Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Исследование культурного уровня молодежной среды города Новокузнецка

В каждом человеке существует естественное стремление к творчеству.1  Это может быть проявление интереса посредством наблюдения, изучения, узнавания чего-то нового, либо активное вовлечение в творческий процесс. Именно через реализацию себя в творчестве, человек создаёт условия для своего духовного развития. И это не является частным делом отдельно взятого человека. Родители, педагоги, взяв на себя роль наставников, могут передать свой положительный опыт в развитии души подрастающему поколению, направить и поддержать их начинания.    
У юношей и девушек, выражающих себя в творчестве «более сильное стремлением к личностной значимости, которое находит своё выражение в интенсивном процессе самопознания и самореализации; более зрелые жизненные цели; уверенность в собственных силах и способностях. Психолого-педагогические исследования подтверждают, что учащиеся старших классов и студенты, находящиеся на высоком уровне творческой активности, обладающие сформированной системой ценностей, характеризуются оптимизмом, жизненной целеустремленностью, высокими профессиональными целями, выраженным стремлением к творческим достижениям».2  
Автору данной статьи важно было определить интересы молодёжи Новокузнецка в области культуры, их предпочтения и вовлечённость в творческий процесс. Для этого было проведено анкетирование, в котором приняли участие 98 студентов Кузнецкого техникума сервиса и дизайна им. Волкова В.А. Из принявших участие в анкетировании – 79 девушек и 18 юношей. Выбор данного учебного заведения был не случаен. Здесь готовят специалистов таких профессий как парикмахер, флорист, дизайнер, специалист по рекламе. Все они в той или иной мере занимаются творчеством. Авторов проводимого исследования интересовал вопрос о влиянии творчества на личность, потому студентам предлагалось ответить на вопросы, которые условно можно разделить на пять блоков: 1) интересы; 2) музей как объект интереса; 3) творчество; 4) социальное поведение; 5) моральные нормы.  Проанализировав ответы, нам удалось вывести среднестатистический портрет студента данного техникума.
Большинству участников опроса исполнилось 17 – 18 лет. Из многообразия видов искусств молодые люди отдают предпочтение музыке. Их интересуют современные направления, рок, поп-музыка, инструментальные композиции. Почти половина опрашиваемых любит кино. Треть – выделяет для себя фотографию, изобразительное искусство и танцы. В литературных предпочтениях голоса разделились в равных пропорциях: респондентам интересна и поэзия, и проза. В течение года треть студентов читает от одной до пяти художественных книг. Почти столько же студентов признались, что не читают вовсе.       
Из тематики передач, фильмов и книг половина опрашиваемых выбрали жанры «ужасов», любовных романов, приключения и детективы. Треть респондентов предпочитают научную фантастику, фентези, путешествия и историю.   
Большинство студентов не посещают клубы по интересам и другие молодежные объединения. Ответившие же на этот вопрос утвердительно, состоят в студенческой школе актива, театральных студиях, курсах вожатых.
Четвёртая часть респондентов назвали своим хобби рисование. По восьмой части голосов у музыки, спорта и фото и видеосъёмки.
В сферу интересов студентов вошло посещение музеев города. Больше половины опрашиваемых посещали Кузнецкую крепость, Художественный и Краеведческий музеи. И считают, что в музей ходят для повышения культурного уровня, получения новых знаний и расширения кругозора. Развлекательная функция музея, отмечена лишь седьмой частью респондентов. Несколько человек утверждают, что в музеи ходить не стоит. Для половины респондентов музей – это храм искусства. Для многих он одновременно является и пережитком прошлого, и интересным местом. Шестая часть опрошенных откровенно скучает в музее.
Мы попросили охарактеризовать сотрудников музеев, назвав пять прилагательных. Почти десятая часть опрошенных не справились с заданием, перечислив лишь специальности. Так 16 респондентов утверждает, что в музее работают экскурсоводы, четверо называют охранников, трое – искусствоведов и т.д. В целом характеристика сотрудника музея выглядит оптимистично. Больше трети опрошенных отмечают высокую степень образованности специалистов музейного дела. Чуть больше десяти человек называют такие качества как отзывчивость и культурность.    
75 студентов занимаются творчеством. Из них 55% рисуют. Далее, по нисходящей, перечисляются виды занятий: спорт (лёгкая атлетика, боевые искусства, тренажёрный зал), занятия музыкой и вокалом, фото-видеосъёмка, декоративно-прикладное искусство, танцы, литературное творчество, графический дизайн, театральное искусство, техническое творчество.   
На вопрос, для чего человек занимается творчеством, большинство отвечают – для саморазвития, меньшинство – для результата. Чтобы освоить новый вид творчества шестьдесят студентов предпочитают обратиться к видео-урокам в интернете. Чуть меньше половины – готовы пойти на курсы. К сожалению, не все студенты в настоящее время реализованы в полной мере. Среди причин, по которым они не могут проявить свой творческий потенциал – отсутствие свободного времени, стесненные финансовые условия, отсутствие единомышленников и наставников.
Студенты признаются, что посещают некоторые городские праздники вместе с компанией друзей и родных. Интересно, что больше трети опрошенных хотели бы активно участвовать в городских мероприятиях в качестве выступающих или помощников организаторов. Узнают студенты о предстоящих событиях чаще всего в социальных сетях и интернете. Чуть меньше половины респондентов получают информацию от друзей.
Мы поинтересовались, как поведут себя опрашиваемые, если их друг совершит преступление или аморальный поступок в отношении другого человека. Половина из них ответили, что попытаются поставить его на путь истинный, таким образом, проявив обеспокоенность и заботу о его судьбе. Публично разоблачать друга никто не пожелал.
К пренебрежению нормами морали и некорректному поведению могут привести пагубные привычки. 77 человек из опрошенных признались, что пробовали алкоголь, 13 – наркотики. Несмотря на то, что вопрос довольно острый, ответить на него пожелали практически все.
Для решения серьезной проблемы большая часть студентов обратится за помощью к семье, и это не случайно. Главным в жизни для 75 человек является семья и дети. Примерно по сорок человек выбирают саморазвитие, карьеру и деньги. Около тридцати человек – красоту и искусство, развлечения и отдых.   
Итак, проанализировав ответы, нам удалось вывести средний образ студента данного техникума. Это девушка 17-18 лет. Она часто слушает современную музыку. Любит фильмы ужасов. Мало читает. Не состоит ни в каких молодёжных объединениях. Много рисует. Творчеством занимается для саморазвития. Хотела бы посещать мастер-классы или  студию, но свободного времени не хватает.  Поэтому часто ищет видео-уроки в интернете. Там же узнаёт о предстоящих городских событиях. Иногда ходит на них с друзьями, за которых искренне переживает. Посещает также и музеи, чтобы повысить свой культурный уровень. Восхищается высокой степенью образованности специалистов музейного дела. Она обращается за помощью к родным. Считает, что главным в жизни является семья и дети.
Перед нами возникает довольно привлекательный образ юного человека. С уверенностью можно сказать, что теория о положительном влиянии художественного творчества на личность в очередной раз подтверждается.
   
1 Каган М.С. Философия культуры/М.С. Каган. – Санкт-Петербург: Полиграф,. 1996. – 356 с.
 2 Яцкова О. Ю. Влияние формирования творческого потенциала на развитие личности старшеклассника // Молодой ученый. – 2011. – №12. Т.2. – С. 162 – 165.

Лабер Эльвира Антоновна, научный сотрудник Новокузнецкого художественного музея