Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Новокузнецкий художественный музей в социокультурном пространстве города: опыт партнерства

«Отражая происходящие кардинальные изменения в обществе и культуре, музеи в современном мире также переживают существенные трансформации в своем содержании и деятельности. Очевидно, что музейная деятельность приобретает все большее социокультурное значение: возрастает роль музеев в сохранении и интерпретации культурного наследия, в сложных процессах социальной адаптации и культурной идентификации, в образовательном процессе, в организации досуга»1. Функциональный анализ деятельности музея позволяет четко определить его место в современном социокультурном пространстве города и региона.
«Чтобы отвечать вызовам современности, музей должен стать сегодня общественно-ориентированным институтом, полезным, актуальным и понятным»2 для каждого посетителя. Постепенно в практике работы НХМ на первый план выходят культуротворческие, рекреационные и коммуникационные функции. При  этом мы четко понимаем, что их реализация в нынешних условиях невозможна без установления и  развития партнерских отношений с другими представителями социокультурного пространства города. Взаимодействие музеев с многочисленными партнерами, основанное на взаимовыгодном сотрудничестве, особенно актуально сегодня при реализации интересных выставочных проектов, специальных программ для различных категорий посетителей, при проведении крупных массовых мероприятий,  а порой и  при решении насущных проблем жизнедеятельности музея.
Выходя за пределы привычной экспозиционно-выставочной, культурно-просветительской работы, сотрудники музея  осваивают новые формы работы, построенные на принципах активного вовлечения городского сообщества в жизнь музея. Качественная служба поддержки сайта НХМ, широкая представленность музея в социальных сетях – одно из приоритетных направлений в деле взаимодействия с аудиторией и привлечения потенциальных посетителей. Социальные сети – самый элементарный и не требующий затрат PR-механизм, обеспечивающий обратную связь с посетителями музея. Именно их предложения легли в основу создания общественно-ориентированных музейных программ («Неделя славы» по презентации творчества художников-любителей  города в окнах музея, «Среда мастеров» по организации творческих занятий для взрослых). Программы Ночи искусств ежегодно формируется благодаря творческой поддержке волонтеров, любительских объединений и сообществ города. При этом большое значение имеют  личные контакты сотрудников музея, их активное включение в деятельность творческих, общественных объединений города (Городской совет молодежи, Центр айкидо, Городской поэтический клуб)
Удовлетворение  потребности  горожан  в  общении,  в рамках музейно-рекреационной деятельности,  решается благодаря активному использованию таких форм как клубы по интересам (клуб любителей танца Фламенко, Дамский клуб «Капиталина»), творческое объединение непрофессиональных художников «Сибирские просторы», Музыкальная гостиная, Студии рисунка для взрослых и детей, программы выходного дня, позволяющие родителям решать задачи творческого развития и организации досуга ребенка. Вовлечению творческой молодежи в деятельность музея служит проект «Окна», уже на протяжении нескольких лет объединяющий молодых художников, поэтов и музыкантов города.
Удобное расположение музея, большие и доступные для горожан оконные витрины позволяют решать не только информационно-рекламные задачи, но и расширяют выставочные возможности музея. Фотовыставки, выставки детского творчества, презентации ведущих предприятий города (Евраз, Русал) традиционно служат  поводом для проведения массовых зрелищных праздников на площадке перед музеем и в его залах.
Художественный музей стал престижной площадкой проведения тематических и юбилейных мероприятий организаций города: 25-летия Союза художников и 10-летия отделения «Станковая живопись» Новокузнецкого колледжа искусств, 70-летия КузГПА, юбилея фонда им. Н. Ермакова, юбилейных концертов ДШИ города.
Многолетнее сотрудничество связывает Новокузнецкий художественный музей с Торгово-промышленной палатой, отдельными предприятиями  и  бизнес-сообществом  города. Сотрудники музея по заявкам предприятий проводят образовательно-развлекательные  мероприятия, мастер-классы в залах и интерактивных зонах музея  (Благотворительный бал в музее, мероприятия журнала «Беллиссимо», «Вечер для ветеранов труда и войны города Новокузнецка», «Юбилейный вечер, посвященный 95-летию комсомола»). С другой стороны, поддержка и участие в проведении социально-ориентированных мероприятий музея (Музейный квартал, благотворительные новогодние утренники, открытия значимых выставок) позволяют предпринимателям использовать творческую площадку музея для рекламы своих услуг и возможностей.
В последние годы укрепились партнерские отношения художественного музея с другими музеями и учреждениями культуры города. Совместная реализация общественно-значимых межмузейных проектов «Ночь в музее», «Школьный автобус», создание межмузейного туристического бюро способны внести огромный вклад в повышение престижа города и наших учреждений. Сохраняя свою уникальность, разнопрофильные музеи города смогли предложить горожанам новый формат комплексных образовательно-развлекательных мероприятий. Хорошие результаты достигнуты благодаря сотрудничеству с МИБС, Драматическим театром и Театром кукол, Дворцом алюминщиков и др. Многие из реализованных проектов серьезно изменили отношение к  музею, как к  доступному для горожан месту общения и творческой самореализации.
Возрастание роли музея в социокультурном пространстве города проявляется и в реализации его культурно-образовательной функции, которая  предполагает два основных направления: образовательное (за счет расширения форм сотрудничества, установления договорных отношений с учебными, дошкольными заведениями) и досуговое (за счет разработки долгосрочных и кратковременных проектов и программ для конкретной музейной аудитории: «Музей и школа» (выездные занятия, выставки), «Каникулы в музее», «Доступная среда».
Музей накопил немалый опыт взаимодействия с городскими средствами массовой информации. Все  значимые мероприятия активно освещаются на страницах газет,  на радио и телевидении.  В 2015 году событиям музейной жизни было посвящено 259 радио-,122 телесюжета, 76 информационных сообщений  в газетах и журналах. Несколько специальных телесюжетов было посвящено культурно-образовательной деятельности музея (программе музейных мастерских, студии интуитивной живописи для взрослых Кати Раймер). Активно реализуется проект по организации цикла теле-сюжетов, посвящённых юбилеям художников, работы которых представлены в собрании музея. Съемки мастер-классов, проводимых сотрудниками нашего музея, послужили основой двух сюжетов телеканала компании Good Line «Сделано в Кузбассе».
Однако необходимо признать, что несмотря на активизацию культурно-массовой, экспозиционно-выставочной и информационно-рекламной деятельности, задача привлечения посетителей в музей остается одной из актуальных. В условиях всеобщей направленности на коммерциализацию музейной деятельности, возрастающей конкуренции с индустрией развлечений существует опасность превращения музея в развлекательный центр, от которого ждут только яркие, зрелищные праздники и действа. Ждут чиновники, вовлекая музей  в  реализацию разнообразных городских программ, требуя зрелищности и театрализации каждого  мероприятия.  Ждут горожане: предпочтение досуговым, развлекательным формам работы выразили 64% посетителей – участников социологического опроса, проводимого в музее в апреле-мае 2016 года.  Мы стараемся соответствовать ожиданиям городского сообщества, но при этом делаем всё возможное, чтобы музейная составляющая в любом проводимом мероприятии была определяющей, легко читалась и служила еще одним методом привлечения посетителей.

В сложившейся ситуации музей, оставаясь верным своим традициям, продолжает активно действовать и развиваться, предлагая аудитории широкий выбор разноплановых возможностей  и услуг. Хочется думать, что, благодаря  своей деятельной позиции,  музей  сегодня качественно вырос, стал комфортным, видимым в городском и региональном социокультурном пространстве.

Список литературы
1. Мастеница Е.Н. Музей в современной социокультурной ситуации //Современный музей как важный ресурс развития города и региона: Тезисы Международной научно-практической конференции, Казань, 12-17 сентября 2005 года: http://www.bvahan.com/museologypro/muzeevedenie
2.  Зиновьева Ю.В, Мацкевич Ю.Ю. Музей и его партнеры: взаимодействие с местным сообществом // Труды СПбГУКИ. – 2015. – Т.212. – С.851.

Г.Ф. Силенкова, ст. научный сотрудник, Новокузнецкий художественный музей