается, что заместитель директора Государственного музея изящных искусств Ю. В. Сергиевский сдал, а представитель Томского краевого музея Л. А. Уткин принял по трём прилагаемым спискам 27 скульптур, 18 картин, 69 гравюр3. В начале марта 1932 г. ценный груз в количестве «четырёх ящиков, весом 460 кг (картины, скульптура)» из Москвы прибыл в Томск.4

В архиве ТОКМ сохранились вышеуказанные списки произведений с номерами запасников ГМИИ, за подписью учёного секретаря ГМИИ А. Чегодаева5. Интересующая нас работа в этом перечне представлена как «Статуэтка «Нарцисс», копия с помпейской статуэтки» и имеет номер запасника ГМИИ – 2704. В ТОКМ при оформлении произведений, поступивших из столицы, в главной инвентарной книге эта скульптура была записано под номером 2302 сначала как «Нарцисс», затем это название было зачёркнуто и переписано на «Дионис».

В 1982 г. наряду с другими произведениями искусства статуэтка была передана в коллекцию Томского областного художественного музея (ТОХМ). Здесь с её названием произошли следующие метаморфозы: в книге поступлений и в инвентарной книге музея она была записана как «Юноша». В залах же зарубежного искусства постоянной экспозиции ТОХМ это произведение экспонируется с названием «Адонис». Таким образом, при отслеживании учётно-хранительской документации стало ясно, что скульптура в результате перемещений, утратила своё истинное название. Такое разночтение продиктовало необходимость выяснить, какое же из них подлинное. Опыт предыдущей исследовательской работы подсказывал, что даже в списках из ГМИИ произведения не всегда были названы правильно.6

Рассматриваемая нами работа представляет замечательный образец литейного искусства. Неизвестный скульптор изобразил физически прекрасного обнажённого юношу в полный рост с виноградным венком на голове и козлиной шкурой на плече. Статуэтка выполнена в бронзе, её высота 60 см. На овальной металлической пластинке, прикреплённой к верхней части основания, указана мастерская, где отливалась работа: FONDERIA ARTISTICA/ SABATINO de ANGELIS& FILS/ NAPOLI., что в переводе с итальянского звучит как: «Литейная мастерская SabatinodeAngelis и сыновья. Неаполь».

Определение местонахождения мастерской, где отливалась скульптура, натолкнуло на мысль обратиться в неапольские музеи. В результате выяснилось, что точно такая же бронзовая статуэтка имеется в коллекции Национального археологического музея в Неаполе. Научный сотрудник музея докторесса Маринелла Листа любезно сообщила следующие сведения. Скульптура хранится под инвентарным номером 5003.Она была обнаружена во время эпохальных археологических раскопок в Помпее в 1862 г. в доме с поисковыми ориентирами XII a, 12, 21. В Национальном археологическом музее работа получила название «DionisocosiddettoNarciso», что в переводе с итальянского звучит как «Дионис, называемый Нарциссом». Маринелла Листа объяснила его происхождение следующим образом. По внешним характеристикам это «Дионис», но, благодаря красоте изображённого юноши, её сразу же стали называть «Нарциссом». Поэтому в учётных документах она записана как «DionisocosiddettoNarciso». У скульптуры был утрачен подиум, поэтому она установлена на другой, обнаруженный тоже в Помпее. Работу по техническим характеристикам относят к римской копии, отлитой между I в. до н. э. и I в. н. э. с греческого оригинала неизвестного скульптора школы Праксителя IV в. до н. э. Помпейская статуэтка сразу стала знаменитой благодаря своей красоте и высоким художественным достоинствам. Учёный секретарь Неапольского археологического музея в каталоге произведений, отлитых литейной фирмой «Chiurazzi», отзывался о статуэтке как о «…наиболее прекрасной бронзовой находке, обнаруженной в раскопках». Почти сразу после поступления в музей «Дионис, называемый Нарциссом» наряду с другими произведениями из Помпеи и Геркуланума был представлен в постоянной экспозиции в залах № 90-91 и находился там приблизительно до землетрясения 1980 г. Музейное здание пострадало и его ремонтировали. После ремонта постоянная экспозиция подверглась модификации: больших размеров бронзовые работы из Геркуланума заменили многие, более мелкие, из Помпеи. Одна из главных причин таких перемен заключалась в том, что за рубежом хотели видеть оригинальные памятники древнеримского и античного искусства. На передвижных выставках удобно экспонировать небольшие работы, поэтому многие произведения были изъяты из постоянной экспозиции.

Из вышесказанного следует:

  1. В списках произведений, переданных из ГМИИ в ТОКМ, указана только часть названия статуэтки – «Нарцисс», полное же её название – «Дионис, называемый Нарциссом»

  2. Оригинал, со слепка которого отлита статуэтка из коллекции ТОХМ, является римской копией, выполненной приблизительно в период I в. до н. э. – I в. н. э. с греческого оригинала неизвестного скульптора школы Праксителя IV в. до н. э. и хранится в Национальном археологическом музее Неаполя.

Художники и мастера Римской империи внесли неоценимый вклад в сохранение и развитие эллинской культуры. Имея собственные традиции в технике литья, они оставили прекрасные копии с многих несохранившихся оригиналов. Во второй половине XIX в. после археологических раскопок в Помпее и Геркулануме итальянские мастера продолжили эти традиции и многое сделали для популяризации найденных произведений. Слава о помпейских раскопках быстро облетела весь мир. Многие состоятельные граждане хотели иметь в своих домах такие же произведения искусства. Литейные мастерские Италии быстро отреагировали на спрос и наладили производство копий со скульптур, найденных в Помпее и Геркулануме. Литейная мастерская «SabatinodeAngelis&fils», где была отлита скульптура из коллекции ТОХМ, успешно работала в конце XIX – начале XX вв. Она специализировалась в отливке сувениров «Большого путешествия», начиная от полноформатных репродукций древних произведений из бронзы до небольших предметов домашнего обихода. Прославилась «SabatinodeAngelis&fils»прежде всего благодаря производству гипсовых и бронзовых копий известных древних артефактов, в частности, античных скульптур, хранящихся в Национальном археологическом музее Неаполя, а также других музеях Италии. Скульптуру, выполненную этой мастерской, отличало прекрасное качество отливки, а также сохранение и повторение высоких художественных достоинств античных произведений, что было обусловлено тонким внимание к оригиналу. Этому способствовали следующие факторы:

1. Мастерская «SabatinodeAngelis&fils» так же, как и очень известная и продуктивная неаполитанская фирма «Chiurazzi», имела уникальную возможность отливать скульптуру по слепкам, сделанным непосредственно с произведений, хранящихся в Национальном археологическом музее Неаполя.

2. Мастера литейной мастерской «SabatinodeAngelis&fils» отливали произведения из бронзы с использованием утраченного метода с применением воска.

3. Мастера «SabatinodeAngelis&fils» умели успешно имитировать древние произведения, покрывая скульптуру патиной (тёмным налётом покрывали произведения, отлитые по слепкам со скульптур, привезенных из Геркуланума, налётом с зеленоватым окислением – из Помпеи).

Интересно отметить, что в последней четверти XIX в. мастерская «SabatinodeAngelis&fils»и мастерская «Chiurazzi» тесно сотрудничали и даже образовали совместную фирму «Chiurazzi-DeAngelis» (также известную как «FonderiaRiunite») и снабжали различные музеи и организации сотнями копий, включая Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Музей естественной истории им. Филда в Чикаго, Музей естественной истории Карнеги в Питсбурге и др. Однако сотрудничество двух литейных было кратковременным. Обе фирмы к концу XIX в. выпустили отдельные каталоги.

Таким образом, в результате исследования выяснилось следующее:

1. Установлено точное название произведения – «DionisocosiddettoNarciso» («Дионис, называемый Нарциссом»)

2. Выявлено, что бронзовая скульптура из коллекции ТОХМ – это точное воспроизведение древнеримской скульптуры, хранящейся в Национальном археологическом музее Неаполя, которая, в свою очередь, является копией с греческого оригинала неизвестного художника школы Праксителя.

3. Обнаружены сведения о литейной мастерской «SabatinodeAngelis&fils», где во второй четверти XIX в. была отлита статуэтка «Дионис, называемый Нарциссом», хранящаяся в фондах ТОХМ.

_______________________

  1. Архив ТОКМ. Оп. 1. Д. 32. Л. 26; Уткин Л.А. – выпускник Томского государственного университета, доктор биологических наук, муж художницы А.А. Уткиной-Ворониной, в 30-е гг. жил в Москве

  2. Там же. Л. 10

  3. Там же. Л.13

  4. 4.Там же. Л. 17

  5. Там же. Л.14

  6. Кряжева О.Л. К вопросу атрибуции скульптуры Д. Прадье из фондов Томского

областного художественного музея// Материалы региональной научно-практической конференции «Теория и практика развития в художественных музеях Сибири». Томск, 2005, С. 112–114.

  1. [Электронныйресурс] http://

translate.yandex.ru/translate?srv=yasearch&url=http%3A%2F%2Fwww. christies.Com%2FLotFinder%2Flot_details.aspx%3FintObjectID%3D5264466&lang=en-ru&ui=ru

О. Л. Кряжева, Томский областной художественный музей