Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Из истории каменного зодчества Кузнецка

Каменное строительство в Кузнецке начинается во второй половине восемнадцатого столетия. Это были сооружения церковного зодчества, гражданской жилой архитектуры и военно-инженерного искусства. Тем не менее, каменных сооружений в городе к 1917 году насчитывалось всего одиннадцать, из этого числа три сооружения с цокольными каменными этажами.
Общие тенденции, характерные для каменного зодчества Сибири, берут своё начало в архитектуре русского средневековья, но обогащаются мотивами и пластикой местных этнических культур. Первые каменные сооружения в сибирских городах появляются в Тобольске, Тюмени, богат каменными сооружениями в восемнадцатом столетии город Иркутск. Здесь с удивительной мощью формировалась барочная архитектура и, прежде всего, в православном зодчестве. Именно отсюда идёт влияние на формирование каменного зодчества Кузнецка, его первых сооружений. Ряд современных исследователей обращается к архитектуре Томска восемнадцатого столетия, усматривая в ней значительное влияние на каменную архитектуру Кузнецка. Но обратимся к достоверным историческим фактам и документам.
В 70-е годы восемнадцатого столетия кузнецкий купец третьей гильдии, староста деревянной Богородице-Одигитриевской церкви Муратов часто бывал по своим торговым делам в Иркутске. От имени своих прихожан он вёл переговоры с артелью каменщиков, которую возглавлял мастер Почекунин. Из жителей Кузнецка того времени никто не имел практики возведения каменных храмов и выделки кирпича. Эти два имени – Муратов и Почекунин – известны исследователю из книги И.С. Конюхова «Кузнецкая летопись», он был их младшим современником. Одновременно Муратов ведёт переписку с Тобольской Духовной Консисторией о разрешении Архиепископа на строительство новой церкви, что известно из архивных документов.
Наконец разрешение архиепископа было получено, и артель Почекунина приезжает в Кузнецк, налаживает производство кирпича на глинах реки Казачьей. Качеству кирпича уделялось особое внимание. Все эти события укладываются в первую половину 70-х годов восемнадцатого столетия. Итак, два имени – Муратов и Почекунин – стояли у истоков каменного зодчества в Кузнецке.
В мае 1775 года на границе верхней террасы (Нагорье) происходит освящение закладки каменной Одигитриевской церкви.
Объёмно-планировочная структура строящегося храма была традиционной, трёхчастной, имевшей два этажа. Особым изяществом отличался основной храмовый объём, фасады которого завершались изысканным силуэтом трёхлепестковых фронтонов, украшенных трёхступенчатым карнизом, межэтажным поясом, стрельчатыми наличниками полуциркульных окон второго этажа.
В 1780 году храм был освящён к большой гордости кузнечан за свой приход. Артель Почекунина не спешила уезжать из Кузнецка, впереди у них были немалые перспективы на новые объекты строительства.
В том же, 1780 году, за несколько месяцев артелью был выполнен заказ старосты Одигитриевской церкви Муратова И.Д. на строительство для его семейства каменного двухэтажного дома рядом с оградой Одигитриевской церкви. Небольшой дом удивлял горожан высокой кровлей, горницей второго этажа, имевшей высокие своды, как в старорусских жилых палатах. Фасады украшались карнизом простого рисунка, но особую изысканность им придавали кирпичные наличники волнистых очертаний.
Семья Муратовых жила в этом доме до 1800 года. Из документов Тобольского государственного архива известно, что в 1799 году в Петербурге был подписан документ (гр. Строгановым) о приобретении каменного дома купца Муратова для Кузнецкого уездного Казначейства. К этому времени заканчивалось строительство второго дома (также каменного) купца Муратова, более вместительного.
В конце восемнадцатого столетия в Кузнецке закладывается второй каменный храм, начинается строительство Преображенского собора (1792 год). Каменное зодчество восемнадцатого столетия в Кузнецке ограничило свои возможности барочной стилистикой, девятнадцатый век открывал дорогу архитектуре классицизма.
Два каменных двухэтажных дома по Береговой улице в центре Кузнецка, возведённых в первые десятилетия девятнадцатого века, являются ярким примером провинциального классицизма. Один из них был вторым домом купца Муратова, другой дом – купца Г. Лавыгина.
И тот, и другой дом невелики по масштабам, но их камерность была созвучна потребностям сибирской провинции. Основные объёмы выделены лопатками, они же подчёркивают строгую их пропорциональность и соразмерность. Межэтажный пояс и карниз этих построек тянется по всему периметру здания.
Два дома ещё в девятнадцатом веке меняли неоднократно своих владельцев и в зависимости от функциональных особенностей эксплуатации расширяли свои объёмы и нарушали гармонию пропорций. Но следует отметить одно важное обстоятельство, которое имело место в связи с реформами императрицы Екатерины Второй, влиявшие в целом на проблемы градостроительства. По распоряжению президента Императорской Академии художеств студенты архитектурного факультета под руководством профессоров выполняли эскизные проекты жилой архитектуры, исходя из сословных принципов граждан России и государственной важности объектов. Эти проекты рассылались в губернские строительно-архитектурные управления по всей России.
Владелец, желавший выстроить дом (если он жил в уездном городе), ехал в губернский город и просматривал в строительном управлении многочисленные альбомы с эскизными проектами. Так решалась проблема выбора. Если же речь шла о возведении важного государственного объекта, привлекались к решению маститые архитекторы, или объявлялся конкурс.
Почти как типовой объект возводился каменный собор Преображения Господня. На взгляд автора, в завершении главного объёма храма и колокольни присутствует некоторая тяжеловесность за счёт обилия деталей, прежде всего сдвоенных колонн на каждом ярусе.
Серединой девятнадцатого века определяются два памятника Кузнецка с цокольными каменными этажами. Один дом принадлежал купцу Фонарёву, другой – фельдшеру Линёву; обе усадьбы находились по улице Водопадной. Первый из них располагался напротив Преображенского собора и второй его этаж (деревянный) восстанавливался после пожара 1884 года. Нижний цокольный этаж сохранил свой изначальный облик, но второй этаж включил в свою стилистику декоративную пластику деревянного зодчества. Фасады второго этажа были обшиты «в ёлочку» деревянными пластинами. Карнизы включают деревянную резьбу по всему периметру здания, окна оформлены наличниками с изысканной резьбой. В цокольном приземистом этаже поддерживается традиция трёхступенчатого наличника, повторяющего лучковую форму окна. Дом фельдшера Линёва не сохранился, как памятник истории он больше известен как дом В. Куйбышева. Начальник воинской Кузнецкой команды Куйбышев В., отец революционера и впоследствии государственного деятеля, жил с семейством в доме Линёва (1905-1906 годы). И только фотографии, хранящиеся в коллекции городского краеведческого музея, дают представление об этом памятнике.
Последняя четверть девятнадцатого столетия обогащает каменное зодчество Кузнецка тремя памятниками, один из которых сохранился. В 70-ые годы был выстроен вместительный двухэтажный дом на Базарной площади, известный в истории города как дома купца Шукшина, хотя он и не был его первым владельцем. В этом доме семья Шукшина не жила, сдавая его в аренду частным лицам и организациям. Архитектурной особенностью дома Шукшина являлись торцевые фасады с небольшими ступенчатыми переходами от основной их плоскости и, самое главное, художественные находки – прямоугольной формы фронтоны по кровле всех фасадов завершались сложными извилистыми линиями.
Купец Шукшин в памяти современников оставался глубоко верующим человеком, поэтому строительство каменной часовни во Имя иконы Иверской Божией Матери, поставленной рядом с оградой Преображенского собора, воспринималось горожанами как большой православный праздник. Небольшой объём часовенки завершался куполом, в миниатюре повторяя купол собора. Этой часовней была увековечена память о погибшем императоре Александре Втором. Церковная дорогая утварь, как и шесть больших икон, были приобретены Шукшиным для этой часовни.
В 1899 году при спиртовом заводе был построен двухэтажный дом с использованием его под квартиры для служащих. Цокольный этаж был каменным, второй деревянным. В нём было много изысков, связанных с деревянным зодчеством в стиле модерн, но нижний каменный, рустованный, говорил о недавнем событии (1898 года). Это было восьмибалльное землетрясение в Кузнецке, поэтому первый каменный этаж укреплялся контрфорсами.
Дом сохранился до настоящего времени.
Таков краткий рассказ о каменном зодчестве нашего города. То немногое, что сохранилось из памятников Кузнецка и частично отреставрировано, напоминает нам о важности любой детали, события, имени для сохранения исторического самосознания.
В статье использованы архивные материалы Тобольского государственного архива (филиал Тюменского областного государственного архива), Томского государственного архива, книга «Кузнецкая летопись» И.С. Конюхова, издание 1995 года.

Шадрина Альбина Степановна, старший научный сотрудник Новокузнецкого художественного музея