Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Е. Попова. "Первая весна" П.И. Петровичева в собрании музея

Пётр Иванович родился в Ростовском уезде Ярославской губернии в 1874 году в семье крестьянина. С детских лет проявлял склонность к рисованию и был отдан в учение «богомазом». Случайная встреча в мастерской Ростовского монастыря с выдающимся


художником – баталистом В.В. Верещагиным изменила судьбу будущего художника. В 16 лет Петровичев уходит из мастерской иконописи в Москву, где вновь встречает Верещагина, и с его помощью поступает в  Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В годы учёбы Петра Ивановича в Училище возродилась деятельность пейзажной мастерской, руководителем которой  стал И.И. Левитан. Именно Исаак Ильич помог развиться таланту молодого художника, чьим любимейшим учеником вскоре стал Петровичев.
За годы учёбы произведения Петра Ивановича не раз получали высокую оценку и отмечались наградами, что позволило ему активно включиться в художественную жизнь столицы. После окончания Училища художник участвовал в  выставках «Товарищества передвижных художников», в которое был принят в 1906 году, а также в выставках объединения «Союза русских художников», куда был принят в 1911 году. На выставках его работы всегда высоко оценивались как простыми посетителями, так и искусствоведами. Таким образом, за предреволюционные годы он стал известным и признанным художником.
 Но случившаяся в 1917 году революция, изменив государственный строй, изменила и приоритеты в искусстве.  Если в начале XX века пейзаж был одним из ведущих жанров, то уже в 20-е- 30-е годы на место лидера претендуют тематические работы; пейзаж советской эпохи – это чаще всего изображение природы, преобразованной трудом человека. Творчество же художников «Союза русских художников», в том числе и Петровичева, получило штамп – «несовременно» и «безыдейно».
Работа «Первая весна» из нашего собрания была написана весной  1918 года. Что мог чувствовать художник в это время? С одной стороны, он – признанный и уважаемый художник, с другой стороны, всё в стране, где он жил и работал, менялось. Хотя менялось – это мягко сказано, всё рушилось, государство, законы, социальное положение, – не было ничего устойчивого, надёжного, всё могло измениться в любой момент, никто не знал, что будет дальше. По воспоминаниям Ольги Эрнестовны, жены художника, условия жизни в те годы были суровыми, тяжело было с транспортом, с питанием и всем другим.
Весной 1918 года П.И. Петровичев уезжает из Москвы во Владимир, подальше от политики, и погружается в работу. Трудолюбие было одной из отличительных черт этого художника, именно в работе он хотел найти опору в это нестабильное время. Но работа, написанная в такой трудный момент жизни художника, не могла не носить отражение тех чувств, которые переживал автор. Не этим ли тревожным состоянием объясняется настроение картины «Первая весна»?
В своём творчестве Петровичев не раз обращался к теме весны, да и для художников объединения  «Союз русских художников» она была характерна. Обращаясь к мотиву весеннего пробуждения природы,  – по мнению исследователей их творчества, – художники открывали в нём  для себя всё новые и новые образы обновляющейся природы.
Но в работе Петровичева «Первая весна» весна явно не несёт в себе эмоционального всплеска, положительного заряда, динамизма. Пейзаж статичен: узловой центр композиции находится на точке золотого сечения; композиция построена по принципу прямой перспективы, уравновешена равнозначными и равновесными тёмными и светлыми пятнами. Количественное преобладание диагональных линий, идущих сверху вниз, слева направо не создает впечатления динамики; горизонтальные и вертикальные ритмы уравновешены между собой.
Таким образом, художник создаёт образ весны, для которой характерно ощущение остановившегося времени, природа как будто замерла в предчувствии и ожидании неизвестного и неизбежного будущего.
 
 
Если говорить о работе «Первая весна» и о творчестве П.И. Петровичева в контексте русского импрессионизма, который был характерен для представителей «Союза русских художников»,  то художник в данной работе остаётся верен классическим приёмам в
построении композиции  и не использует приёмы, характерные для импрессионистов (кадрированность, стремление к передаче живой воздушной среды и т.д.).   
Все же влияние импрессионизма ощущается в колорите картины и в технике наложения мазка. Но, говоря о колорите работы П.И. Петровичева, нужно отметить, что цветовая палитра его работ, в отличие от произведений признанных «русских импрессионистов» – Коровина, Грабаря, Виноградова, создается по иному принципу. По мнению искусствоведа А.М. Амшинской*, это ощущение
живого цвета, а не условной его интерпретации, Петровичев впитал  в мастерской иконописи. Художник любил писать минералами, он сам искал и растирал  естественные камешки. Использование так называемого «чистого цвета» в картине отличает его  и от «академических» художников, что делает работу П.И. Петровичева новаторской, а самого художника ставит в особенное положение в ряду современных ему пейзажистов.
Используя находки импрессионистов и традиции, впитанные в мастерской иконописи, в работе «Первая весна» Пётр Иванович  смог  изобразить весну сдержанную и приглушённую по колориту. Работа лишёна яркого солнечного света, солнце как будто заблудилось в облаках, осветило небо, но не сумело достигнуть поверхности земли. И в этом мы можем усмотреть влияние настроения художника, его размышлений и тревоги о будущем.
Ещё одна особенность работы П.И. Петровичева, характерная, по мнению искусствоведов, и для всего русского искусства, в том числе и для импрессионизма, – это  содержательная доминанта, тяготение к первичности смыслового значения художественного образа, главенство содержания над формой. Произведение Петровичева – это не просто работа, признанная дарить эстетическое наслаждение, это работа-раздумье. Чего стоит одно название «Первая весна», название, наталкивающее на размышления и несущее в самом себе смысловую нагрузку, подсказку для пытливого зрителя и разгадку состояния художника. Мы действительно видим на картине Петровичева «первую» весну – первую весну нового государства, нового порядка и новой жизни, которую приходилось встречать уже зрелому человеку и сложившемуся художнику.
 

Несколько слов хотелось бы сказать о второй работе П.И. Петровичева из фондов НХМ, это работа «В Петровском саду».
На картине художник изобразил одну из достопримечательностей Москвы, памятник паркового искусства XIX века, получивший название в честь императора Петра I.
В отличие от работы «Первая весна» эта картина создаёт иное настроение, перед нами летний солнечный день. Хотя написана она была в 1922 году, когда в стране продолжалась гражданская война, картина не несёт отпечатка современности, а обращает нас к прошлому.
Берег озера в тихом старинном парке. Три стихии: водя, земля и воздух – уравновешены между собой. Картина несёт ощущение стабильности, художник изобразил заповедный уголок парка, присутствие людей как бы скрыто, дома прячутся вдалеке за деревьями, а узкая тропинка лишена гуляющих.
Горизонтальный формат полотна, преобладание горизонтальных линий (береговая линия, дорожка, верхушки деревьев) создаёт ощущение пространства бесконечно протяжённого, тянущегося далее за пределы рамы картины. Построение композиции близко к  импрессионистическому подходу, изображение части деревьев, словно срезанных сверху, фрагментарно изображенные забор и крайние дома поддерживают ощущение случайно выхваченного из жизни мгновения.
Использование сочных ярких цветов художником несет настроение радости, создает впечатление явного любования реальностью.
Интересно то, что художник назвал свою картину «В Петровском парке», хотя в 1917 году парк получил новое название – Парк Свободы. В этом можно увидеть то, что художник остаётся верен ушедшей эпохе, и для него старые названия ближе и реальнее, чем современные.
И действительно, несмотря на все влияния и течения, возникающие в 1920-е годы, Петр Иванович оставался верен выбранному реалистическому пути и самому себе.
 
  Литература:
 
1. «История русского и советского искусства»: Учебное пособие для  вузов /  М.М. Адлеров, О.С. Евангулова, В.А. Плугин и др.; Под ред. Д.В. Сарабьянова.-2-е изд., перераб. И доп. – М.: Высшая школа, 1989.- 448 с.:ил.
2. Лапшин В.П. Союз русских художников. – Л.: Художник РСФСР, 1975.- 146с.: ил.
3. Круглый Ю.А. Пётр Иванович Петровичев.- Л.: Художник РСФСР, 1975. – 146 с.: ил.
4. Пётр Иванович Петровичев. О жизни и творчестве художника. Авт. – сост. В.В.Руднев. - М.: Изобразительное искусство, 1979 г. – 144 с.: ил.
5. *А.М. Амшинская «Вклад П.И. Петровичева в русскую живопись» //Пётр Иванович Петровичев. О жизни и творчестве художника. Авт. – сост. В.В.Руднев. - М.: Изобразительное искусство, 1979 г. – 18 стр.