Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Интерактивные программы на материале музейной экспозиции

Первые игры на материале изобразительного искусства в Томском областном художественном музее появились ещё в конце 1980-х гг.  Начали мы с игры, всем хорошо известной – «Художественной мозаики».1  Затем мною были придуманы и разработаны игры, которые получили название: «Художественное домино» и «Найди кошку первым». Материал всех этих игр был изготовлен  кустарным способом с использованием большеформатных репродукций и репродукций на открытках. С большим успехом мы играли в эти игры с детьми в летних лагерях отдыха, а также предлагали их посетителям наших лекций. Практика показала, что в эти игры с удовольствием играют и взрослые.

С появлением современной  оргтехники оформить новую придуманную игровую интригу стало намного нагляднее и проще. И у нас появились оригинальная игра под названием «Поиграй с картиной в прятки» и «Живопись в Зазеркалье» по заимствованной идее.

Сегодня я представлю вам три игровые программы по следующим параметрам:

·                    подробное описание игрового материала;

·                    что представляет собой  игра, в чем состоит её игровая интрига;

·                    методика проведения игры.

«Найди кошку первым»

Для изготовления игрового материала потребуется три репродукции одинакового размера одной и той же картины. Мы выбрали «Сватовство майора» П. А. Федотова. Одна репродукция дублируется на картон, чтобы многократное использование ей было нипочём. Из двух других репродукций вырезаются одинаковые детали-фрагменты: платье невесты, оброненный на пол платок, люстра, скатерть и тарелки на столе, умывающаяся кошка (благодаря которой дано название игре) и т. д. Эти фрагменты тоже желательно продублировать на картон для  увеличения срока использования. Таким образом, наш игровой материал представляет собой репродукцию картины и два одинаковых комплекта деталей-фрагментов к ней (их удобнее хранить в двух разных конвертах).

Игровая интрига. Играют два участника, каждый получает по комплекту фрагментов картины. Цель каждого играющего – как можно быстрее найти в основной репродукции детали картины и быстро закрыть их фрагментами из своего комплекта. Побеждает тот, у кого на руках остается меньше фрагментов. В игре могут принимать участие либо два игрока, либо две команды игроков.

Методика проведения игры. Группа делится на две команды, командам можно придумать названия. Ведущий показывает репродукцию картины (в нашем случае это «Сватовство майора») и коротко говорит о творчестве художника и о его шедевре. Далее он объясняет правила игры. Затем ведущий размещает репродукцию на столе удобно для игроков, выдает каждой команде по комплекту деталей-фрагментов, и по сигналу команды начинают игру. Как правило, игра длится 15-20 минут, иногда меньше. Далее – подведение итогов. Каждый использованный фрагмент – это очко. Например, в наших комплектах по 18 фрагментов, если у команды осталось 6 деталей, то 12 деталей она успела использовать и значит – 12 очков она заработала.

Современный уровень полиграфических услуг позволяет выбрать и напечатать для этой игры любое живописное произведение, находящееся в постоянной экспозиции музея. Это, несомненно, сообщит  игре особую изюминку.

«Поиграй с картиной в прятки»

Игровой материал представляет собой карточки на плотной бумаге формата А4, отпечатанные на цветном принтере. На каждой из них – по 5 фрагментов с картин, представленных в постоянной экспозиции нашего музея. Каждая карточка имеет свой номер, и все фрагменты на ней также пронумерованы. Необходимо заранее заготовить специально разлинованный бланк к каждому варианту:

 

                          Вариант 1

номер фрагмента

автор картины

название картины

время создания

1.                  

 

 

 

2.                  

 

 

 

3.                  

 

 

 

4.                  

 

 

 

5.                  

 

 

 

Поскольку в этот бланк игроки будут вписывать свои ответы, назовем его бланк-ответы.

Игровая интрига. Играть может столько человек, сколько карточек у вас есть в наличии. Игроки получают карточку и соответствующий бланк-ответы. Их задача – быстро найти фрагменты своего варианта в постоянной экспозиции, вписать автора, название картины и время её создания. Кто быстрее справится с заданием, тот лучший. Он получает приз.

В настоящий момент у нас имеется три варианта карточек этой игры, в каждом по 10-12 экземпляров. В зависимости от количества участников, игра может продолжаться от 20 до 40 минут. Эту игру можно проводить не только как индивидуальную, но и как командную.

Методика проведения игры. Ведущий объясняет игрокам условия игры, раздает игрокам карточки-варианты и соответствующие бланк-ответы. По единой команде ведущего игроки начинают поиск. Заполненные бланк-ответы, предварительно подписанные своим именем, надо незамедлительно сдать ведущему, который проставит на нем результат игрока: 1-й, 2-й, 3-й  и так далее.  Все игроки могут быть также разделены в соревнующиеся группы. Побеждает та группа, игроки которой оказались расторопнее.

Очень хорошо эта игра воспринимается группой после экскурсии. С успехом мы проводим эту игру в рамках акций «Ночь в музее».

Сделать игровой материал «Поиграй с картиной в прятки» на любом экспозиционном материале несложно. Для подбора фрагментов к этой игре совершенно необязательно заново фотографировать картины в музейных залах, достаточно использовать имеющиеся цифровые фотографии произведений из вашей постоянной экспозиции. Графический редактор (например, Photoshop) позволит вам вырезать из цифровых фотографий прямоугольные фрагменты разной степени сложности (т. е. степени узнаваемости) и скомпоновать их на одном листе карточки, важно только  не забыть пронумеровать на них ваши фрагменты. Остается распечатать карточки, подготовить разлинованные бланк-ответы к вариантам, – и игровой материал готов.

«Живопись в Зазеркалье»

С 2009 г. в нашем музее появился виртуальный филиал Государственного Русского музея. В банке данных филиала имеется игротека «Ровесники». Поскольку у нас уже имелись свои игры, этот раздел представлял для меня особый интерес. Любопытно было, какие игровые схемы использует игротека виртуального филиала. Мы все эти игры опробовали и обсудили. На волне этого интереса в Интернете был найден  сайт с музейными головоломками, среди которых была викторина «Живопись в Зазеркалье». Сразу стало понятно, что можно заменить используемые в этой викторине живописные произведения на те, которые находятся в нашей постоянной экспозиции, что один из сотрудников нашего отдела и сделал по моему поручению.

Для проведения этой викторины необходим компьютер, подключенный к большому экрану.

В качестве игрового материала в офисной программе презентаций (MicrosoftOfficePowerPoint) создаётся слайд-шоу, каждая страница которого содержит по две цифровые фоторепродукции одной и той же картины из постоянной экспозиции.  Одна фоторепродукция дана правильная, а другая – зеркально отражённая.

Задача игроков, т. е. игровая интрига, состоит в том, чтобы определить правильный вариант. Для фиксирования ответов каждому участнику викторины выдается также специальный бланк-ответы:

 

 

Автор и название картины

Какой вариант правильный?

 

 

левый

правый

1

Например,   Репин «Не ждали»

 

 

2

…… «….»

 

 

3

…… «….»

 

 

4

……. «……»

 

 

5

…… «……»

 

 

Методика проведения викторины. Участники викторины устраиваются перед экраном, на котором будет демонстрироваться слайд-шоу. Ведущий объясняет условия викторины и раздает игрокам бланк-ответы. Затем включает слайд-шоу, задерживаясь на каждом слайде недолго (15-30 секунд). При просмотре слайд-шоу игроки должны отметить в бланк-ответах правильный вариант. По окончании слайд-шоу ведущий собирает подписанные бланк-ответы и проверяет правильность выбранных вариантов. Удобно заготовить трафарет с правильными ответами. Каждый правильный ответ – очко. Лучшим становится участник, набравший больше очков.

Впервые мы предложили публике эту викторину в рамках акции «Ночь в музее» в мае  2011 года и повторяли её в ходе вечера с разными игроками много раз. Викторина была с энтузиазмом встречена её участниками.

Проведение викторин, игр-конкурсов предполагает подсчёт очков и награждение победителей. В акции «Ночь в музее», прошедшей в мае 2011 года, наша игротека использовалась очень широко, отследить в огромной массе публики лучших – не просто сложно,  невозможно.  На этот раз была придумана т. н. музейная «валютка» – напечатанные на плотной бумаге логотипы музея размером  2,5 см х 4 см. Эти «валютки» выдавали активным участникам викторин, игр, конкурсов и других мероприятий в ходе акции. В определённый, заранее названный, час публика собралась на подведение итогов. Участник, набравший самое большое количество музейных «валюток», получил самый ценный подарок. Другие активисты тоже были отмечены призами.

В арсенале нашей игротеки есть ещё некоторые игры, но разговор о них пока преждевременен из-за их кустарно-непрезентабельного внешнего вида. Когда удастся придать им достойный облик, я с удовольствием о них расскажу. Надеюсь, что  наш опыт проведения игр на материале изобразительного искусства окажется полезен в вашей работе с публикой.

________________________________________

1. «Художественная мозаика» представляет собой репродукции удобного размера, разрезанные на произвольные части. Игрокам необходимо собрать их на скорость. В до-компьютерную эру мы готовили игровой материал из репродукций знаменитых шедевров. Сегодня у нас используются репродукции картин из нашей музейной экспозиции.

Т. А. Заржецкая, Томский областной художественный музей