Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Творчество художника Константина Луканина в коллекциях Минусинского музея (Новокузнецкий и Гурьевский периоды творчества)

В нашей жизни встречаются творческие люди, которые своими художественными произведениями не только дарят нам красоту окружающего мира, но и своими творениями позволяют нам увидеть, то - что происходит рядом и вокруг нас. Таким был Константин Трофимович Луканин, влюблённый в своё дело, в природу, в людей, свой край. Везде, где бы ни работал художник, он всегда организовывал изо-кружки, как детские, так и взрослые, учил творить и понимать природу во всём её многообразии.
Константин Трофимович Луканин (24.02.1912 – 1984, Шушенское) родился на заимке Кибик, Шушенской волости (ныне Шушенский район Красноярский край), в семье был старшим ребёнком. Мать – Солдатова Таисия Ивановна, отец – Луканин Трофим Михайлович.
В 1927 г. семья Луканиных переезжает в Минусинск, где Константин окончил семилетнюю школу в 1930 г. и  поступил в Минусинский педтехникум. Вместо положенных пяти лет обучения в техникуме проучился 3 года ( программа была сокращена до трёх лет). В годы учёбы он увлекался рисованием, лепкой, резьбой по дереву, собирал фольклор народов Сибири, записывал сказки, легенды, предания. Как отличника учёбы и хорошего общественника его избрали депутатом Минусинского горсовета. Острая нехватка учителей заставила ещё более сократить срок обучения и в июле 1932 г. Луканин получил диплом учителя.
В 1932 г. с дипломом педагога обществоведения молодой специалист был направлен на Кузнецкстрой в город Сталинск (ныне Новокузнецк), где по 1934 г. Константин Трофимович преподавал  в фабрично-заводском училище (ФЗУ) № 1, вёл детские кружки изобразительного искусства, работал в доме-музее Кузнецкого металлургического комбината.
В 1934 г. Луканин уезжает в Москву и поступает в Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина на скульптурное отделение. Ещё студентом будущий художник вступил в члены ВКП (б), был избран депутатом Моссовета, на пленумах и сессиях встречался с государственными деятелями: Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, познакомился с мастерами искусства, сдружился с кинорежиссёрами А.П. Довженко и Г.Л. Рошалем, эта дружба привела его в киностудию «Мосфильм». Три года жизни в Москве были для Луканина годами его творческого становления, здесь  закладывался фундамент его мастерства.
В 1937 г. он был вынужден прервать учёбу и вернуться в Сталинск, так как был арестован его отец. Снова вернулся в школу, где работал учителем рисования, и художником-репортёром в местной газете «Большевистская сталь». В газете публиковались графические работы художника «Панорама Кузнецкого металлургического комбината имени Сталина» (1940 г.), виды города Сталинска, дружеские шаржи и др.
В первые месяцы войны 1941 г. Луканин был призван в армию и направлен в Томск, в пехотное училище, после окончания  которого в составе 301-ой Красноярской стрелковой дивизии отправлен на фронт. Попал в окружение, получил два ранения, был взят в плен в районе Северного Донца (1943 г.). Сначала военнопленных направили в Польшу, затем в Германию. Неоднократно предпринимал попытки бежать, но они заканчивались жестоким наказанием. Со штрафниками его отправили в Норвегию. После освобождения американскими войсками из плена  вернулся на родину.  В 1946 г. был репрессирован и отправлен в Мурманск, где прожил до 1949 года. В этот период Константин Луканин отходит от педагогической деятельности и посвящает себя изобразительному творчеству, руководит кружками, занимается клубной работой, организовывает выставки.  Становится членом правления художников Мурманской области, кандидатом в члены Союза Советских художников СССР.
В 1949 г. Константин Трофимович возвращается в Гурьевск, где работает художником-оформителем клуба металлургов завода, оформляет декорации к спектаклям в самодеятельном театральном коллективе при клубе ГМЗ.  В Гурьевске он руководил кружком изобразительного  искусства клуба Гурьевского металлургического завода (ГМЗ) и группой художников по оформлению стенда «Великие стройки коммунизма». Своих учеников художник учил работать в технике живописи, графики, мозаики и декоративного искусства. 30 ноября 1956 г.  со своими студийцами художник выезжал в Саяны, на Красноярские Столбы и «Каменный город» для выполнения зарисовок. Именно в это время Луканин начинает  работу по созданию саянских легенд о природе Саян, делает к  ним зарисовки.
«Луканин не жалел ни сил, ни времени, учил своих воспитанников наблюдать природу, делать этюды, бывал с ними в походах по родному краю, помогал овладевать мастерством художника» – так писала о нём газета «Комсомолец Кузбасса» в 1956 году.
В 1958 г. Луканин переезжает в Новокузнецк, где работает руководителем изобразительной студии дворца культуры Сталинского алюминиевого завода, художником производственно-технического музея.
Для Всесоюзной выставки самодеятельных художников в 1961 г. был создан фильм «Край чудес» о работе студии, которой руководил Константин Луканин, сценарий фильма писал он сам. В 1963 г. выходит телефильм Кемеровской студии «Саянская легенда» (авторы Геннадий Митякин и Виктор Руденский) с участием художника, фильм демонстрировался по центральному телевидению. Как видовой телефильм он вошёл в золотой фонд СССР в числе 10 лучших фильмов, созданных за 50 лет Советской власти.
Произведения К.Т. Луканина и работы его учеников неоднократно экспонировались на областных выставках в Кузбассе, не раз побывали в Москве и на международных выставках в Индии, Чехословакии, США.
Гурьевский и Новокузнецкий периоды жизни Константина Трофимовича Луканина были самыми продуктивными и творчески насыщенными  годами, чему художник посвятил более 20 лет. За эти годы им был накоплен опыт работы не только масляными красками на холсте, но и карандашом, в технике графики, акварели, инкрустации. В работах художник показывает природу Кузбасса, промышленные пейзажи, декорации к спектаклям. В его сибирских пейзажах могучие, сильные, кряжистые сосны, горы, величественная панорама реки Томи, за ней город, трубы заводов. Монументальность в изображении природы, одно из самых характерных свойств творчества художника Луканина.
В 1966 г. Луканин переехал в Шушенское, где прожил последние годы своей жизни,  умер в 1984 году. Часто художник бывал в Минусинске, устраивал здесь свои выставки,  считая себя сыном и гражданином Минусинска.
В 1987-1988 гг. сестра художника Трумпе Ева Георгиевна передала в Минусинский краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова 391 художественную работу и архив Константина Трофимовича Луканина. В составе художественной коллекции произведения живописи, графики, резьбы по дереву и корнепластики. Половину работ можно отнести к Новокузнецкому и Гурьевскому периодам.
Работы художника находят сегодня своё место на выставках, в экспозициях и являются одной из интереснейших коллекций художественного фонда Минусинского музея.

Источники:
1.    АМКМ ф. 1, оп. 2, д. 41, илл. 258-260.
2.     Голованов К. Выставка изобразительного искусства // «Гурьевский рабочий», 1951, 19 декабря.
3.    Романов В. Растёт мастерство кружковцев // «Комсомолец Кузбасса», 1956, 30 ноября.
4.    Жеманов Г. На выставке художников металлургов // «Кузбасс», 1956, 8 апреля.
5.    Газета «Кузнецкий рабочий » – 1961, 5 сентября.
6.    Сидоров К. Выставка художника // «Ленинская искра», 1969, 29 марта.
7.    Понькин В. Знакомьтесь: художник Луканин // «Искра Ильича», 1967, 17 января.

Москвитина Марина Викторовна, художник-реставратор музея  им. Н.М.  Мартьянова,  г. Минусинск