Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Из опыта выставочной работы детской картинной галереи МБУ ДО «Детская школа № 1». Ее роль в художественно-образовательном процессе, в интеграции профессиональной и детской творческой среды г. Новокузнецка

Выставки детского творчества,  являясь открытой и публичной формой презентации результатов работы по образовательным программам, несут в себе информацию о методах преподавания, уровне усвоения обучающимися тех или иных задач по темам и предметам. Поэтому экспозиции Детских художественных школ и студий – это, прежде всего, основа для анализа ресурсного потенциала педагогических коллективов, позволяющая анализировать и вскрывать содержание художественного образования, методы и результаты педагогического воздействия, выявлять проблемные точки в работе. Еще одна важная функция выставок детского творчества, которые начиная с 1998 – 1999 года, экспонируются в витринных окнах НХМ, состоит в его популяризации и рекламе.   
Среди учреждений дополнительного образования «Детская картинная галерея» – структура мало распространенная. Судя по информации, размещенной на сайтах детских картинных галерей, их функции достаточно размыты. Они  зависят от статуса учредителя,  кадровых и материальных ресурсов. Они могут находиться в подчинении: управления культуры, художественного музея, общеобразовательной школы и рассматриваются как досуговые, культурно-образовательные центры, ориентированные на выставочную и студийную работу.  Все галереи и музейные студии декларируют свою деятельность, как «комплекс экспозиционной и просветительной работы, направленной на развитие личности ребенка через эстетическое, нравственное, национальное воспитание и приобщение к творчеству». Многочисленные детские студии, в том числе, в нашем городе не дают системных знаний, ориентируясь на досуговые и общеразвивающие функции. Тезис «приобщение к творчеству», на наш взгляд, выдает задачи, кардинально отличающиеся от программ и перспектив, на которые нацелены  учреждения дополнительного художественного образования классического типа – ДХШ и ДШИ, а значит и деятельность ДКГ.
Обратимся к конкретному опыту – опыту Детской картинной галереи – структурного подразделения «ДШИ № 1» г. Новокузнецка.
В 2012 году  произошла реорганизация городской Детской картинной галереи, работавшей преимущественно с общеобразовательными школами, в структурное подразделение ДШИ № 1. Это событие явилось кардинальной инновацией в инфраструктуре дополнительного художественного образования города.
Поскольку у ДКГ сменилась подчиненность, то сменился и объект ее интересов, социальный состав аудитории. Теперь это главным образом  контингент обучающихся в пяти городских детских школах искусств. И деятельность ДКГ ориентирована не на условную детскую и взрослую аудиторию, а предметно – на юного художника-зрителя и педагога-художника. Базовыми задачами галереи стали: презентация и пропаганда детского и юношеского творчества Новокузнецка, знакомство с наиболее значимыми и интересными явлениями современной художественной жизни, перспективы работы с регионом, интеграция детского творчества и профессионального искусства в местную художественно-выставочную практику. Таким образом, деятельность ДКГ включилась в комплекс организационно-педагогических условий повышения качественного уровня художественного образования. Поэтому выставочная, художественно-образовательная и информационно-издательская функции обязывают ее служить площадкой для выставок с методической компонентой в концепции. В их число входят привозные, обменные иногородние выставки чисто методического плана, такие как: «Набросок», «Опыты акварельной живописи ДХШ им. Каратанова» (Хакасия), «Архитектурный пейзаж: результаты пленэрной практики студентов Барнаульского института архитектуры и дизайна», «Пленэрная практика студентов Омского художественно-графического факультета». Есть несколько категорий выставок и выставок-конкурсов, чисто профессиональных по своим задачам: городской «Конкурс в заданном формате», когда в фиксированное время учащимся предлагается выполнить задания по наброску или композиции, с натуры и по памяти непосредственно в мастерских нашей школы.
Есть выставки отчетные – по итогам минувшего учебного года; ежегодные отчеты о пленэрной практике; циклы отчетных и тематических выставок, таких как «Учитель и ученики». Они проводятся в выставочных залах школы и экспонируются в витринных окнах НХМ.
Все выставки призваны визуализировать результаты творческой деятельности юных художников города, ставить и иллюстрировать  методико-теоретические, практические и чисто художественные  проблемы. Приведем конкретные примеры.
Начиная с осени 2014 года, в выставочную практику ДКГ был введен цикл «Встречи на выставках», призванный расширять и углублять принятую в системе  художественного образования традицию «Учитель и его ученики».
Первая экспозиция этого цикла по учебной программе «Композиция декоративная»  называлась «Декоративность как принцип». В экспозицию были отобраны произведения юных художников ДШИ города и зрелых мастеров искусства, членов ВТОО «Союз художников России»: А.И. Думлера, Е,П. Гавриловой, В.Ю. и Н.А. Спесивцевых. В итоге был смоделирован единый экспозиционный контекст. «Детские» и «взрослые» изобразительные ряды наглядно отражали изучаемые на уроках понятия: «плоскостность изображения», «силуэт», «ритм», «лаконизм языка», «симметрия», «приемы стилизаций и обобщения натуры», «индивидуальность авторского мышления», «стилевое единство». Те качества художественной формы, которыми в совершенстве владеют профессиональные художники  и которые должны освоить юные художники.
Во время презентации, экскурсий и встреч с художниками, зрителям – учащимся ДШИ было предложено самим собрать такие постановочные натюрморты, в которых бы предметы и драпировки между собой не конфликтовали. Кроме того, каждой группе предлагалось оценить постановки друг друга, проанализировать, и если необходимо скорректировать. Такая интерактивная форма контакта со зрителем привнесла в экспозицию атмосферу живости, увлекательности и дух соревнования. Она позволила участникам проекта со стороны оценочно, профессионально отнестись к постановкам, понять внутреннюю логику учебных заданий.  
В серии «Встречи на выставках» был осуществлен проект: «Master  Guach». Название подчеркивает намеренно приподнятое, уважительное отношение к материалу. Внешняя сторона идеи – открытие возможностей хорошо известного «детского» материала  на примере творчества двух известных в Кузбассе мастеров гуашевой живописи. Своего рода – это   статичная форма «мастер-класса».  Но наглядным методическим пособием она была лишь отчасти. Интрига выставки состояла в противопоставлении двух диаметрально противоположных образно-пластических систем – предметного и абстрактного искусства. Один художник (А.А. Каменев) работает гуашью деликатно, в «акварельных», мягких традициях; другой (А. С. Попов) живописно, экспрессивно и пастозно, как масляными красками. Анализ и сопоставления, поиски аналогов в «детской» части выставки, попытка выделить общие стилистические признаки и найти исключения в общем контексте экспозиции – и стало внутренней задачей проекта: научить читать выставки, анализировать и размышлять вслух.
Но как бы профессионально ни была построена экспозиция,  полностью перед зрителем она раскрыться не  может. Внутренние ресурсы идеи любого проекта призваны раскрывать аннотации, беседы, экскурсии. И самая действенная и привлекательная для зрителей форма – комплексная. Как показывает практика, если в названии проекта содержится пиар-интрига, а презентация снабжается аудио-визуальной, вербальной информацией и даже методическими объектами, то выставка вызывает более устойчивое фиксированное внимание. В данном случае использовались фотографии мест Саяно-Алтая, в которых эти авторы собирали впечатления и этюдные материалы. Сопоставления,  анализ композиций, обсуждение средств художественной выразительности давали возможность для диалогового общения. Юным художникам было предложено выполнить копии с картин по выбору в течение короткого времени. Это действие оживило атмосферу вернисажа, вывод, к которому пришли учащиеся: «Скопировать можно, но нужно находить свои образные средства».
Идея выставки 2015 учебного года – «Таланты и поклонники: опыт  сравнительного анализа» показалась коллегам небесспорной.  Она была посвящена 185-летию А.К. Саврасова и 175-летию Клода Моне.
Под «талантами» подразумевались две мощные творческие  фигуры конца 19 века (Саврасов и Моне), юбилеи которых состоялись в 2015 году.
Под «поклонниками»  –  участники выставки, которые, как и профессиональные художники, вольно или невольно следуют определенным традициям. Открытие этой экспозиции было приурочено к выходу на пленэрную практику и включало интерактивную форму работы с лекционно-экскурсионным и методическим обслуживанием:  экспозицию  репродукций картин, трансляцию видеоряда, обсуждения. В контексте выставки была развернута методическая экспозиция с образцами и рекомендациями, как работать на пленэре: писать цветы на воздухе, деревья, архитектурные объекты.
От участников проекта принимались работы, строго отвечающие ее концепции: ориентированные на классические, академические традиции пейзажной живописи, а так же «французистые» по характеру изображения, эстетски изысканные по тематике и манере письма. То есть, были обеспечены  возможности для сравнительного анализа методов двух выдающихся художников, возможности сопоставления и анализа пленэрного опыта современных учеников школ внутри их экспозиционного ряда и так далее.  
В  цикле «Встречи на выставках» были проведены еще две выставки: «О тех, кто рядом. Выставка в жанре анималистики обучающихся ДШИ города» при участии членов «Союза художников России»: Е.П. Башариной и Т.Н. Никулиной, которые были представлены разными графическими техниками: карандаш, тушь, акварель, масло, а изобразительные ряды включали этюды с натуры и  стилизованные образы птиц. Эта экспозиция давала повод порассуждать не только об искусстве (о чем говорится  на каждой выставке – о стилистических приемах и техниках). Но и о таких понятиях как «экология души», о философском учении «пантеизм», которое разделяют художники, об особенностях мировосприятия юных и взрослых художников, об отношении  к миру природы.   
На нее были выбраны лучшие, самые эмоциональные и самые выразительные рисунки и композиции. Все детские школы искусств города в ней приняли  участие с большим удовольствием – дети любят рисовать животных, птиц и рыб. «Детская» часть экспозиции была жизнерадостной по мироощущению.  Вторую часть экспозиции составили работы членов Союза художников России: Елены Петровны Башариной и Татьяны Анатольевны Никулиной. Выставка показала, что взрослым авторам свойствен критический взгляд на жизнь, они видят на улицах бродячих собак и кошек, погибших птиц. Видят и пишут с сочувствием и болью. Так перед зрителями неожиданно открылись две стороны жизни животных: благополучная и не очень.
Преподаватель ДШИ № 47 – Татьяна Никулина представила десять работ драматичных по содержанию, сродни репортажам с места жизни дворовых или брошенных собак и кошек, живущих на окраине города, так называемой – промзоны.
Елена Петровна Башарина показала серию «Мои птицы». Одни, написаны этюдно, с натуры, другие нарисованы условно, как символы птиц, которых она наделила чувствами, свойственными человеку. Ее птицы берегут гнезда, ссорятся, прижимаются к друг другу, как члены семьи, прижимают к себе  заболевших птенцов, погибших оплакивает птичий Ангел… В беседах по экспозиции, дети пришли к выводу, что мир, представленный в работах всех участников выставки  – хрупкий и беззащитный без участия человеческой души. Выставка учила смотреть, оценивать, анализировать и думать. С точки зрения идеи, она на тему гуманизма и на тему возможностей изобразительного искусства, способного заставить по-новому, более пристально взглянуть на окружающий мир.
Очередной выставочный сезон 2016 – 2017 года Галерея начала с выставки: «Акварель. Секреты мастерства», участниками которой стали юные художники пяти школ искусств Новокузнецка и ведущие мастера акварельной живописи – члены ВТОО «Союз художников России»: Елена Павловна Гаврилова и Владимир Тимофеевич Васильев. Заметим, что Елена Гаврилова одной из первых вернула акварельную технику в практику художественных школ в нашем городе, до этого предмет «живопись» изучался  исключительно в гуаши.
Творчество этих авторов продемонстрировало начинающим технический и художественный уровень возможностей работы в акварели, приемы академического письма лессировками (российская традиция), английскую и итальянскую техники письма по сырому и сухому, комбинированные приемы. Выставка, включившая более 80 произведений,  стала и смотром, и демонстрацией умения владеть техникой акварельного письма. Считается, что освоение эстетики акварельной живописи обогащает творчество начинающих, как с точки зрения процесса созидания, так и с точки зрения восприятия окружающего мира; что акварель содержит в себе большой воспитательный потенциал в подготовке будущих художников, так как помимо структурообразующих компонентов: композиции, пластических свойств живописи, она несет в себе более эмоционально чувственное содержание.
Детская картинная галерея продолжает заниматься поисками  инновационных форм работы в контексте учебно-образовательного процесса художественных отделений школ. Развитие новых форм выставочной работы с юными художниками города и региона она считает своей приоритетной задачей.

Литература:
1. Высоцкая Т.М. Декоративность как принцип: каталог выставки. – Новокузнецк, 2015

Высоцкая Татьяна Михайловна, искусствовед, руководитель Детской картинной галереи Детской школы искусств №1, член Союза художников России, заслуженный работник культуры РФ