Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Г.Силенкова.К вопросу о датировке «Портрета великой княжны Екатерины Михайловны» Тимолеона Неффа

                    
                                                  

Атрибуция, связанная с музейной практикой, составляет важное направление в научных исследованиях. По выражению известного искусствоведа Б.Р. Виппера, автора книги «Введение в историческое изучение искусства», «атрибуция – это пробный камень научно-исследовательской работы в музее и вместе с тем ее самый зрелый плод, ее увенчание». Атрибуция стоит во главе угла важнейших направлений музейной работы, и такие ее сферы, как хранение, построение экспозиции и, наконец, популяризация, приобщение к сокровищам мирового искусства широкого зрителя, не могут успешно осуществляться без ясного представления о художественной ценности и исторической значимости памятников. Однако атрибуция важна не только для музейной работы. Она необходима для осмысления истории искусства как процесса, давая исследователю ключ к правильной интерпретации произведения, которое раскрывается во всей глубине лишь в контексте породившей его культуры.
Уточнение времени создания работы Т. Неффа  не являлось целью отдельного исследования, изменения произошли в процессе изучения материалов о жизни и творчестве художника, его взаимоотношений с членами императорской фамилии.
О Тимофее Андреевиче (Тимолеоне Карле) фон Неффе (1805-1876) известно крайне мало. После нескольких статей начала 1860-х годов и вышедшей затем монографии, написанной дочерью художника Марией фон Грюневальдт, фактически никто исследованием творчества Неффа не занимался. Его произведения или не сохранились, или рассеяны по музеям нашей страны и зарубежья, частным коллекциям. Между тем в свое время имя Неффа было необычайно популярным. Работая в области жанровой и портретной живописи, он стал известен, прежде всего, как автор многочисленных образов для православных храмов, строившихся как в России, так и за ее пределами.
Художник был очень любим при дворе и, несмотря на сухость, неэмоциональность его живописи, «с 1831 года сделался придворным живописцем». По свидетельствам современников, возвышение Т. Неффа при дворе произошло исключительно благодаря его личным качествам. Отношение императора Николая I к художникам определялось, прежде всего, работоспособностью и отсутствием у них творческой лени. Выросший в бедности Нефф был обязателен, учтив и самоотвержен при выполнении заказов.  Обязанностью Неффа было портретировать особ императорской фамилии, великих княжон и их детей. Через год он получил официальный статус придворного живописца, а ещё через два – пожизненную пенсию. Поездки в Италию (1835-1837г.) закрепили приверженность Т. Неффа к канонам классицизма, что делало его работы для ценителей прекрасного исключительно привлекательными. Отстраненная идеализация образа отвечала желаниям заказчиков, и в середине XIX века Т. Нефф был одним из популярных портретистов.
Помимо написания портретов Нефф был наставником в живописи великих княжон – Марии Николаевны и Екатерины Михайловны. Великая княжна Екатерина Михайловна (1827-1894) – третья дочь великого князя Михаила Павловича и его жены Елены Павловны, внучка императора    Павла I. Елена Павловна воспитывала дочь в строгости, сама руководила её образованием, лично подбирала преподавателей, которые должны обучать великую княжну иностранным языкам, пению и рисованию. Одна из самых умных и образованных женщин своего времени, она слыла просвещенной меценаткой. Салон Елены Павловны собирал лучших представителей русской науки, культуры и искусства, очень многие из них были обязаны ей своей славой. Великая Княгиня покровительствовала К.П. Брюллову, И.К. Айвазовскому, оказывала поддержку художнику А.А. Иванову, писателю И.С. Тургеневу, хирургу Н.И. Пирогову….
            
Особым доверием великой княгини и её дочери Екатерины Михайловны пользовался художник Тимолеон фон Нефф, который сопровождал их в заграничном путешествии летом 1850 года. Именно во время этой поездки в Доберане состоялась встреча великой княжны с герцогом Георгом Августом Эрнестом Мекленбург-Стрелицким, и после письма с благословлением Императора Николая I было объявлено об их помолвке.
Изучение материалов международной научной конференции «Русская ветвь Мекленбург-Стрелицкого Дома» (Санкт-Петербург, 2001год) позволило  в статье С.В. Казаковой «К истории заключения брака Великой Княжны Екатерины Михайловны и герцога Георга Августа Мекленбург-Стрелицкого» найти историю создания портрета великой княжны, выполненного Т. Неффом. Портрет поступил в Новокузнецкий художественный музей  в 1965году из ГТГ, куда ранее был передан из Эрмитажа – семейной коллекции царской семьи.
«Портрет великой княжны Екатерины Михайловны» Тимолеона Неффа представляет линию развития парадного портрета середины XIX века. На фоне зимнего сада Михайловского дворца, построенного К. Росси в 1818-1825 годах для её родителей, великая княжна «предстает в утреннем платье без кринолина, в жакете, расшитом золотом, в стиле народного казакина. Её одежда демонстрировала преданность русским национальным традициям и принадлежность к руководству женским патриотическим обществом».(1,8) Портрет не датирован, но по возрасту модели, одежде и модной прическе с двойным пробором – это произведение достаточно точно было отнесено ранее к 1850-м годам.
С.В. Казакова, ссылаясь на воспоминания дочери художника Марии фон Грюневальдт, в описании подготовки Церемониала бракосочетания великой княжны и герцога (с 21 октября 1850 года по 4 февраля 1851 года) приводит историю создания портрета и довольно точное его описание. « В это время Т. фон Нефф написал портрет Екатерины Михайловны – невесты. Он попросил у нее разрешения написать портрет по своему вкусу, не следуя традиционным условностям. По описанию дочери художника Марии фон Грюневальдт портрет производил «электризующее» впечатление: «Великая Княжна стоит прямо, погруженная в задумчивость. Голова нежно склонена, глаза, полные душевного выражения, обращены вверх, руки как бы в рассеянности опущены вниз, правая рука играет с жемчужным ожерельем, сочная пальмовая зелень создает фон на заднем плане». Нефф написал также образ, которым благословляли Екатерину Михайловну («Маdonna della Sedia»). Она же в ответ подарила художнику булавку с большим изумрудом «на память о своей свадьбе и о тех часах, которые она провела в его ателье»(2,89).
«По воспоминаниям дочери Т. фон Неффа «в день перед венчанием, в пятницу, Великая Княжна была [у него. — С.К.] в ателье, в субботу состоялась свадьба, в воскресенье большой прием при дворе, в понедельник – снова в ателье. Такие мелкие штрихи говорят больше о характере [их взаимоотношений. — С.К.], чем длинные описания». Глубокие дружеские чувства связывали Т. фон Неффа, Великую Княгиню Екатерину Михайловну и ее супруга до последних дней жизни художника»(2,92).
 Доверительные отношения художника и Екатерины Михайловны, а также особенности биографии и личности портретируемой  дали Т. Неффу возможность отойти от традиционных приемов парадного изображения. В петербургском обществе Екатерина Михайловна занимала высокое положение, имела свой двор, слыла дамой строгой, хорошо знающей себе и своему рангу цену. Екатерина Михайловна продолжила благотворительное дело Елены Павловны, она не  только опекала учреждения Ведомства её матери (приюты, лечебницы, дома призрения…), но и создавала новые. Содействовала она и женскому образованию в России, являясь попечительницей разных учебных заведений. В парадный портрет своей любимой ученицы художник вносит характер некоторой неофициальности, умеренной открытости образа, возникающей благодаря непарадной одежде, «будничному» жесту руки, поправляющей браслет, отсутствию антуража. Не слишком углубляясь во внутренний мир героини, Нефф все же создает пленительный образ молодой дамы, к которой художник испытывал чувство искренней симпатии.
Доклад об уточнении датировки работы Т. Неффа был заслушан на методическом занятии 16 апреля 2010 года и утверждён Методическим Советом НХМ.

Литература:
1. Новокузнецкий художественный музей. Каталог/ Авторы текста и составители каталога: Т.А. Бычкова, Т.М. Высоцкая, Л.Н. Ларина. - М.: Белый город, 2006.- С.8-9.
2. Русская ветвь Мекленбург – Стрелицкого Дома: Сборник трудов международной научной конференции 16-18 октября 2001 года.- Санкт-Петербург: Лики России, 2005.- С.84-94.