Художники Горного Алтая. 12+

Искусство современного Горного Алтая развивается в двух направлениях: реалистическом, которое господствовало на протяжении многих десятилетий, и условно-абстрактном, тесно связанном с понятиями этноархаики и археоарта.
В системе жанров алтайской реалистической живописи всегда доминировал пейзаж. Природа региона для авторов была источником не только творческой энергии, но и особой духовности.  Основная роль алтайских пейзажистов  заключается в том, что они смогли соединить полученные во время обучения в профессиональных учебных учреждениях навыки живописной культуры разнообразных по стилю школ с теми чисто алтайскими и провинциальными представлениями о красоте, которые сохраняются уже на протяжении второй половины XX – начала XXI в.
Известными представителями первого направления стали  Владимир Чукуев, Игнат Ортонулов, Евгений Бучнев, Иван Катонов. Повышенная декоративность цвета характерна для пейзажных композиций этих художников Горного Алтая.  Владимир Чукуев изображает в своих произведениях величественные панорамы горных массивов, суровые и неприступные вершины, живописные горные озера и реки. Цвет, декоративное начало выступают всегда как главные моменты, определяющие построение композиции, создание художественного образа.
Второе направление - стилизованное искусство, этноархаика - предполагает органичный синтез пластики и образности архаического искусства с профессиональным изобразительным языком.  Результат этого синтеза – мощные и глубокие работы, полисемантичные художественные тексты, поддающиеся разнообразным интерпретациям и, более того, рассчитанные на них. Символ используется художником в его исконной функции – как форма выражения неведомой сущности. В этом направлении работают мастера этого направления Сергей Дыков, Валерий Тебеков, Амыр Укачин.
Выдающийся мастер этноархаики Сергей Дыков представляет яркий образец того типа творчества, когда художник почти полностью отходит от этнографической предметности и вместо заимствований и цитирований создает собственные знаки-образы. Творчество Дыкова являет собой пример абсолютного угадывания сути изображаемого предмета. Это стало возможным даже не по причине отменной исторической эрудированности художника, а благодаря мощи его творческой интуиции. Вживание в поэтику древнего искусства позволяет ему создавать яркие, невероятно «цветные» работы. Пластика его работ упругая, струящаяся, плоскости контрастируют и одновременно  перетекают одна в другую.
Мода на этноархаику, возможно, уже пережила свой пик в конце 1990-х годов, но само это направление пока еще сохраняет свои позиции как художественно-стилевая разновидность современной сибирской живописи. Останется ли это направление значимым в культурном пространстве Сибири и дальше – покажет время.

Загадки Горного Алтая