Управление культуры

 

Администрация Новокузнецка

 

Оценка качества услуг учреждений культуры

 

Госуслуги

 

Госкаталог

 

Противодействие коррупции

Е. Моисеенко. От эскиза - к картине

 

Выставка «От эскиза к картине» приурочена к 100-летию со дня рождения художника Евсея Евсеевича Моисеенко (1916-1988 гг.). Кроме живописных полотен, закупленных в мастерской художника в 1980-х годах, на выставке представлены эскизы к известнейшим работам, которые находятся в собрании центральных музеев страны. В 2006 году Новокузнецкий художественный музей получил эти эскизы в дар из фондов Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств.

Евсей Евсеевич Моисеенко — это художник-классик второй половины ХХ века, получивший признание при жизни и наделенный всевозможными должностями и званиями (Академик АХ СССР, Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда , Лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР ). Пятнадцатилетним подростком отправился он из глухого белорусского села в Москву, где в 1931 г. поступил в Художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина, на отделение росписи по металлу и папье-маше. Училище давало возможность пройти производственную практику в известных центрах русского народного творчества селах Жостово, Федоскино, Палех. Нельзя не заметить влияния, оказанного народным искусством, на дальнейшее творчество художникаего свободная темпераментная манера, отказ от правильного академического рисунка, включение в палитру тяжелого черного цвета.

Окончив училище, Моисеенко весной 1936 г. приехал в Ленинград и поступил на живописный факультет в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (ИЖСА). Здесь ему посчастливилось учиться у Александра Осмеркина, художника высокой профессиональной культуры, понимавшего и ценившего народное искусство.

Занятия прервала война: 5 июля 1941 г. Евсей Евсеевич ушел добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он вместе со своей частью попал в окружение и фашистский плен.

«Прошло немало лет, прежде чем я смог написать цикл картин «Этого забыть нельзя» — про нацистский концлагерь, куда я попал военнопленным. Наша часть попала в окружение и считалась пропавшей без вести. Четыре года я провел в концлагере Альтенграбов — в аду, унижении, болезнях, голоде, холоде, безвестности. Из человека вытравлялось всё человеческое. Гибли лучшие люди, молодые и сильные, полные надежд, рожденные для любви и счастья.

Вспоминать об этом тяжело. У нас в ополчении было много студентов из академии и университета, мало кто уцелел... Тем, кто остался жить, повезло... Мне повезло и в том, что бремя пережитого не сломило во мне художника. Я вернулся в академию и снова взял в руки кисть».

После освобождения он сражался в 3-м Гвардейском кавалерийском корпусе. В ноябре 1945 г. возвратился в институт и в 1947 г. блестяще его окончил.

С 1958 г. Моисеенко начал преподавательскую деятельность в ИЖСА в качестве руководителя персональной живописной мастерской. Напряженная педагогическая работа не мешала его собственному интенсивному творчеству. Персональная выставка художника, открывшаяся в марте 1982 г. в ГРМ, показала настоящий масштаб его дарования и невероятную, почти на пределе человеческих возможностей работоспособность. «Натюрморт с жасмином», представленный на выставке 1982 года можно увидеть и в данной экспозиции. Художник здесь строит композицию на контрастах: цвета, ритма, многозначительности перспективы. В натюрмортах Е.Моисеенко ощутимо влияние французской школы живописи (П.Сезанна, П.Пикассо, Ж.Брака и др.) и русских «сезаннистов» — А.Куприна, А.Осмеркина, П.Кончаловского, И.Машкова, А.Лентулова. Все натюрморты художника великолепно составлены по форме, цвету и «смыслу» — они философичны, символичны, лиричны.

Искусство Моисеенко автобиографично по своей сути. Он изображает то, что пережил, что глубоко вошло в сознание. Уход из родного дома в отроческом возрасте и связанные с этим событием переживания обострили интерес Моисеенко к миру подростков. Он посвящает этой теме круг работ: от явно биографических «Мальчик. Из детства», до изображений отдыхающих мальчишек, увиденных в единстве с природой «Мальчишки», где в простеньком сюжете о детях, греющихся на островке, своей формой вызывающем ассоциации с земным шаром, заложен глубокий смысл – раздумье не только об их будущем, но и о судьбе всего мира.

На протяжении всего творчества главной для Моисеенко остается тема войны, страдания, высоты человеческого духа, трагических потерь и счастья Победы. Эскизы к картине «Дома» дают представление о том, какие творческие поиски сопровождали художника при создании сложных, драматических произведений. В них ощутимо его взыскательное отношение к точности и достоверности каждой изображаемой детали. Рисунки он делает на небольшом листе бумаги, почти одним контуром. Цвет обретает надлежащую базу лишь после того, как определится равновесие черно-белого и все элементы композиции гармонично «завяжутся» в общий картинный силуэт.

«Сюжет картины может явиться неуловимо, непредсказуемо, но то, что хочешь выразить, копится долго. Тут твоя судьба, твоя память. И память мне подсказывала, что тема Победы не может быть связана только с фанфарами, парадами и гимнами. Ведь погибло столько людей, сломано столько судеб!

Я не могу забыть взгляд матери, когда она меня провожала летом 41-го года, и долго вынашивал мысль о картине прощания женщин с уходящими на фронт отцами, братьями, мужьями. Постепенно отходишь от второстепенных подробностей. Но вначале я должен не по памяти, а заново, свежо написать каждую деталь: руки ли старых женщин, ветку ли дерева. Только тогда у полотна появится свое дыхание».

В 1970-х годах художник совершает ряд путешествий по странам Европы. И что бы он в дальнейшем ни писал солнечную Элладу, интеллектуальный Париж или близкую его сердцу Испанию, песенное начало присутствует в его живописи как ритм, поэзия, как атмосфера. В картине «Испанка» основное внимание сконцентрировано на передаче внутреннего мира изображаемой, при этом художник очень тонко использует живописное окружение, декоративные детали: шаль, элементы натюрморта на столе — все эти вещи говорят о причастности женщине к среде, ко времени, в котором она живет, к жгучему темпераменту, способному так глубоко чувствовать.

От природы Моисеенко был щедро одаренным человеком. Он не только абсолютно видел цвет, но и абсолютно слышал слово. Его тяга к литературе — не просто дань времени, но и глубинная потребность творческой натуры. Любимый поэт — А С. Пушкин. К его образу художник возвращался постоянно. В собрании музея значительное количество эскизов к произведениям Моисеенко, посвященным поэту: "Пушкин в Болдине", 1974; "Пушкин", 1976; "Вечер. Пушкин", 1978 — одна из последних значительных работ Моисеенко, посвящена умирающему Пушкину.

Выставка «От эскиза к картине» дает нам возможность поделиться со зрителем самым сокровенным, тем, что не предназначено для экспонирования на больших выставках. Мы решили показать тот живой материал, без которого немыслимо появление значимого произведения искусства. Не так часто художник показывает «творческую кухню» живописца: те камерные вещи, в которых, как правило, отражено первое, наиболее острое восприятие увиденного или первоначальный творческий импульс мастера. Выставка живописи и эскизов дает возможность приобщиться к творческому процессу, проникнуть в глубину замысла художника, увидеть его работу на разных стадиях.