Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Трансмузейные проекты: экспорт идей

Сначала о второй части заголовка: об экспорте идей. Обычная практика передвижных выставок – перемещение экспонатов. Один или несколько музеев формируют экспозицию  и отправляют на маршрут.

Однако наряду с этой формой может существовать и другая: формируется не экспозиция, а идея экспозиции, для которой экспонаты подбираются на месте. Понятно, что в этом случае существенно сокращаются расходы на транспортировку музейных ценностей и отсутствуют страховые риски. Но здесь возникает особое требование к идее: она должна быть яркой и универсальной. Кроме этого, должно быть налажено чёткое взаимодействие куратора проекта в целом и куратора конкретной выставки.

Теперь можно перейти к первой части заголовка: что такое «трансмузейный проект». Дословно «трансмузейный» означает «межмузейный». Т. е. единый проект, осуществляемый разными музеями. Понятно, что просто передвижная выставка – это не трансмузейный проект, а проект одного (как правило) музея, реализующийся на разных площадках. Реализация же единой идеи, но разными средствами, т. е. фактически серия разных выставок в разных музеях, но объединённых общей идеей и руководством одного куратора – и есть собственно трансмузейный проект.

Понятие  «трансмузейный» имеет и другой один ракурс: одной идеей могут быть объединены музеи разного профиля, в коллекциях которых, тем не менее, присутствует необходимый и достаточный набор экспонатов. В каждом случае идея может корректироваться – изменяться и дополняться – в зависимости от конкретных условий.

Более того, понятие «трансмузейный» имеет и третье значение. Приставка «транс-» может означать в том числе и расширение спектра специализации музейной экспозиции, например, как в недавнем проекте Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля «Химия и Искусство»: полноценная экспозиция изобразительного искусства с произведениями И. Машкова, В. Яковлева, А. Лентулова, А. Рылова и других известных мастеров одновременно была и естественно-научной выставкой о химических процессах в природе.   

Для убедительного и органичного соединения этих составляющих была проведена сложная подготовительная работа, в результате которой разработана идея и структура проекта. Ниже приведены его основные тезисы.

Химия окружает нас повсюду. Изобразительное искусство основано не только на гении художника, но и на химических процессах соединения красителей, кислот, бумаги, холста и т. д. Создание предметов декоративно-прикладного искусства из керамики, фарфора, бронзы, стали, чугуна также обусловлено законами химии. Музей не только хранит «результаты химических реакций», но и постоянно следит за их состоянием. Для продления жизни предметов искусства в музее существует несколько реставрационных мастерских, где специалисты проводят «химические» операции. Таким образом, музей изобразительных искусств – это в некотором смысле огромная химическая лаборатория, в которой постоянно происходят химические процессы и реакции.

Выставка приурочена к 300-летию со дня рождения великого российского учёного, первого академика России – Михаила Васильевича Ломоносова, много сделавшего для развития отечественного декоративно-прикладного искусства. Он был создателем производств неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора. М. В. Ломоносов разработал технологию и рецептуру цветных стёкол, которые употреблял для создания мозаичных картин. Поэтому значительная часть экспозиции отведена именно экспонатам музейного фонда керамики и стекла.

В экспозиции выделено несколько смысловых блоков: виды изобразительного искусства как химические процессы; химия пигментов; химия реставрации. Зритель на примере работ музейной коллекции знакомится с химическими особенностями акварели, гуаши, темперы, офорта, живописи, декоративно-прикладного искусства. Самый поздний и наиболее «химический» вид искусства – фотография – представлен работами, демонстрирующими редкие техники ручной фотопечати: лит-печать, цианотипия, темперапринт.

Экспозиция дополнена интерактивным инструментарием художественной «кухни» и обширным текстовым сопровождением.

Проект, реализованный в августе-ноябре 2011 года, стал уникальным по ряду показателей. В частности, по данным отдела музейной педагогики, было заказано и проведено 274 экскурсии. Кроме того, проведено 3 научно-практических семинара и 8 мастер-классов. Выставку посетило более 10 тысяч человек. Сходные показатели за последние годы имела только выставка «Сокровища музеев Московского Кремля», впрочем, несоизмеримая по затратам.

Очевидно, что проект «Химия и Искусство» имеет все основания стать трансмузейным. Музей имени М. А. Врубеля готов экспортировать идею проекта, а также  комплект сопутствующих материалов и оборудования.

Другой проект с потенциалом экспорта был реализован ранее – в ноябре 2010 – марте 2011 года в партнёрстве с Омской областной библиотекой для слепых. Назывался он «Руками трогать разрешается!» и позиционировался как «выставка для слепых, слабовидящих и зрячих». Подготовка такого специфического проекта в музее изобразительных искусств потребовала тщательной разработки его концепции. Ниже приводится её описание.

 Живопись - занятие для слепых.

Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует.

                                                                                                                              Пабло Пикассо

13 ноября отмечается Международный день слепых – в день рождения Валентина Гаюи (1745–1822), известного благотворителя и педагога, основавшего в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий для незрячих.

В этот день в 2010 году Музей имени М. А. Врубеля открыл необычную выставку. Если норма музейной экспозиции – запрет трогать экспонаты руками, то на этой выставке не просто разрешается, но и необходимо воспринимать предметы изобразительного искусства через прикосновение.

Конечно, главные гости новой выставки – люди незрячие и слабовидящие, которым в обычной жизни малодоступны или недоступны вовсе произведения визуальных искусств. Для них подготовлены сопроводительные материалы, этикетки, выполненные по методу Брайля и укрупнённым шрифтом. Более того, подобраны работы, где художественная выразительность отражена преимущественно пространственно-пластическими средствами и особенностью фактур. Здесь и живопись, и скульптура, и декоративно-прикладное искусство. Большинство авторов – известные художники, чьи работы уже находятся в собрании музея: Евгений Дорохов, Геймран Баймуханов, Федор и Татьяна Бугаенко, Александр Капралов и другие.  Более того, некоторые произведения созданы специально в расчёте на тактильные ощущения.

Но социальная значимость проекта заключается не только в эстетическом развитии слепых людей. Не менее важным представляется восприятие проблемы потери зрения в обществе. Внимание здоровых людей к инвалидам, обустройство их жизни – очень серьёзная общественная составляющая. Поэтому гостями выставки стали и здоровые люди, временно «превращённые» в «незрячих». С завязанными глазами они могут пройти по экспозиции,  не только пытаясь воспринять искусство через прикосновение, но и почувствовать особенности ощущения мира слепыми.

Кроме того, часть экспозиции предназначена именно для здоровых людей. В этом разделе можно увидеть специальную технику для слепых, специальные издания – классическую литературу, отпечатанную по методу Брайля и рельефно-фактурные книги, рельефные пособия по искусству, представленные Омской областной библиотекой для слепых. Призванные приобщить незрячих людей к видимому миру, к мировому искусству, эти предметы сами по себе производят большое впечатление на здорового человека и помогают избежать «социальной слепоты» – серьёзной проблемы современного общества.

Хочется подчеркнуть особенность идеи этого проекта от реализованных в других музеях:

1.Обычно избирается путь иллюстративный: макеты известных архитектурных сооружений, рельефная графика, пытающаяся передать информацию о формах видимого мира. При этом человеку незрячему предлагаются сомнительные суррогаты видимых объектов. Ведь оценить масштаб Эйфелевой башни невозможно по миниатюрному макету.

Мы постарались играть «на равных». Пластически богатые, фактурно выразительные произведения, как правило, изображают общие для зрячих и незрячих понятия: «Теплая ночь», «Лето в деревне», «Солнечный ветер», «Голос Вселенной» и т. п.

2. В силу этого, а также того, что ряд произведений специально создан авторами в расчёте именно на тактильное восприятие, наш проект в равной мере предназначен и для зрячих, которых мы по желанию временно лишаем возможности видеть с помощью повязок.

3. По условиям музейного хранения мы не можем представить на выставке музейные произведения, но состав экспонатов максимально «музеен»: это именно те авторы, чьи работы уже находятся в музейной коллекции, и это именно работы музейного уровня, которые в перспективе могут войти в музейную коллекцию.

Проект «Руками трогать разрешается!» также имел большой резонанс. Посетители-инвалиды по зрению впервые оказались в художественном музее и обрели опыт общения с «новой реальностью». Художники и любители искусства получили яркие эстетические и эмоциональные впечатления. Музей получил опыт организации социально значимого мероприятия и работы с особой категорией посетителей.

В марте 2011 года проект «Руками трогать разрешается!» стал заглавным на крупной региональной выставке «Омская  культура» – ежегодном фестивале учреждений культуры Омской области, который посещает каждый раз более 40 тысяч человек.

Идея проекта для незрячих, слабовидящих и зрячих не исчерпана: проект готов к экспортированию, а в разработке уже вторая часть, для которой по инициативе Омской областной библиотекой для слепых художники изготовят и представят авторские тактильные книги – объекты, предназначенные специально для «чтения» руками.

С. М.Баранов, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.В. Врубеля