Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Выставка русского искусства ХIХ - ХX вв. «Море, солнце, Крым»

Со 02 по 28 марта в Новокузнецком художественном музее экспонируется выставка русского искусства «Море, солнце, Крым» (из фондов Ярославского художественного музея).

Выставка из 65 произведений русских и советских художников XIX-XX веков собрания Ярославского художественного музея посвящена Крыму как месту отдыха. На выставке представлены работы прославленных художников, таких как И.К. Айвазовский, А.П. Боголюбов, П.П. Верещагин, И.И. Левитан, К.А. Коровин, экспонируются и картины менее известных широкой публике Р.Г. Судковского, Л.Ф. Лагорио, М.П. Латри, Н.Н. Гриценко и других. В разделе живописи советского периода выделяются работы маститых мастеров, во многом определявших пути развития искусства того времени, академиков Н.С. Самокиша, П.И. Котова, Е.Е. Моисеенко. Живописцы разных стилистических направлений, разной известности и степени таланта объединены любовью к Крыму, желанием сохранить и воплотить в красках свои крымские впечатления.

По разным причинам более половины работ, представленных на выставке, последние 30-40 лет не демонстрировались публике и будут приятным новым открытием для всех любителей живописи. 

С 1870-х годов Крым облюбовали живописцы. Вслед за феодосийцами И.К. Айвазовским и Л.Ф. Лагорио, воспевавшим Крым как свою родину, на полуостров на этюды стали приезжать и другие художники. Их вдохновляла эпическая красота природы Крыма, своеобразие национальных традиций местных жителей, горы у моря, татарские сакли и жизнь рыбаков, - вот излюбленные мотивы произведений того времени. Художники стремились передать спокойствие, особую гармонию и умиротворение крымских пейзажей. В начале XX столетия в работах, посвященных Крыму, преобладала уже другая тема – радость отдыха, солнце и море, цветы и фрукты, - что соответствовало освоению полуострова как курортного места.

Пережив смутное время революции и гражданской войны, Крым начал формироваться как всесоюзная здравница. И именно в таком качестве остался в памяти и до сих пор любим многими россиянами. Уже в 1930-е годы советские художники едут на этюды в Крым, чтобы запечатлеть дома отдыха советских трудящихся, и, тем самым показать достижения страны в первые послереволюционные десятилетия. С 1960-х годов Крым полюбили "дикие туристы", как называли отдыхающих, организовывавших свой отдых самостоятельно. Палатки и походы в горы, песни и стихи у костра – таковы приметы этого отдыха. По-новому осмысляется и крымская земля художниками, стремящимися передать в своих работах не столько реальные виды Крыма, сколько его сокровенную суть, знаковый смысл.