Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Из опыта работы студии рисунка «Акварелька» Новокузнецкого художественного музея

Художественный музей в Новокузнецке был открыт в 1961 году на базе картинной галереи краеведческого музея, тогда ещё города Сталинска. Занятия с детьми начались осенью 1981 года, после переезда в новое просторное помещение, располагавшееся на первом этаже жилого дома по адресу ул. Кирова, 62. Сотрудники музея В.А. Откидач, Н.В. Брагина, Л.И. Бендас читали лекции по искусствоведению на доступном детям  языке. Каждый научный сотрудник разрабатывал свою программу. Валентина Андреевна Откидач предложила новое направление работы с посетителями – «В музей всей семьёй», занимаясь одновременно с детьми и родителями, дополняя беседы по искусству рисованием. В 1990-е годы появилась новая форма работы с детьми – «Музейные  мастерские», знакомящая с народными ремёслами на основе музейной коллекции ДПИ. К 2000 году научно-просветительским отделом было разработано 11 лекториев и теоретически-практических программ занятий, охватывающих разные виды изобразительного искусства и мировую художественную культуру: «История русского искусства 19-20 веков», «Лекции по всемирной истории искусства», «Виды и жанры изобразительного искусства», «Кладовая ремёсел», «Из истории православного искусства», «Слов драгоценные клады», «Уроки культуры и этикета», «Мода во все времена, «Школа маленьких искусствоведов», «Путешествие улитки», «Каникулы в музее». В разработке новых программ музея для групп учитывались пожелания учителей и воспитателей образовательных учреждений города. В 2004 году сотрудник НХМ Мункевич Оксана Владимировна разработала программу «Акварелька», знакомящую с жанрами изобразительного искусства, основами изобразительной грамоты и навыками работы с гуашью, акварелью, пастелью. Рисовать стали на мольбертах прямо в выставочных залах. На занятиях знакомились с подлинными произведениями искусства, рисовали  по представлениям и ассоциациям на заданную тему, натюрморты с натуры, пейзажи и портреты по памяти. Программа быстро становится самой популярной и посещаемой в музее, а у студии детского рисунка появилось одноимённое название «Акварелька». Студия не утратила популярности и сегодня. Занятия проходят в музее раз в неделю по 1,5 часа, в течение полугода (с октября по май). Каждый научный сотрудник работает в студии рисунка по собственной программе занятий, с учётом возраста  детей в набранных группах, планом выставочной работы музея, своих личных предпочтений.
Я начала курировать изостудию «Акварелька» в 2009 году. Мне сразу было предложено разработать свою программу. Мои занятия чаще всего строятся на музейной экспозиции. В нашем музее постоянно экспонируются выставки из фондов музея: «Икона», «Русское искусство 19–нач.20вв.», «Отечественное искусство  1950-1980-х гг.», «Декоративно-прикладное искусство». Помимо произведений из фондов нашего музея, довольно часто экспонируются привозные выставки из других музеев страны и из частных коллекций. Регулярно в стенах музея дети знакомятся с творчеством  сибирских авторов на персональных выставках.
Главный принцип наших занятий – «Учиться надо у великих мастеров». В музее дети встречаются с живописными или графическими пейзажами, натюрмортами, портретами, историческими и бытовыми картинами.  Мы не только разглядываем, изучаем, стараемся понять замысел картины, чувства и мысли художника, но и пытаемся даже копировать, пусть даже варьируя образы художников.  Учебное копирование очень полезное занятие для начинающего художника! Дети, более вдумчиво вглядываясь в произведения, пытаются повторить их по-своему или создать что-то своё. Старшие дети стараются тщательно скопировать картину со всеми подробностями, боясь что-то поменять и добавить от себя. Но я настраиваю детей не срисовывать, а пытаться по мотивам мастеров создать свой собственный образ. Рисунки получаются искренние и трогательные и у всех разные – у маленьких они наивные и эмоциональные, а большие дети стремятся, чтобы их рисунки были похожи на  произведения взрослых художников.
В музее можно наглядно показать отличие авторского рисунка и печатной графики, объяснить, как создавались иллюстрации к книгам, а также познакомить с художественными традициями народного искусства и рассказать, как жили наши предки. Знакомясь с изобразительным искусством, учащиеся закрепляют полученные знания, рисуя по мотивам картины или какого-либо сюжета иконы, по мотивам народных росписей. Используя образы скульптуры малых форм, народной игрушки, орнаменты, ребята создают свои композиции в листе. Дополнительно к подлинным произведениям из нашей коллекции, для более полного освещения изучаемой темы, мною используются репродукции, слайды, видео и фотографический материал с интернет ресурсов. Имея в поле основного интереса изобразительное искусство, мы обращаемся к литературным и историческим материалам. Такой подход способствует появлению представлений об искусстве как целостном и многообразном явлении, расширяет ассоциативные возможности восприятия, помогает овладеть «художественным языком».
В зале «Икона», обычно перед праздниками Рождества и Пасхи, проводится цикл занятий по  православному искусству. В теоретической части занятий дети получают определённые представления о Боге, о человеческой душе, о грехе, о мире невидимом Небесном и о земном, основные понятия об образах иконы, говорящих своим языком, полным знаков и символов. После беседы в зале музея, у живой иконы, в кабинете студии дети могут сами изобразить сюжет праздника или библейского события по своему впечатлению от экскурсии. В рисовании по мотивам иконы использую педагогический рисунок, схематично показывая и объясняя ход работы.  Стараюсь, чтобы мой рисунок был условным, понятным для детского восприятия. При изучении древнерусского искусства воспитывается в детях радость от того, что мы родились и живём в России; желание стать наследниками славных традиций русской истории.
Студийная работа музея ориентирована на получение знаний об изобразительном искусстве, овладение основами художественного изображения, приобщение детей к творчеству, на раскрытие художественных способностей и привитие музейной культуры юным посетителям. Занятия в студии развивают эстетические представления, кругозор, воображение, фантазию, пробуждают интерес к изучению родной культуры, вызывают  любознательность и наблюдательность, любовь к Божьему миру, желание творить, замечать окружающую красоту. Детские работы, представленные в нашей ежегодной отчётной выставке  в окнах музея, неизменно вызывают живой интерес горожан. Эти выставки способствуют популяризации деятельности музея, а наивные копии работ из коллекции музея вызывают желание увидеть подлинник. Работы наших студийцев неоднократно отмечены дипломами и грамотами на областных и международных конкурсах.

Чернышева Ася Валерьевна, научный сотрудник Новокузнецкого художественного музея