Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

О. Быкова. Социальный статус молодых художников Новокузнецка 2000-2010 годов

Тема моей научной работы – «Молодые художники Новокузнецка». Собирая публикации по этой теме за период последних 20-ти лет, я неоднократно находила рассуждения художников старшего поколения о грядущем поколении молодых художников: «Долгое время молодым художникам не уделялось никакого внимания. Годы идут. Союзы стареют. Вдруг все резко почувствовали, что нет притока свежих сил. Тринадцать лет не было в России больших молодежных выставок» и т.д. («Кузнецкий Рабочий». Выпуск № 71 Четверг, 19 июня 2003 года). Если говорить об актуальности темы, то для меня она представляется не просто абстрактно актуальной, а насущной, не только потому, что я сама молодой художник, но ещё и потому, что молодые художники – это будущее художественной жизни города,  те, кто будут эту художественную жизнь определять,  с кем через 10-15 лет будет иметь дело музей.

Десять лет назад произошло важное для художественной жизни города событие – появилось первое в городе учреждение, которое стало заниматься профессиональным художественным образованием. Было создано отделение «Станковая живопись» в 1999 году как филиал Кемеровского художественного училища и находилось в помещении Детской художественной школы № 2. В 2000 году филиал  приобретает статус отделения в составе реорганизованного Новокузнецкого училища искусств и располагается по адресу Энтузиастов 55. За 10  лет состоялось 5 выпусков, выпущено 52  выпускника, 18 из которых продолжили свое образование  в ВУЗах Сибири, Москвы и Петербурга.


Если сравнивать двухтысячные с девяностыми, то можно отметить, что в 90-е проходило очень мало молодежных выставок: одна-две в год, а иногда и ни одной. С 2002 по 2010 г. в городе прошло 66 выставок с участием молодых художников, в 37 из них принимали участие, либо были организованы студентами отделения «Станковая живопись».
 
     
   Исходя из моей таблицы, можно сказать, что студенты отделения активно включились в художественную жизнь города в 2004 году – это год первого выпуска училища, и затем по нарастающей занимали всё более уверенную позицию. Ежегодными стали выставки дипломных работ выпускников училища. В 2006 году с помощью А.В. Суслова была организована молодежная группа «Мост», которая на тот момент состояла в основном из студентов училища, и провела серию выставок «Состояние покоя (движения, взлёта и полёта)». В 2007 г. в Союзе художников была учреждена молодежная секция Союза художников, и на открытии выставки «Состояние взлёта» членам группы «Мост» вручили членские билеты, которые, правда через некоторое время Союз художников забрал обратно, объяснив нам, что наше объединение не является официальным.

Ещё хочется отметить тот момент, что молодые художники, устраивая свои выставки, за все расходы платят сами, не имея при этом дохода. Поясню, что это за расходы: рекламная продукция (афиши, баннер, каталоги, если таковые намечаются); оформление работ в рамы и стекло; транспортировка работ до выставочной площади и обратно. Приведу такой пример: 2009 год был объявлен годом молодежи, и в том же году проходила межрегиональная молодежная выставка «Аз-Арт. Сибирь-2009». Наши работы на выставку отправлялись за счёт самих молодых художников, а обратно работы возвращались за счет полученного Гран-при в номинации «Живопись» Екатериной Чепис. Ни город, ни Союз художников молодым не помогает, из чего следует, что, присутствуя в художественной жизни города, молодые художники  не имеют никакого определенного статуса. Для развития и становления нужны мастерские, но мастерских мало, их почти нет, и они выделяются «успешно выставляющимся»; для того чтобы успешно выставляться нужно где-то и чем-то работать (краски и холсты), а их ещё нужно на что-то купить. На сегодняшний день из молодых художников в мастерской работает только Екатерина Чепис, но это скорее исключение, чем правило, так как изначально мастерская передавалась ей как наследнице, и предполагалось, что в ней будут храниться работы Виталия Карманова.
   
Из художественных училищ и ВУЗов выпускают студентов с дипломами, в которых их специальность звучит как живописец-педагог. Очень многие выпускники действительно начинают преподавать в художественных и общеобразовательных школах и делают попытки выставляться, как группа «Мы» (2005 г.), состоящая из художников - учителей художественных школ. Некоторые работают дизайнерами. Если брать в качестве примера мой курс (выпуск 2008 г.), то из 11-ти выпускников 4 человека занимаются живописью, 2 – преподаванием, 2 – дизайном,  3 – продолжили образование в ВУЗах.