Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Выставочная деятельность Новокузнецкого художественного музея в XXI веке (2000 — 2016 гг.)

«Экспозиция – высший итог музейной работы».  
А.М. Эфрос


К рубежу XXI века НХМ уже мог говорить о крупнейшем собрании изобразительного искусства в Кемеровской области, о помещении в центре города, приемлемых выставочных площадях и сложившемся опытном коллективе сотрудников, что вылилось в яркую разноплановую и, главное, индивидуально окрашенную выставочную практику. Научные сотрудники музея, опираясь на собственные темы исследований, смогли создать ряд запоминающихся проектов, среди которых:
– Алтын-чер Саяно-Алтая. Диалог культур на пороге 3-го тысячелетия. Цикл выставок: «Искусство Хакасии», «Искусство Алтая», «Искусство республики Тыва» (кураторы: Л.Н. Ларина, Т.М. Высоцкая, С.В. Небогатова). Эти выставки охватывали широкое культурное пространство – традиционное и современное, народное и профессиональное искусство тюрко-язычного населения Саяно-Алтая (горную Шорию, Хакасию и Алтай) и были реализованы при поддержке ИОО фонда Сороса, Министерства культуры РФ и Министерства культуры республики Тыва. (1999 – 2002 гг.)
– След-1. Архаика. Традиции. Современность.
Региональная выставка, тема которой – влияние древней культуры Сибири на современное искусство. Название «След» образное, подразумевающее знаки, оставленные древними и традиционными культурами в памятниках и в сознании художников. Выставка собрала  работы известных сибирских художников, так или иначе преломляющих это влияние в своём творчестве (Николай Рыбаков, Алексей Хмелевской, Сергей Лазарев, Валерий Сысоев, Сергей Дыков). Авторами идеи были художники А. Суслов (Новокузнецк) и Александр Лазарев (Томск). (2000 г.)
– Декоративно-прикладное искусство Сибири (автор идеи О.М. Галыгина). На выставке было представлено более 1000 произведений ДПИ, включающих искусство мастеров из Омска, Красноярска, Томска, Кемерова, Новосибирска, Новокузнецка. (2000 г.)
– Выставка-конкурс новокузнецких художников «Век грядущий, век уходящий» (куратор – Т.М. Высоцкая). (2000 г.)
– Тени забытых предков... (автор  – М. В. Авдеева). Выставка, напомнившая зрителям о корнях – истоках нашей земли, стала своеобразной «попыткой размышления о судьбах народов, об исторической памяти».   Осуществлён при поддержке Института «Открытое общество» (фонд Сороса). (2001 г.)
– Проект «Меж дел земных...» (автор – Г.С. Иванова). Цикл выставок самобытных художников г. Новокузнецка, среди них выставки ДПИ «Чудо рукотворное». (2000 – 2001 гг.)
– Выставочный проект «Благодаря и вопреки» (куратор – Н.Н. Конюхова). Выставка произведений  изобразительного искусства людей с ограниченными возможностями, посвящённая 150-летию Всероссийского Общества инвалидов. Идея проекта заключалась в привлечении внимания горожан к творчеству и проблемам инвалидов; обеспечению им равных условий  в культурной жизни социума. (2003 г.)
Были проведены совместные выставочные проекты, такие как:
– «Сибирский сад – территория мечты» – совместный проект НХМ и Художественного музея «Либеров-центр» (г. Омск). (2002 г.)
– «Сто художников Сибири» – выставка ведущих художников Сибири (Барнаул, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск, Кызыл, Абакан). Совместный проект галереи «Сибирское искусство» и НХМ. (2003 г.)
– «Моя Сибирь» – выставка проходила в рамках реализации программы РАХ по работе с регионами, и была направлена на изучение состояния изобразительного искусства и художественного образования в Сибири. Стартовав в Новокузнецке, выставка проходила в Новосибирске, Красноярске, Иркутске, обогащаясь в каждом из этих сибирских городов новыми работами, новыми именами. Уже окончательно сформировавшись, выставка экспонировалась в Москве и Санкт-Петербурге.  (2002 г.)
– Региональная выставка «Мобилизация молодых. Традиция и эксперимент в творчестве нового поколения художников Западной Сибири». Выставка стала первым в Кузбассе проектом, объединившим творчество молодых художников Сибири, с возрастным цензом от 16 до 36 лет. На базе проекта была проведена научно-практическая конференция на тему «Территория и эксперимент в творчестве молодых художников Сибири. История и опыт художественного образования Сибирских учебных заведений». В выставке приняли участие молодые художники из Абакана, Барнаула, Алтайска, Томска, Омска, Новосибирска, Красноярска, Кемерово, Новокузнецка, Прокопьевска, Междуреченска. Данный проект стал победителем конкурса молодежных социально-ориентированных проектов «Город друзей – город идей», организаторами которого выступили ООО «ЕвразХолдинг» и Администрация города. (2007 г.). И многие другие.
В 2006 – 2008 годах музей переживал внутренний кризис, в результате которого произошло обновление половины научного состава музея. Таким образом, рядом с уже состоявшимися профессионалами своего дела Л.Г. Даниловой, А.С. Шадриной, Л.Н. Лариной, Л.А. Андичековой «рождался» обновленный коллектив. Процесс этот не простой, и главное, медленный. Не случайно слова А.М. Эфроса: «Экспозиция – высший итог музейной работы» являются эпиграфом к этой статье. Действительно, создание музейной экспозиции это долгий и во многом внутренний процесс, в котором гармонично соединяется изучение коллекции, знание истории искусства, погружение в современную художественную жизнь города и региона в целом, а также знание ее истории. Кроме этого важен экспозиционный опыт, знание особенностей помещения, его освещения и т.п.  Овладеть всем этим в экстренном, ускоренном порядке сложно или практически невозможно.
И в данной ситуации, энтузиазм и юношеская самонадеянность нашли хорошую школу – в лице старших сотрудников, с одной стороны, и возможность экспериментировать, что свойственно молодежи, с другой.
«Юные» сотрудники, начали осваивать коллекцию, хранящуюся в фондах музея. Ежегодно устраивались мини- выставки к юбилейным датам выдающихся художников РФ, консультантом при работе с которыми неоднократно выступала Альбина Степановна Шадрина, знающая этих художников лично. При изучении коллекции возобновлена работа по изданию буклетов, посвящённых как отдельным авторам, так и небольшим коллекциям, хранящимся в фондах.
Регулярные методические занятия по каждой проходящей в музее выставки учили сотрудников внимательно слушать мнения «старших» коллег, самостоятельно мыслить и уметь отстаивать свою точку зрения.
А материал для изучения был обширнейший, динамика выставочной деятельности с конца XX века и до сегодняшнего дня увеличилась в разы, если в конце 1990-х годов в музее проходило около 20 выставок в год, в середине 2000-х –  около 40, то на 2015 год их количество составило 56. Конечно, есть как внутренние причины данного роста (увеличение экспозиционных площадей за счёт открытого экспонирования в оконных витринах музея), так и внешние – современное существование музея в ситуации, при которой на первое место в показателях эффективности деятельности выходит посещаемость и самоокупаемость.
Современная социально-экономическая ситуация в городе тоже влияет на выставочную политику музея. Новокузнецк, не являясь туристическим центром, продолжает оставаться в сложной демографическая ситуации, а, следовательно, музею нужно ориентироваться на постоянный состав потенциальных посетителей. Поэтому музей старается так построить выставочную деятельность, чтобы человек, приходя в музей, смог найти как уже полюбившиеся образы (а такие, поверьте, есть), так и что-то новое. Именно это во многом объясняет сложившуюся систему экспозиции, в которой соединяется постоянная экспозиция, составленная из жемчужин собственной коллекции, и постоянно меняющиеся разноплановые выставки.
Остановимся поподробнее на тех направлениях выставочной деятельности, которые уже сложились в музее.
Выставки – научные публикации, т.е. выставки, основанные на научной работе музейного сотрудника. Показательными для данного направления являются выставки, созданные Л.Г. Даниловой и Л.Н. Лариной.
Лариса Георгиевна, продолжая свой многолетний научный труд по изучению художественной жизни Сибири и Новокузнецка, создала несколько масштабных выставок — научных публикаций. В 2010 г. – «Искусство Сибири 1950-1970-х гг.», в 2011 г. – «Искусство Сибири в 1980-х – 2000-ых годах». В 2011 году вышли в свет два каталога: «Искусство Новокузнецка в собрании НХМ (графика)» и «Искусство Новокузнецка в собрании НХМ (живопись)» (автор-составитель Л.Г. Данилова).
Лариса Николаевна остается верной выбранной миссии – «возрождение культуры межнационального общения как основы сосуществования этносов», для чего продолжает изучение искусства Южной Сибири, реализуя в музее выставки этнической направленности. За последние годы ею курировались следующие выставки: «Искусство ближнего зарубежья (2009 г.),  «Лики древней Хакасии» (2009 г.), персональные выставка Л. Арбачаковой: «Три мира Любови Арбачаковой» (2009 г.) и «Анзас-Мрассу» (2013 г.), «Петроглифы Хакасии. Древность и современность» (2013 г.), выставка графических работ В. Тодыкова «Художник-Алып» (2014 г.).
С неизменным почтением сотрудники музея относятся к теме Великой Отечественной войны. Периодически проводятся выставки художников-фронтовиков «Острова памяти». В годы юбилеев Победы в ВОВ были созданы комплексные выставки, в 2010 году – «Великая Отечественная война глазами художников», в 2015 – «Годы, опалённые войной». В 2010 году на выставке были представлены произведения из фондов НХМ, а также карикатуры военных лет из коллекции Новокузнецкого краеведческого музея. В 2015 году для организации  выставки был привлечен целый ряд организаций – Совет ветеранов войны и труда г. Новокузнецка, Новокузнецкий поисковый отряд «Сибиряк», МАУК «Новокузнецкий краеведческий музей», Музей боевой и трудовой славы ДК «Алюминщик», МБУ «Архив города Новокузнецка», МБУ «Муниципальная информационно-библиотечная система г. Новокузнецка» и др. Идея проекта заключалась в том, чтобы показать вторжение военной действительности в мирную жизнь людей, для чего в первом зале экспонировались  произведения художников, написанные накануне войны, во втором – посвященные Великой Отечественной войне и в третьем – созданные в послевоенные годы. Резкая смена характера экспозиции создала ощущение вторжения чего-то инородного в человеческое существование, чем, бесспорно, является любая война.
Результатом многолетней работы стало издание в 2010 году каталога «Художники Новокузнецка – участники Великой Отечественной войны» (автор-составитель: Л.Г. Данилова) и в 2015 году каталога «Великая Отечественная война в произведениях советских художников (из фондов НХМ)» (автор-составитель: Л.Н. Ларина).
Выставочная работа Л.А. Андичековой, в основном направленная на культурно-образовательную деятельность музея, неоднократно выливалась в выставки дидактического характера – «Жанры и техники», а многолетняя работа с коллекцией ДПИ в 2016 году была увенчана созданием обновленной постоянной экспозиции  – «Наследие народных культур».
Л.А. Авдеева и О.Ю. Мешкова, курируя работу художников-любителей объединения «Сибирские просторы», стали организаторами ежегодных выставок участников данного объединения.
Научная работа А.В. Клещевского, уже много лет посвященная изучению истории православия и, в частности, бытованию икон в нашем городе, привела к созданию одного из вариантов постоянной экспозиций икон, а также к идее создать целую персональную выставку «местного» иконописца, которую, надеюсь, он сможет реализовать.
Может возникнуть вопрос, почему проект пока не реализован? И здесь мы коснёмся проблемы актуальности экспонирования выставок – научных публикаций. Не являются ли они выставками направленными только на восприятие зрителей-профессионалов, будут ли такие выставки интересны обычному посетителю музея, будут ли они аттрактивны.
Эти вопросы я бы оставила открытыми, но хотела бы поделиться опытом, как мы попытались найти компромисс в данной ситуации. Да, изучение коллекции это первая ступенька, или фундамент в работе музейщика, но изучать коллекцию и писать научные статьи только для собственного саморазвития это роскошь, которую в современной борьбе за посетителей музейные сотрудники не могут себе позволить. Экспонировать же выставки – научные публикации порой нам не позволяет динамика экспозиционной практики, а следовательно,  нехватка свободных площадей.
Поэтому мы создаем виртуальные выставки на официальном сайте музея, где размещаются изображения произведений из нашей коллекции, краткая аннотация, а порой и научная статья по данной теме («Произведения красноярских художников в фондах НХМ», «Произведения омских художников в фондах НХМ», Е.Е. Моисеенко «От эскиза к картине» и др.)  
Таким образом, виртуальные выставки позволяют, с одной стороны, представить произведения наибольшему числу зрителей, не используя при этом экспозиционную площадь музея, а с другой стороны, это попытка научного изучения коллекции.
Другим направлением выставочной деятельности НХМ является экспонирование выставок из других музеев и частных коллекций. Активность в данном направлении является показателем установления партнерских отношений с различными музеями нашей страны  и позиционированием музеем себя как ведущей выставочной площадки в городе. За последние 8 лет состоялись следующие выставки:
– «Мгновения вечности» Дзянь Ши-Лунь  (из фондов «Историко-этнографического музея-заповедника Шушенское» (2009 г.);
– Проект «Чархпалах – колесо вселенной» (г. Самарканд, рес. Узбекистан) и «Светлые лики», представленная Галереей сервиса частных коллекций «ID» (г. Рига, Латвия), состоявшиеся благодаря кураторству Е. В. Флах (2010 г.);
– «Во славу Пресвятой Троицы» иконы XVI – XIX вв. из Ярославского художественного музея (2011 г.);
– Выставка одной картины «MADONNA DEL POPOLO. Рафаэль Санти» из Нижнетагильского музея изобразительных искусств (2011 г.);
– Выставка картин Николая Константиновича Рериха и Святослава Николаевича Рериха «От России до Гималаев» Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (г. Москва) (2011 г.);
– Выставка русского искусства «Море, солнце, Крым» из Ярославского художественного музея (2012 г.);
– Выставка ДПИ, скульптуры и графики «Продолжая традиции собирательства» из фондов Государственного музея искусств народов Востока (2012 г.);
– «О тебе радуется» – выставка, посвящённая образу Богоматери в русской иконописи и ДПИ (XIII – XX вв.) из собрания Музея имени Андрея Рублева (г. Москва) (2013 г.);
– «Дракон и феникс» из фондов Государственного музея Востока (2014 г.);
– «Пакт Рериха» из фондов Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (г. Москва) (2014 г.);
– «Лики русской иконы» из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева;
– «Знакомый ваш Сергей Есенин» из фондов Государственного музея заповедника С.А. Есенина (с. Константиново, Рязанская область) (2016 г.);
– «Сальвадор Дали. Священное послание», «Рапсодия страсти. Сальвадор Дали & Пабло Пикассо» и «Все оттенки света Густав Доре», московской компании «Арт-гид» (2013, 2015, 2016 гг.).
Простое перечисление их уже производит впечатление!
Не частыми гостями для сибирских городов являются выставки художников и фотографов европейской части России, но и с их творчеством НХМ старается знакомить своих посетителей. За этот период у нас гостили произведения Арона Зинштейна (г. Санкт-Петербург) (выставка «Белый пароход на реке Неве» – 2010 г.), произведения Московской школы акварели С. Андрияки (2010 г.),  Ильи Глазунова («Куликово поле» – 2011 г.), Никаса Сафронова (2011 г.), Николая Боцмана (г. Тобольск); «Товарищества передвижных художественных выставок – 21 век» (г. Москва, Санкт-Петербург и др. (2015 г.), Валентины Диффине-Кристи (г. Москва, 2016 г.)
Фотографии Екатерины Рождественской «Частная жизнь» (г. Москва) и фотографии Ольги Каменской с выставок «Байкал. Царство воды и льда» (2011 г.) и «Причуды и загадки северных морей» (2014 г.)
Особо хотелось бы отметить выставку нашего земляка Эдуарда Зеленина, приехавшую к нам из Франции, где он жил в последние годы своей жизни: «Эдуард Зеленин. Возвращение шедевров» (2015 г.).
И третьим основным направлением выставочной работы музея по-прежнему остается отражение современной художественной жизни региона и нашего города.
В залах музея с успехом прошли персональные выставки сибирских художников. Выставки графики и живописи Андрея Поздеева (совместно с фондом А. Поздеева), Николая Рыбакова и Константина Зинича (г. Красноярск), персональные выставки Георгия Кичигина и Сергея Баранова (г. Омск), Омбыш-Кузнецова (г. Новосибирск), Ларисы Пастушковой (г. Барнаул), Михаила Чевалкова (Горно-Алтайск) и Олега Комарова (г. Прокопьевск).
Музей стал площадкой для кураторских проектов – «Россия Абстрактная Сибирь» (куратор Михаил Паршиков, г. Новосибирск; 2010), «Сибирский Андеграунд. 20 лет спустя» (куратор Владимир Назанский, Музей современного искусства «Эрарта»; 2015 г.); «Сибирская неоархаика» (совместно с галереей «Сибирское искусство», директор О.М. Галыгина; 2015 г.).
Являясь активным участником  современной художественной жизни города, в   2009 году Художественный музей масштабными выставками отпраздновал 20-летие Новокузнецкой организации СХ и 10-летие отделения станковой живописи Новокузнецкого колледжа искусств. А сколько персональных и юбилейных выставок видели его стены за 16 лет! Юбилейные выставки Леонида Ключникова (2011 г.), Игоря Бессонова (2012 г.), Николая Ротко (2014 г.), Александра Брагина (2015 г.), Анатолия Брызгунова (2015 г.), Петра Рещикова (2016 г.), Александра Гаврилова (2016 г.), курируемые Л.Г. Даниловой. Но и молодые сотрудники музея постепенно учатся мастерству создания персональных выставок: В.А. Бурлакова открыла выставку А.С. Попова «Русский берег» (2010 г.), Т.М. Таипова – выставку В. Протопопов «Живопись» (2010 г.), О. А. Быкова – выставку И. Смирнова «Фабрика монстров» (2010 г.); «Молодые художники Новокузнецка, выпускники и студенты художественных ВУЗов» (2011 г.), Л.А. Авдеева – «Памяти художника Альбертины Фомченко» (2010 г.), Е. П. Попова – выставку Руслана Кожевина (2012 г.), А.В. Чернышова – выставки А. Каменева и А. Храброго (2013 гг.), Н.В. Рождественская – выставку Э. Зеленина (2015 г.).
Музей также остается и хранителем художественной истории города, создан цикл выставок «Календарь знаменательных дат», посвященный юбилеям старейших художников, чьи судьбы неразрывно связаны с Новокузнецком.
Создание постоянной экспозиции, как наиболее сложный процесс, всегда курируется «старшими» сотрудниками, но и «молодое» поколение порой имеет возможность испытать свои силы. Сейчас в музее на правах постоянной экспозиции  работает выставка «Шедевры старых мастеров». На выставке представлены жемчужины коллекции музея – полотна художников академической школы, выполненные по строгим канонам искусства XIX века. Созданная группой сотрудников, эта выставка иллюстрирует соединение классического подхода и новых  методов работы. Экспозиция, построенная по тематическому принципу, дополнена  интерактивными зонами для юных посетителей со следующими заданиями: найди отличия, подбери недостающий фрагмент и что исчезло с картины.
Молодые сотрудники музея, изучая музейную коллекцию, создают и авторские выставки. Отметим как наиболее удачную за последние годы выставку для детей  «Путешествие в сказку» (Е. Козлитиной). Данная выставка соединила в себе детскую книжную иллюстрацию и скульптурные изображения сказочных героев. Ценным дополнением стал специально разработанный для неё путеводитель с творческими заданиями.
Таким образом, в 21 веке НХМ, находясь в сложной социально-экономической ситуации, пережил внутренний кризис, но смог удержать высокую планку культурного центра нашего города, продолжая активно работать по всем направлениям выставочной деятельности.
Подойдя к 55-летнему рубежу, можно с уверенностью сказать, что музей всё ещё юн, он живёт, развивается, с уважением относясь к достижениям прежних музейных сотрудников, стремится быть достойными продолжателем лучших традиций и создателем новых.
В заключение хотела бы сказать, что музей это, прежде всего люди, которые в нём работают. И если в музее работают пытливые, упорные, самокритичные и одновременно творческие люди, то и выставки в таком музее будут иметь научный фундамент, концептуальный подход, артистичный перформанс на открытии и увлекательную экскурсию или квест для посетителей, вот тогда экспозиция действительно будет высшим итогом музейной работы. В день рождения хотелось бы пожелать НХМ таких сотрудников и такие выставки!

Источники и литература:
– Архив МБУК НХМ. Ф 2/1. Выставки 2000 – 2016 гг.
– Алтын-чер Саяно-Алтая: Каталог. Сборник материалов/ авт.-сост. Л. Ларина. – Новокузнецк, 2001.
– Высоцкая Т.М. «Из опыта экспозиционной деятельности НХМ 1997 – 2007 гг.»
– Ларина Л.Н. «Выставки традиционного и современного искусства Южной Сибири в художественном музее как способ строительства единого культурного пространства// Мартьяновские краеведческие чтения (2005 – 2006): Сборник докладов и сообщений. Минусинск, 2007.
– Небогатова С.В. «Обзор выставочной практики НХМ. (К вопросу о выставочной политике музея).// Евреиновские чтения. – Новокузнецк, 2000.
– Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий.//Музей и современность. –  М., 1986.
– Литвинов В.В. Практика современной экспозиции. – М., 2005.
– Майстровская М.Т. Экспозиционный дизайн музеев на рубеже веков./Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX – XXI веков./ Труды ГИМ. Вып. 127. – М., 2001.
– Музееведческая мысль в России XVIII – XX вв.: Сборник документов и материалов. / Колл. Авт.// Отв. Ред. Э.А. Шулепова. – М.,2010
– Музейное дело России./Под. ред. Каулен М.Е., Косовой И.М., Сундиевой А.А. – М., 2010.
– Поляков Т.П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции). – М., 1997.
– Экспозиция и экспозиционер: Конспект лекций / М.Е. Каулен. М., 2001.

Попова Евгения Петровна, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Новокузнецкого художественного музея