Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Портреты Н.К. Рериха скульптора И.В. Васильева

В 2016 году исполнилось 90 лет с момента пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха (1923 – 1928 гг.) в Сибири и на Алтае. Маршрут экспедиции, по замечанию академика Людмилы Васильевны Шапошниковой, стал «маршрутом космической эволюции» [1, с. 8]. Он объединил в одно целое геокультурные пространства Индии, Китая, советской Сибири и Алтая, Монголии и Тибета, подтвердив таким образом их эволюционный потенциал для строительства «ступеней грядущего».
Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха оказала значительное влияние на историко-культурное пространство территорий её маршрута. Так, в музеях Сибири и Алтая можно увидеть целый ряд произведений, посвящённых Н.К. Рериху и его пребыванию в этих местах в 1926 году – работы художников С.Ш. Саая, Д.В. Дорохина, Л.Р. Цесюлевича и С.К. Янсона, скульпторов Д. Тарабилдайте-Тарабилдиене, И.В. Васильева, К.И. Басаргина, М.А. Кульгачева, С.А. Морозова, В.В. Мосиелева.
Среди названных авторов профессор Латвийской Академии художеств Игорь Викторович Васильев (1940 – 1997) был одним из первых, кто в 1970 – 1980-е годы обращался к образу выдающегося художника-мыслителя.
Впервые юный скульптор, москвич, увидел полотна Николая Рериха в двенадцать лет, когда по совету своего наставника, академика Василия Ватагина, посетил с этой целью Третьяковскую галерею. Незабываемые впечатления от встречи с картинами мастера зародили в его сердце увлечение Индией, ее искусством и культурой, о чем позже Васильев говорил сам [2, с. 26]. А знакомство с редкой книгой – очерком Михаила Кузьмина о Н.К. Рерихе 1923 года издания, подаренной отцом [3, с. 179], расширило его знания о художнике. В те же юные годы, благодаря родителям, Игорь Васильев знакомится с восточной философией, а затем в доме бабушки – скульптора Ольги Осиповны Пенерджи, к которой семья переезжает из Москвы в Ригу, когда Игорю было 13 лет, и с книгами Николая Константиновича и двухтомником писем Елены Ивановны Рерих рижского, довоенного, издания (1929 – 1938 гг.) [4].
Труды Рерихов и книги философии космической реальности, Живой Этики, легли в основу всей творческой деятельности скульптора Игоря Васильева. Мастер психологического портрета он с увлечением воплощал в дереве образы сильных творческих личностей, призванных, по утверждению Николая Бердяева, «творить мир новый и небывалый, продолжать творенье Божье» [5, с. 100]. «Меня всегда интересовала психология творческого процесса, – говорил Васильев, – отсюда интерес к портретированию музыкантов, поэтов, художников, попытка как-то выразить средствами пластики характер их деятельности» [2, с. 7]. «Одухотворённая поэтичность Блока, бурный вулканизм Сикейроса, титанические страдания Микеланджело, глубокий трагизм Достоевского – вот проблемы, которые в пластической форме охватывает художник», – пишет Янис Путят в предисловии к каталогу первой персональной выставки работ скульптора в Юрмале (1971) [6, с. 6]. Присущий Васильеву философский подход давал возможность показать в этих работах человека-творца как носителя духа в Космосе, способного через творчество совершить прорыв в неизведанное, в Беспредельность.
Образ Николая Константиновича Рериха был одним из ключевых в творчестве мастера. В разные периоды жизни он обращался к нему, совершенствуя и раскрывая всё новые грани выдающейся личности художника-мыслителя.
Из семи выявленных нами работ И.В. Васильева, посвящённых Н.К. Рериху, три принадлежат сибирским музейным собраниям – Музею Н.К. Рериха в селе Верхний Уймон Республики Алтай, Государственному художественному музею Алтайского края (Барнаул) и Новокузнецкому художественному музею. Их создание предваряют два камерных портрета художника 1971 года. Оба они носят экспериментальный характер.
В первой работе в поисках подходов к созданию образа Рериха – мыслителя, литератора, путешественника и общественного деятеля, скульптор использует гипс с его качествами мягкости и пластичности. Тонируя его под металл, он усиливает в зрительском восприятии ощущение реальности мира высоких духовных мыслей и благотворной ауры гармонии мастера.
Во второй работе 1971 года автор наряду с гипсом использует медь и создаёт более цельный, лаконичный и возвышенный образ Рериха. Ему удаётся передать пробужденный дух художника, который, по словам Святослава Николаевича Рериха, «излучался из каждой частицы [его] великолепного произведения», благодаря высочайшему качеству его живописи – соответствию мысли и формы [7, с. 6].
В 1974 году международная культурная общественность широко отмечала 100-летний юбилей Н.К. Рериха. В августе этого года на Алтае снимался фильм под руководством режиссёра Р.П. Сергиенко студии «Киевнаучфильм» и авторов сценария Л.В. Шапошниковой и Р.А. Григорьевой «Николай Рерих» [8, с. 180]. В период съёмки фильма 28 августа состоялось открытие мемориальной доски с барельефом Николая Константиновича на доме, в котором он останавливался в 1926 году во время Центрально-Азиатской экспедиции. Автор мемориальной доски – барнаульский скульптор В.Ф. Рублёв, барельеф в бронзе выполнен И.В. Васильевым по просьбе алтайского живописца Л.Р. Цесюлевича . Здесь скульптор создал образ художника-мыслителя и учёного, напряжённо всматривающегося в грядущее будущее человечества. Перед нами пытливый исследователь, осмысливающий исторический процесс с позиции метаистории, сумевший, по замечанию Л.В. Шапошниковой, «понять и правильно оценить закономерности и особенности развития человечества в прошлом, осознать цели этого развития в настоящем и познать основные направления нашего будущего» [9, с. 129].
В 1974 году Игорь Викторович создаёт ещё одну работу – полу-фигурный портрет художника из красного дерева. Его приобретает Государственный художественный музей Алтайского края по инициативе Л.Р. Цесюлевича. Здесь скульптор раскрывает новые грани личности Николая Константиновича. Он показывает его как художника, общественного деятеля и инициатора международного движения в защиту культурных ценностей, увенчавшегося подписанием Пакта Рериха.
«Культура не модное, стильно фешенебельное понятие. Она есть глубочайший устой жизни, скреплённый высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции», – писал Николай Константинович [10, с. 54]. Он посвятил свою жизнь служению Культуре и именно таким показан в работе Васильева с кистью в руке. Художник внутренне собран и погружён в размышление. Его фигура исполнена торжественности и покоя. Легкий поворот головы, свободно спадающий плащ сообщают образу живость и естественную убедительность. Этому впечатлению способствует и контраст фактур – гладкая моделировка лица и рук модели в сопоставлении с волнующейся поверхностью плаща. Глубокий тон красного дерева усиливает ощущение благородства личности Рериха.
В 1970-е годы, предположительно к юбилею Николая Константиновича, скульптор создаёт медаль из меди с миниатюрным портретом Рериха на фоне гор. Для него характерны индивидуальные портретные черты мастера гор, лаконичность композиционного и пластического решений, передача атмосферы высокого плана бытия, в которой жил художник.
Значительной страницей в творческой биографии Игоря Васильева стало знакомство с Индией. В 1975 году сбылась его давняя мечта побывать в этой стране, жизнью и искусством которой он интересовался с юности. С упоением впитывая всё увиденное, он делает зарисовки, ведёт дневник, фотографирует. «Меня в этой стране привлекало всё, – пишет он в воспоминаниях. – Каменные и бронзовые статуи древних божеств, скульптура пещерных храмов, настенные росписи монастырей, миниатюры, украшающие древние летописи…» [11, с. 23]. Вернувшись домой, работает над серией станковых произведений «По дорогам Индии», своего рода скульптурным дневником поездки, выполняет портреты выдающихся деятелей страны: Махатмы Ганди, Джавахарлала Неру, Рабиндраната Тагора, Николая Рериха. Эти работы экспонировались в 1983 году в Дели в Доме советской науки и культуры и получили высокую оценку культурной общественности страны. В прессе выставка широко освещалась. Скульптор был приглашён премьер-министром Индирой Ганди посетить её резиденцию. А в книге отзывов Святослав Николаевич Рерих оставил запись: «Как хорошо, что в Латвии есть люди, которым близка Индия» [11, с. 23]. Состоялись и личные встречи с художником, о чём свидетельствует фотография 1988 года.
Живое соприкосновение с Индией помогло скульптору открыть новые грани в восприятии образа Николая Константиновича Рериха. «Только после путешествия в Индию понял, что в моих портретах Рериха не хватало главного – непосредственного соприкосновения со страной, в которой он жил и с которой был тесно связан», – говорил скульптор [2, с. 26]. В 1979 году он выполнил в дереве бюст Рериха (Латвия). Сам автор комментировал его так: «Композиционное решение портрета, созданного после поездки, символизирует духовное единение Рериха с культурой Гималаев: голова художника словно выступает из массивной глыбы, напоминающей по форме скалу» [2, с. 26].
В 1985 году к выставке «Художники миру» в Москве Васильев завершил полу-фигурный портрет Николая Рериха из красного дерева. В 1989 году он поступил в фонды Новокузнецкого художественного музея. Здесь впервые портрет был представлен широкой публике 4 декабря 1992 года на открытии выставки картин Н.К. Рериха «Гималаи» из фондов Международного Центра Рерихов в Москве и с 1996 года по настоящее время постоянно экспонируется в Народном музее семьи Рерихов библиотеки им. Д.С. Лихачёва.
Весь композиционный строй и пластическое решение портрета подчинены стремлению автора передать богатый внутренний мир художника, его философское восприятие действительности. Скульптор прекрасно справляется с поставленной задачей. Обобщая форму, он сосредоточивает внимание зрителя на лице, отражающем удивительную выдержку и спокойствие незаурядного человека, ставшего для многих «примером высочайших духовных усилий, вестником великих сил, которые были связаны с ним и избрали его в качестве вестника высоких откровений» [7, с. 6].
Фигура Рериха не выглядит статичной, благодаря внутреннему спокойному ритму, который создаётся вертикальным течением масс. Крупные волны мягкой длинной бороды равномерно перетекают в симметричные складки плаща, скрывающего руки. Текстура красного дерева с золотистым оттенком своим волнообразным рисунком гармонично вливается в спокойный ритм формы, передавая теплоту сердца и оживляя созданный художественный образ. Используя эстетические качества материала для передачи внутреннего состояния модели, скульптор прибегает к гладкой полировке дерева. Созерцательную гармоничность, простоту и строгость формы, органично дополняет интимная камерность образа, рождая ощущение внутреннего контакта с художником, приобщения к неспешному течению его мыслей и уравновешенности чувств.
В созданных портретах Н.К. Рериха И.В. Васильев использовал разные композиционные схемы – портрет головной, портрет погрудный, полу-фигура, барельеф, медаль. Камерный характер каждой работы позволил ваятелю лучше проработать черты лица художника, отражающие высокий строй его мыслей, духовную наполненность его внутреннего мира. В полу-фигурных портретах камерность органично сочетается с монументальностью, усиливающей ощущение значимости созданного образа. В целом образ Рериха трактован у Васильева как знаковая фигура и символическая личность.
Из рассмотренных нами семи портретов Н.К. Рериха скульптора И.В. Васильева три стали ключевыми экспонатами в музеях Барнаула, Новокузнецка, села Верхний Уймон. Во многом это объясняется историко-культурным фактором, местным краеведческим интересом к пребыванию Центрально-Азиатской экспедиции выдающегося художника на Алтае.
Библиографический список
1.    Шапошникова Л.В. Рерихи // Справочник по наследию Рерихов. Т. 1: Российские и зарубежные исследователи наследия Рерихов. М.: Международный Центр Рерихов, 2015. С. 5 – 14.
2.    Карклинь Г.Н. Игорь Васильев. М.: Советский художник, 1990. 31 с.
3.    Карклиня И. По дорогам Индии // И.-Г.Н. Карклиня. Капли живой воды. Самара, 1997. С. 177 – 186.
4.    Озолиня М. Листая памяти страницы… [Электронный ресурс] // Скульптор Игорь Васильев. Режим доступа: http://ivasiljev.lv/wp-content/uploads/2015/03/Marianna-Ozolina-ob-Igore-Vasiljeve-Esse.pdf (дата обращения: 20.06.2016).
5.    Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 1. М., 1994. 542 с.
6.    Каталог выставки работ скульптора Игоря Васильева. Юрмала, 1971. 47 с.
7.    Шапошникова Л.В. «…Через Красоту имеете Свет» // Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих. В 2 т. Т. 1. М., 2009. С. 5 – 39.
8.    Маточкин Е.П. Посвящается семье Рерихов // Ларичев В.Е., Маточкин Е.П. Рерих и Сибирь. Новосибирск, 1993. С. 177 – 192.
9.    Шапошникова Л.В. Учёный, мыслитель, художник. М., 2006. 191 с.
10.    Рерих Н. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. 272 с.
11.    Якимович И., Дименштейн И. Скульптор Игорь Васильев. Сердце большого калибра. Рига, 2014. 100 с.

Кулакова Елена Станиславовна, кандидат искусствоведения, Народный музей семьи Рерихов библиотеки им. Д.С. Лихачева, Новокузнецк