Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Презентация программ эстетического воспитания культурно-образовательного отдела Новокузнецкого художественного музея

«Все начинается с детства…» это не просто крылатая фраза, а серьёзная формула одного из основополагающих законов общественной жизни. В детских годах – истоки личности, определение жизненной судьбы человека… Детство это фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, общество. В настоящее время одним из перспективных направлений современной отечественной педагогики, периода детства, является музейная педагогика. И именно детская категория является приоритетной категорией музейного обслуживания. Поэтому многие образовательные программы активно внедряются в дошкольную и школьную практики.
Но что может предложить музей современному человеку, в частности ребёнку? Чему может научить искусство? Речь идёт об эстетическом воспитании. На взгляд некоторых людей, выросших без искусства, это безделица, которую на плечи не наденешь, которой никого не накормишь. Но если оставить наших детей без эстетического воспитания сегодня, завтра мы будем свидетелями всеобщего технократического перекоса, массовой эстетической и этической неграмотности. Программы эстетического развития призваны раскрывать и развивать потенциальные творческие способности, заложенные в каждом ребёнке с рождения.
Так, на протяжении многих лет сотрудниками  культурно-образовательного отдела разрабатываются и воплощаются на практике лектории и образовательные программы, предназначенные для разных возрастных категорий посетителей. Но все же приобщение к прекрасному следует начинать с самого раннего возраста ребёнка. Хотя довольно сложно оценить возрастное начало эстетического развития. Считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения, а некоторые психологи говорят даже о перинатальном периоде. Так появилась программа «9 месяцев в музее. Прикосновение». Пока только прикосновение. Это специальная программа для женщин на разных сроках беременности. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства.
Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что жизнь в утробе и  первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного  развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Исследователи генетического развития опубликовали сенсационные данные, о том, что 1/3 всех качеств человека, его психических и физиологических особенностей зависит от генов;  1/3 формируется в период внутриутробной жизни человека и только 1/3 – это то, что воспитывается и складывается в течение всей жизни. Таким образом, значение  внутриутробной жизни для человека равноценно всем воздействиям на него в  течение многих лет жизни после рождения.
Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь же интенсивно, как в перинатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в фактически совершенное существо, обладающее определенными способностями. Специальная программа, в основе которой лежит созерцание прекрасного, обращение к истокам народных традиций, только позитивное  общение с подлинными произведениями искусства, всё это в сопровождении спокойной, нежной музыки создает магическую атмосферу творчества, которая  благотворно влияет на душевное равновесие  мамочки и подготавливает рождение гармоничного, спокойного малыша. Более того, теоретические и практические занятия в области культуры и искусства не только несут радость, но и расширяют образовательный, интеллектуальный уровень будущих родителей.
Первое знакомство детей с музеем и огромным миром искусства начинается в студиях «Горошины» и «Солнышко». Сюда приходят самые маленькие наши слушатели 3-4 лет, а то и того меньше. Некоторые и карандаши-то  толком не могут держать в руках и не могут оторваться от мамы, поэтому занятия с  такими детьми проходят вместе с родителями. Эта программа ставит своей задачей  сформировать первые навыки «смотрения», посредством общения детей с музейной экспозиций через игру. Здесь нет пока связи выставка – объект – творчество. Гуляя по залам, ребёнок постепенно включается, вживается в эту сферу, которая  в дальнейшем, станет родной, знакомой, а главное интересной!
И музей поистине многим детям становится чуть ли не вторым домом. Попав однажды, дети не уходят отсюда по нескольку лет. Потому что существует большой  выбор музейных программ не только по тематике и интересам, но и по возрасту.
Так, например, дети, которые проучились в «Горошинке» или в «Солнышке» переходят в среднюю возрастную группу, и занимаются по программе эстетического развития дошкольного и младшего школьного возраста  «Школа маленького искусствоведа». Занятия этой программы направлены на развитие воображения, овладение изобразительной грамотности, обучению восприятию искусства через творческую деятельность. Дети постигают основы живописи, рисунка, композиции, лепки. Познают специфический язык искусства. Эта программа универсальна, работает в музее много лет и пользуется неизменным успехом, как у родителей, имеющих детей дошкольников, которые посещают музей в выходные дни, так и у педагогов детских дошкольных учреждений, приводящих детей организованно в будни дни в течение учебного года.
Следующее занятие по программе «Путешествие улитки» являются вторым этапом так называемого «Музейного всеобуча маленького искусствоведа». Освоив азы изобразительной грамотности и достигнув определённых знаний в области искусства, дети постепенно, не спеша переходят на следующую ступень познания уже мировой художественной культуры.  
Программа включает занятия по истории искусства с древнейших времён и до настоящего времени. Ребенок переживает через искусство все  исторические периоды, связанные с известными цивилизациями; знакомится со стилями и направлениями в искусстве. Чтобы погрузить ребёнка в ту или иную историческую эпоху, педагоги используют нетрадиционные формы занятий.
Так, например, на занятии по первобытному искусству лекционный кабинет превращается в пещеру первобытного человека. И дети с безумным интересом вглядываются в темноту, откуда из под слабого света фонаря или зажжённый свечи появляются, возникают на каменных стенах рисунки первобытного человека… А на улице раздаются раскаты грома и шум дождя, а может быть ритмичные мелодии плясок папуасов… Следующее занятие превращается в костюмированное зрелищное представление с переодеваниями. Представьте себе, что вас встречает милая, колоритная японка в настоящем кимоно и смиренно, чуть наклонившись,  ждёт, когда все успокоятся…, чтобы поведать о японской культуре и завершить встречу ритуальным чаепитием.
А следующая встреча произойдёт в горнице, в русской избе с огромной печкой, где варится в чугунке каша, а на столах стоят пироги и пузатый самовар. Здесь дети узнают, почти, всё о русской народной культуре, об истоках народных традиций. Теоретическая часть занятия, по традиции, заканчивается практической, где дети закрепляют пройденный материал посредством рисования или занимаются прикладным творчеством.
Так происходит постепенное, поэтапное освоение музейного пространства, исторических и культурных знаний.
Очевидно, что любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта; иначе не возможно его развитие,  и само существование. Поэтому, большое внимание мы уделяем воспитанию детей в русских народных традициях. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
В музее открыт зал декоративно-прикладного творчества.  Программа, по которой мы работаем здесь, называется «Кладовая ремёсел» и включает в себя  изучение истории быта русского народа, его мировоззрение, обычаи, литературный фольклор, промыслы и ремесла России и не только. Именно народное искусство обладает большими возможностями, развивает у детей художественный вкус. Слушая произведения народного творчества, рассматривая изделия декоративно-прикладного  искусства, дети познают истинную красоту, приобретают новые знания о жизни, о труде, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает,  как понимает красоту, о чём мечтает и т.д. Основное время на занятии уделяется выработке практических навыков росписи, умении работать с различными материалами и инструментами.
Как показала практика, лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний является творческая работа – самый естественный для детей способ освоения информации. Поэтому все музейные программы состоят из теоретической части, которая включает в себя беседы, экскурсии и т.д. и практической части, которая закрепляет знания пройденного материала.  Знания через руки, позволяют развивать в ребёнке природные художественные задатки, и творческий потенциал,  специальные способности, позволяющие само-реализоваться в различных  видах и формах художественно – творческой деятельности.
Последнее особенно актуально для самой популярной и посещаемой программы в музее студии детского рисунка «Акварелька». Эта программа формирует воображение, умение выразить свои мысли, впечатления в  рисунке. Это как раз та программа, где можно учиться бесконечно. Если все остальные программы рассчитаны на определённую возрастную категорию, и, как правило, на 1-2 года обучения, то здесь нет ограничений ни в возрасте, ни во времени.
Дети, которые переходят в "Акварельку", занимаются, пока не повзрослеют, по  5 – 7 лет. Причём были случаи, когда дети уходили в художественную школу по той только причине, что мы не выдаём официальных документов об образовании, а если кто-то собирается продолжать обучение в художественных училищах и ВУЗах,  нужны документы. Но часто дети, уходя в художественные школы, не могут там адаптироваться и приходят обратно.
Процесс художественно-эстетического воспитания и развития детей возможен лишь на основе постоянного соприкосновения ребёнка с подлинным искусством. Музей даёт возможность изучать процесс преемственности культуры и передачи культурного опыта через искусство, осуществляя общение с подлинным искусством! Именно подлинник находится в центре всех занятий с детьми в музее.
С музейной коллекцией напрямую связана ещё одна  культурно-образовательная программа «Виды и жанры изобразительного искусства»  
В заключение можно сказать, что искусство играет значительную роль в развитии человека,  формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к культурной среде. Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их нормального развития. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.

Андичекова Лариса Александровна, старший научный сотрудник Новокузнецкого художественного музея