Витольд Каэтанович Бялыницкий — Бируля. Выставка к 145-летию со дня рождения

Родился этот выдающийся художник (Народный художник РСФСР и БССР)   31 января (12 февраля) 1872 года в поместье своего отца Крынки современного Белыничского района Могилевской области Белоруссии.
Некоторое время художник жил в Киеве у старшего брата Александра и учился в кадетском корпусе. Здесь он подружился с местными художниками, которые познакомили его с М. Мурашкой — руководителем известной в то время художественной школы. Оставив кадетский корпус, Витольд переходит в школу, где получает начальные уроки живописи, а затем поступает в Московское училище живописи, скульптуры и зодчества, учится у С.А. Коровина, В.Д. Поленова, И.М. Прянишникова.
В то же время В. Бялыницкий-Бируля знакомится с И.И. Левитаном. Частые встречи, беседы, работа в мастерской великого живописца стали хорошей школой для начинающего художника. Под влиянием таланта своих учителей он начинает понимать, что его любимый жанр — пейзаж, окрашенный лирическим настроением.
С 1897 года В. Бялыницкий-Бируля начинает показывать свои картины на выставках Московского объединения любителей искусств и Московского общества художников, на Международных выставках и конкурсах, где его работы все чаще и чаще отмечаются и становятся заметными.
С 1899 года имя художника появляется в каталогах передвижных выставок. Его пейзаж «Вечные снега», экспонировавшийся на Кавказской юбилейной выставке в 1901 году, отмечается золотой медалью. В 1904 году В. Бялыницкого-Бирулю избирают членом Общества передвижных выставок (передвижников), а через четыре года он удостаивается звания академика живописи.
Большой успех пришел к художнику в 1911 году, когда его картина           «Час тишины» получила почетную медаль в Мюнхене и бронзовую — в Барселоне. Это признание стало одним из высших достижений мастера.
Последующие годы его творчество тесно связано с «Чайкой» — дачей, которую он построил в 1912 году недалеко от мест, где часто работал И. Левитан (Тверская область). Озеро Удомля и его окрестности послужили неисчерпаемым источником мотивов для дальнейших этюдов.
В 1936 году художник посещает пушкинские места — Михайловское и Тригорское — и привозит оттуда целую серию картин. Побывав в Клину, на родине П. Чайковского, он пишет новые пейзажи — уголки природы, которые любил классик русской музыки. Ещё не раз в своей жизни художник обратится к мемориальному пейзажу, оставив на полотнах изображения мест, связанных с жизнью знаменитых людей (Л.Н. Толстого, В.И. Ленина и др.).
В своем творчестве В.К. Бялыницкий-Бируля оставался верен традиции русского лирического пейзажа XIX века. Особо широкую известность художнику принесли полотна, в которых он создавал образ весны.
В фондах НХМ хранится 5 произведений Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бируля: «Деревня», «Весна. Первая трава», «Ранняя весна»,  «Весна» и «Зима». Произведение «Деревня», написанное до строительства дачи «Чайки», отличается от остальных яркостью, буйством летних красок, и выбранным мотивом. Три другие работы выполнены в традиционной для художника цветовой гамме и созданы, скорее всего в окрестностях Удомли. Перед нами  излюбленные им переходные состояния дня и смены времен года.
Бесконечное стремление к идеалу  И.И. Левитана, который считал, что: «Самое главное и самое трудное — это постичь в пейзаже верное отношение земли, неба и воды», остаётся для Витольда Каэтановича основным на всю жизнь.