Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Л.Лакко. Рукописные книги в собрании музея

Изучение бытовавших в Сибири рукописных сборников, литературных и исторических сочинений нельзя, конечно же, вести в отрыве от общерусской традиции, от анализа сборников и списков, бытовавших на запад от Урала. Поэтому мы и обращаемся к русской рукописной книге, история которой началась добрую тысячу лет назад.
Немногие сохранившиеся до нашего времени экземпляры являются не только памятниками старины, но и подлинными произведениями древнерусского искусства, имеющего свои особенности в оформлении, на которых мы и остановимся в данном исследовании.
Оформление русской рукописной книги на всем протяжении ее развития было в высшей степени декоративно, по-праздничному красочно и многообразно. Одним из основных средств украшения рукописных текстов был орнамент. В разное время это был старовизантийский, тератологический, плетеный и неовизантийский. Он декорировал многие элементы книги – заставки, инициалы (буквицы), концовки, рубрики на полях.
Титульного листа рукописная книга не знала, и оформлению начальной страницы уделялось особое внимание. Ведущим элементом в ее композиции была тщательно и  сложно исполненная заставка; инициал занимал по отношению к ней подчиненное положение.
Многие рукописи включали иллюстрации в виде красочных миниатюр, выполняемых в живописной или графической манере. При этом использовалась яркая жизнерадостная раскраска, сочетающая часто красный, зеленый, желтый и синий цвета. Шрифтовое оформление рукописей в значительной мере усиливало их декоративное богатство. Отдельные буквы или слова текста акцентировались яркой киноварью, да и сам текст обрамлялся нередко орнаментом или упрощенными изображениями архитектурных построек. С конца 14 века для написания заголовков применяется вязь, письмо особо сложного, орнаментального начертания.
Книги «одевались» в красивые и прочные переплеты, сделанные из деревянных досок, обтянутых кожей, парчой или бархатом, с узорными металлическими бляшками и уголками, а некоторые из них и с драгоценными камнями. Для большей сохранности переплеты обивались тонкими гвоздиками с выпуклой шляпкой, снабжались особыми застежками.
Мастер при создании рукописной книги всегда ощущал зависимость своих решений от типологии книги, ее назначения и бытования в определенных условиях восприятии.
Так, книги культовые, т.е. богослужебные, предназначенные к постоянному публичному чтению, пишутся крупным уставом или полууставом, обладают большими расстояниями между строками и крупными полями. В большинстве случаев такие книги пишутся в один столбец, а в случае двустолбцового письма расстояние между ними выдерживается достаточно большим. В свою очередь, книги, предназначенные для частного, домашнего чтения чаще всего имеют меньший формат, написаны они полууставом, полууставом, переходящим в скоропись или скорописью.
Выбор иллюстрационной системы, как правило, определялся типом книги или жанром литературного произведения. Простейшая и общая для всех типов иллюстрационная схема содержит «фронтиспис» – выходную миниатюру и украшенную орнаментальной заставкой, а часто и инициалом начальную страницу рукописи. Внутри текста последующее его членение украшено заставками и инициалами в соответствии с литературной композицией произведения.
При изучении коллекции Новокузнецкого художественного музея, конечно же, необходимо опираться на изложенные выше теоретические предпосылки, отмечающие основные приметы рукописного произведения. Исследование музейной коллекции, безусловно, предпринималось и ранее. Серьезную научную работу в этом направлении проделала М.В. Авдеева. При этом можно выделить ее атрибуцию и тщательный анализ старопечатного издания «Толковое Евангелие» Ф. Болгарского 1764 года. Кроме того, изучение старообрядческой рукописи «Деяние сего света и будущаго», выявление литературных и изобразительных источников миниатюр данной книги,  легло в основу серьезной дипломной работы М.В. Авдеевой, а также отдельной публикации.
При небольшом количестве в нашей музейной коллекции экземпляров редких изданий (26), примерно пятая их часть является либо полностью рукописными книгами, либо включает в себя рукописные элементы.
Полностью рукописными экземплярами являются следующие книги:
1) «Октоих и Обиход» 19 века
2) «Тропарь Ангелу хранителю», атрибутированная началом 19 века
3) «Службы», также относящаяся к 19 веку
4) «Деяния сего света и будущаго» (19в.)
5)  «Домострой» (19 в.)
Две книги: «Послания и деяния Апостолов» и «Псалтырь»  – включают в себя как печатные, так и рукописные страницы.
Так, в «Посланиях и деяниях Апостолов» большая часть текста является печатной – это страницы 11-12, 14-873; а возможно утраченные листы 873-991 и 993-994 – рукописные.
Напротив, в «Псалтыре», включающем в себя 197 листов, основная часть представляет собой рукописный текст. Это листы с 33 по 197, а с 1 по 31 – печатные страницы.
Следует отметить, что почти все редкие рукописные издания музейной коллекции относятся к старообрядческой литературе. Пожалуй, только благодаря старообрядцам такой редкий и древний род литературы, как рукописная книга, сохранялся вплоть до начала 20 века.
Внешний вид, украшения книги, орнамент, заставки индивидуальны для каждого экземпляра нашей коллекции. Они характеризуют и переплетное дело, и ювелирное искусство, и ремесло обработки металла, и вкусы той или иной среды, того или иного времени.
При изучении музейной коллекции необходимо учитывать, что  постепенно к 19 веку происходит некоторое опрощение рукописной книги: как внутреннее – содержательное, так и внешнее – оформительское. Последнее обстоятельство проявляется в том, что многие рукописные книги в то время пишутся скорописью, часто даже небрежной. Встречаются тексты, написанные шрифтом, который лишь условно можно назвать полууставом, но зачастую он чрезвычайно примитивен. Типичным становится смешение полуустава и  скорописи в рамках одной рукописи. Нередок полуустав, переходящий в скоропись. Часть книг написана в подражание печатному шрифту (кириллическому и гражданскому).
Беднее становится и украшение рукописей. Миниатюры на страницах рукописей 19 - начала 20 в. встречаются крайне редко. Традиционно киноварные заголовки и инициалы становятся чернильными (фиолетовыми и черными), а  попадающиеся еще киноварные отличаются примитивизмом. Наиболее распространенное украшение рукописей было основано на подражании старопечатному стилю, то есть рисованные заставки и инициалы перекликались в той или иной степени с изданиями кириллической печати. Нередко бытуют и внестилевые несложные заставки и инициалы, украшенные простейшим травным и геометрическим орнаментом. Проще становится и переплет рукописной книги. Вместо прежних роскошных окладов распространенными стали картонная обложка, доски в коже или ткани или бумажная обложка.
Эти тенденции прослеживаются и на примере рукописных экземпляров из коллекции НХМ, большей частью относящихся к этому времени.
Например, упоминавшаяся уже старообрядческая книга «Послания и деяния Апостолов» была создана около 1787 года, что подтверждает бумага с лицевыми датами 1786, 1787. Эта богослужебная книга была предназначена для отправления религиозных обрядов староверов. Строгое старопечатное издание большого формата не содержит в себе миниатюр. Как уже упоминалось, в этой книге лишь небольшая часть утраченных страниц переписана вручную, почерком, копирующим кириллический шрифт первоисточника. Печатный текст, как и рукописный, написан в один столбец и имеет большие поля.
Первые русские печатники сознательно воспроизводили в своих изданиях многие признаки рукописных книг: рисунки шрифтов, повторявшие вариации начертаний полууставного письма, включение строк вязи, заставки, концовки и инициалы, мотивы которых заимствованы из рукописей. Поэтому нашему неизвестному переписчику, владеющему навыками кириллического письма, удалось воссоздать довольно точную копию, причем  как по тексту, так и по оформлению.
Данная книга, очевидно, пользовалась большой популярностью у старообрядцев, которым было непросто приобрести печатное издание, соответствующее их религиозным убеждениям. «Послания и деяния Апостолов» много раз читали и перечитывали, о чем свидетельствуют пятна воска на страницах. Обветшавшую книгу бережно реставрировали. Аккуратно обрезанные печатные листы подклеивали на плотную бумагу голубоватого цвета, дописывая при этом недостающие буквы или слова. Следы такой кропотливой работы можно встретить на многих страницах: например, на листе с посланием Апостола Павла – стр. ШЧИ – 430 (?) (Необходимо отметить, что в данном издании присутствует двойная буквенная нумерация страниц.)

  

Старообрядческое издание «Послания и деяния Апостолов»
  
«Послания и деяния апостолов».  Печатная заставка
 
 

«Послания и деяния Апостолов». «Черневая» заставка
 
В рассматриваемом «Послании…» имеются и свои украшения – это 11 рисованных заставок «черневого» орнамента. Выглядят они довольно скромно и незатейливо.
На некоторых из них переписчиком дорисованы утраченные элементы. Простенькие заставки, выполненные пером в чернилах, на полностью рукописных страницах выполнены неумело и даже небрежно. И если с копированием текста наш переписчик-старообрядец справился неплохо, то витиеватые узоры орнамента удались ему хуже. Об этом свидетельствуют также и примитивные виньетки, изредка встречающиеся на больших полях издания.
Украшают страницы книги яркие заголовки и выделенные также киноварью инициалы. Красным цветом выделены и главные, с точки зрения создателей, мысли и слова «Послания…». Этому правилу следует и старообрядец-реставратор. Его затейливые заголовки и буквицы в старорусском стиле делают наше издание более привлекательным. Однако многие инициалы в  соответствии с самодельными заставками выполнены черными чернилами, добавляя изданию строгости.
Концовки в анализируемом тексте выглядят по-разному. Короткая фраза, подводящая итог определенной главы, может быть просто выделена красной краской. При этом новая глава часто начинается на этой же странице. Примеры этому мы видим на стр. Ж, КД, т.е. 24 и др. Более пространная концовка, как на стр. РЛГ - 133,  может иметь форму сужающегося вниз треугольника, что часто встречалось в древнерусской рукописной книге.
Переплет нашего «Послания…» представляет собой доски, «обволоченные», как тогда говорили, в ткань. Металлические застежки книги кустарной работы. На нижней стороне переплета имеются так называемые «жуковины» – металлические ножки, на которые опиралась издание большого формата для большей сохранности переплета и удобства при чтении.
В другом полностью рукописном издании «Октоих и Обиход» 19 века (?) переплет также неплохо сохранился и тоже сделан из досок, но уже обтянутых кожей с тиснением. В словаре В.И. Даля слово «октоих» растолковывается как «осьмигласник, книга церковного пения на восемь голосов». Очевидно, что эта певческая книга предназначена для нотного церковного пения.  В разряд этой литературы входит и «Обиход» –  богослужебная книга, в которой содержатся  главные песнопения православной церкви, положенные на ноты. В нашем случае они объединены в одном издании.
 
         
Певческая книга «Октоих и Обиход»
 
Это книга меньшего формата, чем предыдущий экземпляр из нашей коллекции, но более праздничная и нарядная. Текст песнопений написан гражданским шрифтом изящно и тщательно, как и нотные знаки. Заставки-рамки в стиле барокко и инициалы в этой книге выполнены по давней традиции в четыре цвета: красный, синий, зеленый и желтый. Есть здесь и 7 киноварных  буквиц.
Начальная страница рукописи помимо красочных заставки и инициала, созвучных по цветовой гамме, украшена  причудливым растением: из розетки листьев поднимается цветок на длинном стебле, а на его вершине раскрывается чудесный заморский плод. Также красиво оформлено начало каждого нового раздела книги. А вот концовки черно-белые примитивного типа и расположены на стр. 23 об., 92 об., 111.
 
 
Начальная страница рукописи «Октоих и Обиход»

От другой старообрядческой книги «Тропарь Ангелу хранителю», датируемой началом 19 века, сохранилось всего 16 листов. Здесь наличествует письмо в два цвета. Написана книга полууставом двух почерков, что характерно для рукописной книги, в создании которой нередко принимали участие и два, и три, а иногда и целая команда писцов. На листе 162 присутствует рисованная геометрическая заставка примитивного типа, выполненная красными и черными чернилами.
Имеются в музейной коллекции и рукописные издания более светского содержания. Например, «Домострой» – сборник апокрифов исторического и духовно-назидательного характера. Это рукопись – конволют первой трети 18 века. Данная книга совсем небольшого формата, предназначенная для домашнего, приватного чтения. Она написана полууставом и скорописью разных рук. Очевидно, что в ее создании принимали участие несколько человек. Имеется и владельческая запись: «Сия благодохновенная книга, глаголемая Домострос Спасова монастыря письмена  735 года».
Как видим, традиции создания  рукописной книги, видоизменяясь, сохранялись в течение многих столетий, что отчетливо прослеживается при анализе редких изданий из коллекции НХМ.
  
Литература:
 
1. Авдеева М.В. Старообрядческая рукописная книга «Деяния сего света и будущаго» из собрания Новокузнецкого художественного музея/Материалы внутримузейной научно-практической конференции, 15-16 мая 1995
г./Архив НХМ.- Новокузнецк, 1996.- С.19-31.
2. Авдеева М.В. «Толковое Евангелие Ф. Болгарского, 1764 г. Атрибуция и анализ»/ Архив НХМ: Фонд ? КП-257.- Неопублик., на правах рукописи.
3. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге.-М: «Книга», 1990.- С.54
4. Подобедова О.И. Некоторые проблемы изучения рукописной книги./ Древнерусское искусство. Рукописная книга.- М.: «Наука», 1972.- С.7-23.