Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

И в памяти и в книгах навсегда…

Новокузнецкий художественный музей представляет виртуальную выставку работ известного московского графика Александры Феликсовны Билль, посвященных Великой Отечественной войне.
Александра Феликсовна Билль (1914-1992) — художник, иллюстратор, Член Союза художников СССР. Родилась в Томске. В 1939 году Билль окончила художественный факультет Московского института изобразительных искусств.  Ей посчастливилось учиться у талантливых педагогов В. Фаворского, К. Истомина,  А. Гончарова, П. Павлинова  и  М. Родионова. Хорошая школа во многом определила дальнейший путь творческого развития художницы. По окончании института Билль выполняет свои первые работы для издательства «Детгиз».
Но занятия искусством были прерваны войной. Активное становление творческой индивидуальности художницы приходится на первые послевоенные десятилетия. Начиная с 1946 года,  Билль уже постоянно выступает как иллюстратор книги. Сотрудничая с издательствами «Детгиз», «Гослитиздат» и «Художественная литература», она оформила около пятидесяти изданий, в число которых входят произведения русских и зарубежных писателей, среди них — Стендаль, Маршак, Горький, Пушкин, Лермонтов, Бальзак и многие другие. В каждой новой работе Билль все более совершенствовала своё графическое мастерство, стремилась не просто «проиллюстрировать» сюжетные коллизии, но выразить сам дух литературного произведения. Работы художника  в станковой и книжной графике не раз получали высокую оценку на всесоюзных и международных конкурсах, удостаивались почетных дипломов Союза художников и Академии художеств СССР.
В собрании Новокузнецкого художественного музея собрана небольшая коллекция произведений этого художника: одна живописная и  28 графических листов, выполненных в различных техниках оригинальной и печатной графики.
Знакомясь с творчеством Александры Феликсовны Билль, листая её работы  из  собрания НХМ, невольно отмечаешь ту энергию, которая была ей присуща не только как свойство характера, но и как неотъемлемая черта ее дарования. Активность восприятия жизни находит выражение и в выборе тем гражданского звучания, и в стремлении донести до зрителя все многообразие своих впечатлений от окружающего мира.
Серия «Стихи о Великой Отечественной» А.Ф. Билль была передана Новокузнецкому художественному музею из Республиканского центра художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства  «Росизопропаганда» в 2000 году.
Серия небольших по формату двухцветных гравюр на дереве по мотивам военной поэзии состоит из  6 иллюстраций к двухтомнику стихов о Великой Отечественной войне (1985). Сами названия ее графических листов – «Хотят ли русские войны», «Вставай страна огромная - идет война народная», «Исполнение седьмой симфонии»,  «Миру-мир!» - свидетельствуют о гражданственной направленности её произведений.
Рассматривая работы художника,  можно вспомнить  отдельные периоды войны 1941-1945 годов  от  трагического начала (лист 1 «Вставай страна огромная») до её победного завершения (лист 5 «Салют»,  передающий радостное ощущение  победного мая). Лист 6 «День Победы» посвящен  легендарному Параду Победы  24 июня  1945 года.  Воины-победители бросают на деревянные помосты у Мавзолея знамена и штандарты разгромленных гитлеровских  войск. Это был полный священного смысла акт, своего рода священнодействие, символизирующее окончательную победу над фашистской Германией.  Перед нами иллюстрация к строкам из стихотворения  Александра Ясного: «Москва в огнях. Торжественный венец ракетных звезд героям салютует…». Венец, как символ победы, символ  славы и признания заслуг перед Отечеством. Техника цветной ксилографии позволила художнику лаконично и ясно,  используя лишь два контрастных цвета, создать эффект эмоционального накала и драматизм передаваемых событий. Тема Великой Отечественной войны при всей монументальности основных образов передана личностно и человечно. Вглядываясь в её работы,  мы видим чувства и жизненные драмы отдельных людей, связанных общей судьбой военного времени.
Для графических листов Билль характерно обобщенное, нередко экспрессивное образное решение, ясно прослеживаемое и в работах, иллюстрирующих антологию  многонациональной поэзии,  посвященной Великой Отечественной войне. Ритмическое и цветовое решение, монументальность исполнения вносят в образный строй этих произведений ноты героико-драматического звучания, находящие развитие в страстном призыве к борьбе против войны.